"Всякий пред всеми за всех и за все виноват"

Крещён в Православии
Здравствуйте, Алексей Михайлович!

Имеет ли богословский смысл высказывание Достоевского "всякий пред всеми за всех и за все виноват"? Например, пусть есть два племени на двух островах, каждое из которых не знает и не может узнать о существовании другого. Может ли греховное действие одного человека первого племени повредить индивидуальные природы и/или ипостаси всех людей второго племени? Имеется ли богословское обоснование такой возможности или хотя бы свидетельства об этой возможности в Священном Предании?

Заранее благодарен за ответ
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Владимир!

Думаю, что скорее ваш вопрос мог бы обрести широкое раскрытие в области религиозной философии, нежели в рамках традиционной догматики. История же человеческого рода учит нас тому, что рано или поздно между собою пересекаются (сталкиваются) даже и очень отдаленные друг от друга племена. Недаром, даже и изгоняемый прочь от привычного обиталища Каин не без горечи сожаления провозгласил: «Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт. 4:14).
Как мы знаем, несмотря на первоначальную отдаленность каинитов от сифитов, в дальнейшем эти два рода пересеклись, увязли во зле и были уничтожены водами потопа: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6:2).

Спаси Господи!
 
Сверху