Халкидонский догмат как лезвие бриты

Халкидонский - догмат для нашего разума- это лезвие бритвы, на котором очень трудно удержаться на уровне верощущения. С одной стороны, мы спадаем в несторианство (аидеи антиохийской школы), с другой, - в монфизитство (истоки в Александрийской). Орос утвержден, мы его знаем и можем произнести, но наверное, на уровне бессознательного вероощущения мы спадаем или в сторону монофизитства или несторианства. Это распространяется и на понимание нашей собственной человеческой природы. Хоть чуть-чуть но куда-то человек невольно уклоняется, я, например, невольно уклоняюсь в сторону несторианства. Может действительно Халкидонский орос выше человеческого понимания и восприятия!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Иван и Елена!

Вы, конечно же, правы, утверждая о трудности восприятия вероопределения IV Вселенского (Халкидонского) Собора. Ведь не случайно образ соединения Божественного и человеческого естеств во Христе выражен отцами Собора не в катафатических (положительных), а в апофатических (отрицательных) терминах: «...неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно».

Однако даже и апофатическая формулировка не дает оснований для несторианского или монофизитского понимания названного догмата (Вы же пишите: «Орос утвержден, мы его знаем и можем произнести, но наверное, на уровне бессознательного вероощущения мы спадаем или в сторону монофизитства или несторианства. Это распространяется и на понимание нашей собственной человеческой природы. Хоть чуть-чуть но куда-то человек невольно уклоняется, я, например, невольно уклоняюсь в сторону несторианства»). Орос ясно указывает на единственность Ипостаси Христа и на двойство естеств, отрицая тем самым и несторианство, и монофизитство. Уклонения же, о которых Вы пишите, как правило возникают при попытках самостоятельного, не основанного на Священном Предании осмысления учения о Лице Господа Иисуса Христа.

В целях лучшего понимания данного учения я рекомендую Вам детально ознакомиться с Деяниями Халкидонского Собора, а также с трудами святителя Кирилла Александрийского, Леонтия Иерусалимского, преподобного Максима Исповедника, Феодора Абу-Курры, посященными интересующему Вас разделу Православной догматики.

Благодарю за вопрос!
 
Сверху