Вспомним о верующих в СССР

В этой теме рассказываем о верующих в СССР, их проблемах, даем социальный портрет и др. Предлагается рассказывать свой опыт, опыт ваших родителей, знакомых и др.
Мы знали немного людей, верующих в СССР. Прежде всего, это тетка жены, отошедшая к Богу в прошлом году (1926 г. р.). Она родилась в деревне, но взрослую жизнь прожила в Москве. Образование – техникум, работала на оборонном предприятии и ……всю жизнь ходила в церковь (с хорошей регулярностью для тех лет), ежемесячно исповедалась и причащалась. Она же и крестила жену в 1969 году.
Верующей была бабушка мужа 1903 г. рождения. Она была не совсем безграмотной, жизнь прожила в городе, имела полное начальное образование, полученное до революции (ЦПШ). Она крестила сестру мужа, но его самого крестить не дал ее сын-секретарь парткома крупного завода. Муж крестился только в 1995 г., после прочтения евангелия от Матфея, полученного бесплатно от протестантов-евангелистов.
Остальные наши знакомые и родственники в храм не ходили, хотя многие были крещенными. Муж жил во второй половине 1980-ых гг. в западной Белоруссии в г. Гродно. Там связь с церковью сохранилась у людей сильнее, все (и католики, и православные отмечали Рождество и Пасху), детей крестили, многие венчались, однако, живой веры было мало, преобладало обрядоверие.
Муж находился в духовном поиске с юных лет, однако, о православии не имел представления. Поиски привели его в подпольный кружок йоги. Хотя «подпольным» его можно назвать условно, т.к. занятия проходили в спортзале общежития медицинского института, инструктором был студент, живший в Индии с родителями какое-то время. Занимались и преподаватели, и аспиранты. Было много репринтной профанированной литературы и при этом, муж абсолютно свободно взял в библиотеке книги: «Индийская философия» индийского марксиста Чатерджи, "Шесть ортодоксальных систем индийской философии" немецкого религиоведа 19 в. М. Мюллера. Что-либо найти по православию было практически не возможно. В целом, занятия йогой, кришнаиты и др. увлекавшиеся восточными культами, находились гораздо под меньшим давлением власти, чем православные. Большее преследование было в отношении протестантов, так как у них было больше веры и меньше обрядоверия.
 
Россия, Сибирь.
Православный христианин
Моя бабушка всю свою жизнь прожила в маленьком селе Воронежской области, там же 30 лет работала учительницей. Жизнь ее вся протекала среди ученических тетрадок и страха, который она озвучивала одной непонятной для меня в детстве, но, как тогда казалось, очень зловещей фразой: "Инспектор гороно приедет...".
Так же, как все ее односельчане, работала на приусадебном огороде, почти в одиночку обрабатывала тридцать соток и еще сожалела, что,мол, колхозникам-соседям по шестьдесят соток выделили, а им с дедом, как учителям, только тридцать. С огорода, сада кормились, отсылали детям, внукам, да еще корову держали, пока сил хватало, ну там еще по мелочи: куры, козочка. И опять все детям, внукам, да с великой радостью, без ожидания ухода в старости. А зимой ,конечно, вязание (пряла сама) и спицами, и крючком, и ковер ткала. Короче говоря, обычная жизнь обычной деревенской учительницы, которая многим нашим современницам показалась бы каторгой, а вот ей была в радость.
Домик, где жили с дедом, маленький, в красном углу иконы. А вот до годов 80-х иконы-то приходилось прятать в чулан. Нельзя было учителям верующими быть. И детей крестили, и сами в церковь ходили в тихую, нельзя было, могли и с работы выгнать. Но в самом селе церкви-то не было, разогнали приход еще в революцию, а во время Великой Отечественной маленький храм совсем разрушился. Так в соседнее село ходили пешком за 7-10 и более километров, успевали на литургию, потом так же назад.
Когда была возможность добраться на лошади или с попуткой, то брала меня маленькую причащаться. Таким же образом и крестила меня в соседнем селе. Я ничего по малолетству не понимала тогда, куда привели, зачем, только ощущение в детской душе оставалось чего-то очень важного и нужного.
Одна беда была - очень бабушка любила читать что-нибудь духовное, ну хоть что-то, любую книгу на подобную тему. Но книги, которых сейчас в изобили, тогда было не купить. По дальним знакомым, по самиздату с великим трудом раздобыла бабушка "Жития святых" и читала, и перечитывала. А в чулане в сундуке среди прочих драгоценных для нее вещей хранился обычный православный молитвослов. Но она по нему не молилась, возможно, он был для нее слишком ценен, чтоб им пользоваться ежедневно и буднично. Молилась она просто: перед сном обо всех, кого любила и жалела, о своих родных. И перед каждым самым даже простым делом: "Господи, благослови". И после: "Слава тебе, Господи."
А еще очень бабушка негодовала на баптистов, они в моем детском сознании стояли где-то рядом с инспектором гороно. Я точно и не помню, чем они ей так не угодили. А спустя много лет, когда у меня проснулась духовная жажда, и я попала на выступление их проповедника, то за секунду до того, как записаться к баптистам (после выступления начали активно записывать слушателей) я вдруг вспомнила бабушкино негодование и немедленно покинула собрание.
Родилась бабушка накануне Троицы, точно дату того года Пасхи она не знала, поэтому свой день рождения праздновала всегда относительно этого великого праздника. Домик обильно снаружи и внутри украшался душистыми травами и цветами, ветьвями деревьев. И в памяти ощущение ароматов, свежести и очень большой радости.
Бабушка, видимо, не знала различий между православием и католичеством, не было тогда возможности получать хоть какое-то духовное образование, поэтому по великим православным праздникам, припав ухом к старенькой радиоле, настраивая волну, искала Ватикан. И ведь что-то находила, какие-то радиостанции вещали с Запада на религиозные темы на русском языке.
Умерла бабушка на 67 году жизни от рака легких, до последней минуты не догадываясь, что смертельно больна. А мы, ее родные, знали об этом, но не нашлось тогда среди нас человека, который бы привел священника к смертельно больному человеку, наоборот, жалея ее, скрывали о состоянии до последнего.
Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей Александры и прости ей все прегрешения вольные и невольные и даруй ей Царствие Небесное.
 
В те годы вера сохранялась долгие годы именно в деревнях и селах, да в среде элитной потомственной интеллигенции, но в процессе урбанизации, селяне становились горожанами, а среда этих горожан представляла некий усредненный мещанский класс, омещанивались и интеллигенты, рабочие повышая уровень образования, также вливались в бездуховное мещанство, с потребностью купить, достать, устроить, ты мне, я тебе. Были и недовольные в крупных городах, их протест выражался в приобщении к йоге, буддизму, движению хиппи, (не имея предков ни в Бурятии, ни в Калмыкии), экстрасенсорике под брендом оздоровления, астрологии. Единицы в конце 1970-ых гг., в начале 1980-ых гг. стали приходить к христианству (студенты философских, физико-математических фак-тов ведущих ун-тов Ленинграда и Москвы) и то в рамках искаженного неофитства. Что интересно, и в начле 1990-ых гг. активно миссионировали различные протестантские организации, но не РПЦ. Активная миссия началась в 2000 гг.
 
Сверху