Возможно ли богослужение в аду?

Православный христианин
Однажды на всенощном бдении, слушая певчих, мой взор был обращен в пол, на каменные плиты. В них отражались огни огромного паникадила нашего собора со множеством его свечей. Тогда показалось мне, что свет от них уходил глубоко в таинственные и мрачные низины тёмных миров под нами. А что если (подумалось мне тогда) и там одновременно идёт своеобразное богослужение?
Кстати, сны на эту тему снились мне не раз. Однако надо сказать, что всё в них было как-то тесновато и без благодатно. Не было в них четкого памятования о присутствии Божьем. Потому заключаю, что места сие не райские.
Ну, как бы там ни было, всё же вопрос стоит для меня открытым.
 
Православный христианин
Однажды на всенощном бдении, слушая певчих, мой взор был обращен в пол, на каменные плиты. В них отражались огни огромного паникадила нашего собора со множеством его свечей. Тогда показалось мне, что свет от них уходил глубоко в таинственные и мрачные низины тёмных миров под нами. А что если (подумалось мне тогда) и там одновременно идёт своеобразное богослужение?
Кстати, сны на эту тему снились мне не раз. Однако надо сказать, что всё в них было как-то тесновато и без благодатно. Не было в них четкого памятования о присутствии Божьем. Потому заключаю, что места сие не райские.
Ну, как бы там ни было, всё же вопрос стоит для меня открытым.
Мощно...Насчет своеобразного богослужения там..мне кажется, что такое не возможно, на то они и в аду, что отрицали Бога, сознательно уклонялись от него.. Души, живущие в собственном выдуманном иллюзорном мире, или правильнее наверное в своей удобной темной норе, которую они копали для себя всю жизнь...У каждого своя собственная Каркоза...это все вызывает большой вопрос..
Другое дело, что и для них возможна Благодать, Господь по воскрешению Своему посетил ад...молитва Церкви..А по этому свету, который уходил в глубины темных миров, возможно и происходит некое незаметное для усопшего воздействие, так как его закостенелая воля поставленная на паузу сама по себе уже ни к чему не восприимчива...
 
Православный христианин
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;25 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь последний кодрант.

Вопрос о богослужении внизу снова вызывает вопросы...могут ли они там, что то... или участь только одна, отрабатывать полностью долг?
Зачем вам такие сны снятся...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
..Насчет своеобразного богослужения там..мне кажется, что такое не возможно, на то они и в аду, что отрицали Бога, сознательно уклонялись от него..
Ингвар, не все же вкупе в самой кромешной тьме. Наверное, есть некоторые, хотя и в аде, но не на дне его. Тяжесть греха у всех разная. Можно и не отрицать Бога, но через разные обстоятельства подвергнуться наказанию.
 
Москва
Православный христианин
1 ). https://foma.ru/chto-tserkov-govorit-ob-ade.html
Cмотрите - ( не ищя цитат из святых отцов ) - Ад - это единственное место, где человек находится вне благодатного присутствия Божия. Хотя Ад не принадлежит бесам и сатане, они не хозяева этого «места», там все равно есть Бог. Что мучает людей в аду ? - это разрыв с Богом. Понимаете ? - Тогда о каком богослужении там может идти речь ?

2 ). https://pravoslavie.ru/153255.html
" Ведь, будучи у ада в плену, никто не может ни помолиться Богу, ни покаяться перед Ним. «Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе?» (Пс. 6: 5) – сказал пророк.
Нет покаяния после смерти, нет освящающей молитвы в аду. Душа меняется за гранью временной жизни. Та часть нашей воли, которою мы при жизни делаем выбор (гномическая воля), за гробом уже не действует, она исчезает, и каждый остается в том состоянии, которое выбрал при жизни. И если душа была пленена страстями, это пленение поглотит ее целиком, не даст обратиться к Богу. Святитель Марк Эфесский писал: «После смерти нет движения воли ни в каком направлении» " ( c )...
 
Православный христианин
Ингвар, не все же вкупе в самой кромешной тьме. Наверное, есть некоторые, хотя и в аде, но не на дне его. Тяжесть греха у всех разная. Можно и не отрицать Бога, но через разные обстоятельства подвергнуться наказанию.
Скорее души попавшие в ад, находятся в иллюзии бытия, то есть живут прежней жизнью, общаются, думают, или может быть чем то занимаются в своем воображаемом мире..возможно даже не зная, что уже мертвы, только эта жизнь для них в мучение, таким образом они искупают свою вину без покаяния... покаяния и желания быть с Богом уже нет. Хотеть молиться и ждать Господа, участь праведников, которые населяли ад, до сошествия Господа:

Души праведников, как и грешники, сходили после смерти в ад, в силу всеобщей греховности человеческого рода (Рим.3:10), однако, «одни с неудовольствием переносили оное порабощение и рабство и молились, чтобы разрушено было узилище и разрешились оные узы, и желали, чтобы глава тирана сокрушена была пленниками, а другим ничто настоящее не только не казалось странным, но они еще и утешались, находясь в рабстве» (праведный Николай Кавасила).
 
Православный христианин
...Понимаете ? - Тогда о каком богослужении там может идти речь ?
Татьяна, понимаю.
Не о Евхаристии, конечно же, речь. А о какой-нибудь "местной тартарской", своеобразной, как написал выше. Ну, типа "последней надежды".
 
Москва
Православный христианин
Татьяна, понимаю.
Не о Евхаристии, конечно же, речь. А о какой-нибудь "местной тартарской", своеобразной, как написал выше. Ну, типа "последней надежды".
Там под N 2, в сообщении, что оставляла Вам выше, уже есть ответ на то о чём Вы сейчас спрашиваете - ( повторю, частично ) :

- " Нет покаяния после смерти, нет освящающей молитвы в аду. Душа меняется за гранью временной жизни. Та часть нашей воли, которою мы при жизни делаем выбор (гномическая воля), за гробом уже не действует, она исчезает, и каждый остается в том состоянии, которое выбрал при жизни. И если душа была пленена страстями, это пленение поглотит ее целиком, не даст обратиться к Богу. Святитель Марк Эфесский писал: «После смерти нет движения воли ни в каком направлении» " ( c )...

Поэтому последняя надежда у тех кто в аду - милость Господа по молитвам Церкви, частные молитвы родных и друзей, их милостыня и дела добра во их помилование. Сами они ничего уже не могут. Даже хоть как-нибудь - помолиться о себе. Почему - выделила в тексте ( см. выше ).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Там под N 2, в сообщении, что оставляла Вам выше, уже есть ответ на то о чём Вы сейчас спрашиваете - ( повторю, частично ) :

- " Нет покаяния после смерти, нет освящающей молитвы в аду. Душа меняется за гранью временной жизни. Та часть нашей воли, которою мы при жизни делаем выбор (гномическая воля), за гробом уже не действует, она исчезает, и каждый остается в том состоянии, которое выбрал при жизни. И если душа была пленена страстями, это пленение поглотит ее целиком, не даст обратиться к Богу. Святитель Марк Эфесский писал: «После смерти нет движения воли ни в каком направлении» " ( c )...

Поэтому последняя надежда у тех кто в аду - милость Господа по молитвам Церкви, частные молитвы родных и друзей, их милостыня и дела добра во их помилование. Сами они ничего уже не могут. Даже хоть как-нибудь - помолиться о себе. Почему - выделила в тексте ( см. выше ).
Получается , что после смерти мы находимся в состоянии не свободном(воли нет). Это описание трупа . Кроме того , жизнь на земле тогда получается именно жизнь. Со свободным воле определением.
 
Православный христианин
По теме. Почитайте , как Иван Грозный проводил потешные ,,богослужения" с опричниками. И не только он один. Такие - возможны.
 
Православный христианин
А зачем он это делал?
Насмехался. Издевался. Ну типа ,если ты Сын Божий ,сойди с креста. Та насмешка прошла века. Кстати, это ради них мы постимся в среду и пятницу. Это и было изначальное значение этих постных дней. Может ,Бог простит Но , я думаю ,врядле. А значит со своими издевками в ад.
 
Москва
Православный христианин
Получается , что после смерти мы находимся в состоянии не свободном(воли нет). Это описание трупа . Кроме того , жизнь на земле тогда получается именно жизнь. Со свободным воле определением.
Святые отцы говоря о жизни человека без Бога, здесь на земле, так и говорили что это - мертвец есть. Поэтому на этой земле мы только учимся жить. Выбирая жизнь с Богом здесь, мы выбираем и там, - жить с Богом. Какой вектор направления дадим своей жизни такой он и будет за гробом. По милосердию Его, конечно. Потому что Суды Божии, тайна великая.

" Преподобный Варсонофий Великий говорит об этом: «Касательно же ведения о будущем – не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь. По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть… Брат, здесь делание – там воздаяние, здесь подвиг – там венцы» ".

" По православному учению, эта жизнь дана человеку как время для выбора – с Богом ли он или против Бога, и сделанный выбор, выразившийся в словах и делах человека, определяет его посмертную участь.

И святитель Иоанн Златоуст пишет: «Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти – суд и наказание. “Во аде же, – сказано, – кто будет исповедовать Тебя?” (см.: Пс. 6: 6)»

И в богослужебных текстах Православной Церкви выражена та же мысль: «Несть во аде покаяния, несть тамо прочее ослабы: тамо червь неусыпаемый, тамо земля темна, и помрачена вся» (Чин погребения священников)." ( c )...

 
Православный христианин
Есть свидетельства о том, что в аду знают о молитвах о них. Радуются. Значит, разум есть, значит - есть и воля. Значит, возможны и ответные чувства в виде ответных молитв благодарения к Церкви и прихожан. Почему бы и нет. Даже притча есть о богаче и Лазаре, из которой вполне ясно, что в аду сохраняется разум и воля выбора. К тому же, Господу возможно все. Значит, есть и надежда на спасение даже после ада. И как молиться без этой надежды на милость Господа о некрещенных сродниках?
 
Православный христианин
Значит, разум есть, значит - есть и воля. Значит, возможны и ответные чувства в виде ответных молитв благодарения к Церкви и прихожан. Почему бы и нет. Даже притча есть о богаче и Лазаре, из которой вполне ясно, что в аду сохраняется разум и воля выбора. К тому же, Господу возможно все.
Алексей, согласен. Господу возможно всё.
Вот. Говорит Иов, что ад открыт взорам Бога (Иов 26: 6)
Не будем забывать, Бог милостив и человеколюбец! Он - надежда ненадежных.
Бытие наше не оканчивается с настоящей жизнью. Возможно, и там, (в аду) есть пространство, где происходит некая движуха к Богу. Ну, типа пяти неразумных дев, которые говорят: Господи! Господи! Отвори нам.
 
Православный христианин
Значит, возможны и ответные чувства в виде ответных молитв благодарения к Церкви и прихожан.
Ответные молитвы из ада? Никогда не слышал про это, ответные молитвы из рая, так там все живы в Боге, а как может душа избегающая Бога молиться?
Даже притча есть о богаче и Лазаре, из которой вполне ясно, что в аду сохраняется разум и воля выбора.
Степень сохранения разума определяет то, в каких страстях находилась душа, если при жизни человек верил, что ему все должны, а следовательно мнил о себе и жил веря собственной иллюзии, то после смерти это все многократно усиливается, ибо прокладки между Богом и своей собственной душой уже нет, там сплошные оголенные провода..может ли такой человек самостоятельно изменить свое устроение, если и при жизни он этого не делал, или будет сидеть в яме пока не отдаст весь долг? В притче богач, даже после смерти хотел прогнать Лазаря через великую пропасть, что бы тот принес ему воды, хотя понимал, что это не вариант..
Алексей, согласен. Господу возможно всё.
Вот. Говорит Иов, что ад открыт взорам Бога (Иов 26: 6)
Не будем забывать, Бог милостив и человеколюбец! Он - надежда ненадежных.
А также то, что Бог никого не приводит насильно..то есть не будет вмешиваться если человек этого сам не захочет, а так как там сам никто не захочет (иначе это был бы рай), остается молитва ближнего или отрабатывать все через страдания (свое и чужое)..

Бытие наше не оканчивается с настоящей жизнью. Возможно, и там, (в аду) есть пространство, где происходит некая движуха к Богу. Ну, типа пяти неразумных дев, которые говорят: Господи! Господи! Отвори нам.
Неразумные девы делали свой выбор при жизни, после того как двери закрылись у них вариантов уже не было..
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
"Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят." (Лк.16:22-31)



Если понимать буквально, то можно узнать:

- у богача есть глаза, он ими управляет, видит и даже тех, кто на лоне Авраамовом (1), может общаться с теми, кто на лоне Авраамовом, у богача есть язык, ну и богач в аду и мучается в пламени;

- у Лазаря, находящегося на лоне Авраамовом, есть палец, ну и вероятно рука для управления пальцем;

- Авраам обладал потенциальной возможностью послать Лазаря в дом отца богача к пяти братьям, поскольку аргументация отказа показывает это.

Соответственно в аду:

- мучения от огня (пламени огня);

- человек в аду ощущает себя с телом (?) (имеет, как минимум, глаза и язык)

- у человека в аду сохраняется способность мышления и не только о своем плачевном положении, а и о благе (избежании мучения) для дорогих для него близких;

- человек в аду ищет возможности облегчить (избежать) мучения и не только для себя, а и для дорогих ему близких.

1. Лоно Авраамово. Насколько я посмотрел, есть два варианта:

- оно – рай;

- оно часть ада, в которую попадают праведники.

В любом случае это место (сфера) праведников, где не мучения, а утешение.

====================================================

Выше все только из существующего текста. Если попробовать чуть далее основываясь на предыдущем:

- в аду человек ощущает себя с частями тела, может управлять ими (направление взгляда богача), ну и видимо имеет их (части тела);

- видимые на лоне Авраамовом, а после выхода из ада (после крестной смерти стал возможен выход из ада) может быть и в раю, имеют созерцаемое тело и узнаваемы по внешнему виду, или может быть узнаваемы по какой-нибудь однозначно определяющей интуиции.

(примерно так получается)

+

"Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты." (Пс.138:7-8)
=====================================
++А что если (подумалось мне тогда) и там одновременно идёт своеобразное богослужение?++

думаю что памятование в виде богослужения это вряд ли, там уже у каждого от своих грехов мучения, а уж способ того как выйти из этого состояния видимо зависит от внутреннего устроения каждого. У меня когда-то была мысль о том, что Иисусова молитва, как минимум, может быть спасет когда

"Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных." (Мф.22:8-14)

"молчал" - смерть сама по себе есть некоторая весьма серьёзная "встряска" для человека + когда он (человек) познает себя как Богом познан (т.е. мы позиционируем себя по отношению, по отношению к деторастлителям я вполне себе и очень даже ничего, а там познаем себя по отношению любви, благости и действиям Бога благого и это пропасть) и вот тут "Господи помилуй" должно войти в плоть и кровь аж до самого кончика хвоста, чтобы вспомниться и не молчать.
 
Сверху