Всеобщее спасение

администратор

Команда форума
Православный христианин
Уважаемый Алексей Михайлович, могли бы Вы прокомментировать эту библейскую цитату в разрезе учения апокатастасиса?

Рим.11:32. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте! Данное высказывание, как и многие прочие, заключенные в Священном Писании, может быть правильно понято лишь в свете Предания Церкви, в частности, в истолковании Отцов. В противном случае, то есть в случае самопроизвольной ложной интерпретации, смысл и значение сказанного может быть серьёзно искажен.

Так, первая часть пассажа: «всех заключил Бог в непослушание...» может быть сведена к пониманию, будто Бог Сам подтолкнул прародителей, а затем и всех прочих людей через диавола ко греху. Вторая же часть: «...чтобы всех помиловать» может быть воспринята как указание на всеобщее помилование людей независимо от образа проживания ими нынешней жизни.

Между тем, согласно утверждению блаженного Федорита Кирского, в данном высказывании «Апостол сказал: затвори (заключил — А. Л.), — вместо: обличил. Обличил же язычников, и естественное приявших познание, и тварь имевших учителем Боговедения, но не воспользовавшихся ни тем, ни другим. Обличил и иудеев, которым преподано большее учение, потому что, сверх естества и твари, они прияли и закон и пророков, обучавших должному, и потому соделались подлежащими большим наказаниям. Однако же Бог и тех и других, хотя достойны были конечной гибели, сподобил спасения, как скоро пожелали только уверовать. Объявив сие умом и узрев пред собою бездну Божия человеколюбия и непостижимость премудрости, Апостол воскликнул: о глубина богатства и премудрости и разума Божия! Ибо издревле и изначала предуведал сие Бог, и, предуведав, премудро домостроительствовал, и домостроительствуя, показал богатство человеколюбия» [1, с. 182].

В принципе, этот отрывок может быть осмыслен и шире. Так, сообразно нижеследующему толкованию, первый фрагмент — «все хзаключил Бог в непослушание» — означает, что Бог попустил человеку опытно соприкоснуться со грехом, то есть позволил людям действовать вопреки Своему волеизъявлению, и вместе с тем дал им возможность познать сопутствующие беззаконию следствия (раздоры, несправедливость, взаимовражду, удобопреклонность к воздействию лукавых демонических сил и даже некоторую подчиненность таковым), дал им возможность опытно постигнуть гнусность и мерзость греха (см. по данному поводу:http://azbyka.ru/video/pravoslavnoe-uchenie-ob-iskuplenii/).
Второй же фрагмент — «чтобы всех помиловать» — должен восприниматься не иначе как в тесной связи с другими библейскими словами, такими, например, как нижеследующие: «живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам...» (Иез. 33:11). Это значит, что по величайшему Бижию милосердию и человеколюбию всякий, кто последует (но не всякий «вообще») Божественному плану о Спасении будет помилован, уврачеван, спасен. План же подразумевает приобщение желающего спастись к Церкви («И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32)) и добровольное следование по стопам Христа: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; //Жизнь» (Мф. 16:24-25). (см. также статью: Спасутся ли все?).

Благодарю за вопрос!

1.Блаженный Феодорит Кирский. Творения. М.: Изд. Паломник, 2003.
 
Сверху