"Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят."
(Лк.16:22-31)
Если понимать буквально, то можно узнать:
- у богача есть глаза, он ими управляет, видит и даже тех, кто на лоне Авраамовом (1), может общаться с теми, кто на лоне Авраамовом, у богача есть язык, ну и богач в аду и мучается в пламени;
- у Лазаря, находящегося на лоне Авраамовом, есть палец, ну и вероятно рука для управления пальцем;
- Авраам обладал потенциальной возможностью послать Лазаря в дом отца богача к пяти братьям, поскольку аргументация отказа показывает это.
Соответственно в аду:
- мучения от огня (пламени огня);
- человек в аду ощущает себя с телом (?) (имеет, как минимум, глаза и язык)
- у человека в аду сохраняется способность мышления и не только о своем плачевном положении, а и о благе (избежании мучения) для дорогих для него близких;
- человек в аду ищет возможности облегчить (избежать) мучения и не только для себя, а и для дорогих ему близких.
1. Лоно Авраамово. Насколько я посмотрел, есть два варианта:
- оно – рай;
- оно часть ада, в которую попадают праведники.
В любом случае это место (сфера) праведников, где не мучения, а утешение.
====================================================
Выше все только из существующего текста. Если попробовать чуть далее основываясь на предыдущем:
- в аду человек ощущает себя с частями тела, может управлять ими (направление взгляда богача), ну и видимо имеет их (части тела);
- видимые на лоне Авраамовом, а после выхода из ада (после крестной смерти стал возможен выход из ада) может быть и в раю, имеют созерцаемое тело и узнаваемы по внешнему виду, или может быть узнаваемы по какой-нибудь однозначно определяющей интуиции.
(примерно так получается)
+
"Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты."
(Пс.138:7-8)
=====================================
++А что если (подумалось мне тогда) и там одновременно идёт своеобразное богослужение?++
думаю что памятование в виде богослужения это вряд ли, там уже у каждого от своих грехов мучения, а уж способ того как выйти из этого состояния видимо зависит от внутреннего устроения каждого. У меня когда-то была мысль о том, что Иисусова молитва, как минимум, может быть спасет когда
"Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?
Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных."
(Мф.22:8-14)
"молчал" - смерть сама по себе есть некоторая весьма серьёзная "встряска" для человека + когда он (человек) познает себя как Богом познан (т.е. мы позиционируем себя по отношению, по отношению к деторастлителям я вполне себе и очень даже ничего, а там познаем себя по отношению любви, благости и действиям Бога благого и это пропасть) и вот тут "Господи помилуй" должно войти в плоть и кровь аж до самого кончика хвоста, чтобы вспомниться и не молчать.