Воскрешение мертвых

Уральск
Православный христианин
Уважаемый Алексей Михайлович, разрешите задать именно Вам вопрос - как правильно понимать воскрешение мертвых ?
Тела будут "духовные, а не душевные" (согласно ап.Павлу). Это с трудом, но можно понять. Но - образ этих тел - каков будет он ?
Нр. : будут ли отличаться тела женщин от тел мужчин ? И для чего, если там мы будем "как ангелы на небесах" ? Зачем там пищеварительная система ? И - соответственно, органы нашего тела, переваривающие пищу ? Значит - внешне мы будем выглядеть иначе ? Но тогда разве стоит говорить о воскрешении тел ? Воскресший Христос - вкушал пищу (согласно тексту Евангелия), но - для чего ? Разве после воскрешения тела будут нуждаться в пище ?
И наконец - главное. Мы сохраним свою личность. Но один умер в 20, другой в 80 лет, а иной - младенцем. Их личностный облик - различен, 20-ти летние больше похожи между собой, как и 80-ти летние. Но молодые люди мало походят на престарелых даже внутренне, а ведь внутреннее и должно (казалось бы) сохраниться во всяком случае. О младенцах говорят :"Младенцы - ангелы". М.б., но они - не могут обладать той мудростью, которую может стяжать только в борьбе со страстями взрослый человек. Младенец не знает даже элементарных вещей человеческого общежития, он скорее ближе не к ангелам, а к милым, но неразвитым детенышам всякого животного (нр. к котятам). Я не права ? В чем ?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Евгения!

Вопрос о том, какими именно телами будут обладать люди после всеобщего воскресения, имеет достаточно древние корни. Так, еще в IV веке, рассуждая о состоянии воскресших, святитель Григорий Нисский писал, что если они восстанут с теми недостатками, которые были им свойственны во временной жизни (младенческая недоразвитость, врожденные и приобретенные увечья, старческая дряблость), то: «лучше бежать от людей надежде воскресения» [1, т. 1, с. 142]. С другой стороны, он озадачивался: «если тело оживет опять не таким же, каким было, когда предавалось земле, то не мертвое воскреснет, но земля снова претворится в иного человека. Посему что для меня воскресение, если вместо меня оживет некто другой? Как узнать мне самого себя, видя в себе уже не себя? Ибо не буду подлинно я, если не буду по всему тот же с самим собою» [1, т. 1, с. 143].

Очевидно, что выяснить с детальною точностью, «каковыми будут тела воскресших», удастся лишь после воскресения мертвых.
Тем не менее, можно утверждать, что воскресшие тела в какой-то мере будут сопоставимы по облику с нынешними. Этому находят основание в аналогии, озвученной святым апостолом Павлом: «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? ...когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое, но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1 Кор. 15:35-38). Ясно ведь, что произращенное семя подразумевает подобие по виду тому семени, от которого оно произрасло.

Опять же, полагают, что воскресшие тела будут иметь сходство и с телом Воскресшего Господа Иисуса Христа: «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3:20-21).

Считается также, что тела воскресших, если сравнивать их с телами современных людей, будут соответствовать телу человека цветущего возраста — возраста Воскресшего Христа. Это касается и стариков, и младенцев (в том числе, умерщвленных посредством абортов).
Вот, например, что данному поводу пишет блаженный Августин: «Что же скажем мы о младенцах, кроме того, что они воскреснут не в том малом теле, в котором умерли, а дивным и мгновеннейшим действием Божиим получат то тело, которое имело развиться у них с течением времени? Ибо изречение Господа: “И волос с главы вашей не пропадет” говорит, что не будет отсутствовать то, чего не было. У умерших же младенцев не было полной величины их тела, так как каждому младенцу не достает именно той меры высоты тела, которой бы он не перерос, если бы достиг полного возраста. Мера эта существует для всех, с нею каждый зачинается и рождается, но существует идеально, а не материально, подобно тому как в семени скрыто существуют уже все члены, хотя некоторые, например зубы, отсутствуют и после рождения... Остается заключить, что каждый получит свою меру роста, которую он или имел в юности, хотя бы он и умер стариком, или имел бы, если умер раньше» [2, с. 1249-1250].

Иными словами, несмотря на столь разительные ипостасные различия, присущие людям в нынешней жизни (возрастные признаки, рост, вес, наличие здоровья или, наоборот, старческой дряблости, увечий и т. д.), сущностность всех людей, естество, природа — одна: хоть у младенцев, хоть у юношей и стариков. С воскресением же многие из этих физических различий будут нивелированы. Однако это не приведет к изменению сущности людей, — она лишь будет проявлена в ипостаси каждого человека иначе, чем в нынешней жизни, как бы более единообразно (по отношению к рассматриваемым характеристикам). Зато духовно-нравственные различия выразятся в людях гораздо очевидней, чем сейчас.

Что же касается мнения о том, будто после воскресения люди станут однополыми в буквальном понимании слова, отмечу, что Священное Писание об этом ничего не говорит. Другое дело, что после воскресения между людьми уже не никогда не возникнут те похотливые, эротические проявления, какие представители одного пола обнаруживают ныне в отношении представителей другого (ср.: блаженный Августин: «Некоторые... полагают, что женщины воскреснут не в женском, а в мужском поле, так как Бог сотворил из земли одного лишь мужчину, а уж из мужчины — женщину. Но, по моему мнению, вернее смотрят на дело те, которые не смоневаются, что воскреснет тот и другой пол. В самом деле, там не будет уже похоти, которая служит причиной стыда. Ведь и до грехопадения муж и жена были наги и не стыдилсиь. Поэтому тогда тела человеческие очистятся только от недостатков, но природа останется. Женский же пол есть не недостаток... и хотя природа будет тогда свободна от соития и рождения, однако женские члены останутся, служа не к прежнему употреблению, а к новой красоте, которой бы не похоть взирающего на нее возбуждалась, так как похоти тогда не будет, а восхвалялась премудрость и милость Бога, и несущее сотворившего, и не-сущее избавившего от повреждения» [2, с. 1252]).

Относительно умственных способностей воскресших людей, умерших в младенческом возрасте, скажу так: вспомните, каковыми были способности первозданного Адама, сумевшего дать имена всем без исключения животным. И ведь он, для того чтобы так хорошо мыслить и запоминать, не нуждался в предварительном многолетнем взращивании своих умственных способностей: такие способности были изначально вложены Богом в его естество (а оно у него с нами — одно). Определенная же скудость ума современного человека связана не с изъяном сущности (природы, естества), а с грехопадением. Однако вместе с воскресеним тел ум каждого человека будет восстановлен особым Божественным действием (равно как и прочие силы души).

Наконец, относительно уместности в будущем веке пищеварительной системы можно утверждать, что хотя потребление пищи и не будет являтся для человека жизненной необходимостью (как сейчас), он сможет наслаждаться потреблением райской пищи не обжорствуя, не чревоугодничая, а соразмерно здравому желанию, благодаря и восхваляя благость Творца (вспомним, что и Господь после Своего Воскресения вкушал пищу с апостолами).

Благодарю за вопрос!

1.Святитель Григорий Нисский. Догматические сочинения. Краснодар: изд. Текст, 2006.
2.Блаженный Августин. О граде Божием. Мн.: Изд. ХАРВЕСТ; М.: Изд. АСТ, 2000.
 
Уральск
Православный христианин
Благодарю за ответ, Алексей Михайлович.
Конечно, воскресение мертвых - "тайна будущего века". Мы можем только "как сквозь тусклое стекло" о чем-то предполагать и догадываться. И потому всё равно вопросы еще остаются. Ну например :
Вы говорите : "Человек умерщвленный в результате аборта - явится в цветущем возрасте - 33 лет". Но как же его узнают родители (даже, если покаявшись они сподобятся пребывания там же, где и их убиенное чадо) ?
И сравнение младенца и - первозданного Адама (на мой взгляд) - тоже не совсем корректно. Адам был создан - уже во всем совершенным, а рождаемое человеческое дите - еще только учится жить в мире, и пройдет не один год пока научится (если доживет).
Будьте любезны прояснить и эти затруднения понимания.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Евгения!

Ваше недоумение по поводу того, как умерший в младенчестве человек после воскресения окажется вдруг способным к как бы «зрелому» мышлению, понятно. Нам это и действительно сложно представить. Но для Господа совершить восстановление человека, как телесно, так и душевно, не сложно. Я напомню, что всеобщее воскресение как раз-таки и будет означать не только воссоединение человеческих душ с телами, но и восстановление самих этих душ.

Случай с Адамом (о котором я упомянул в прошлый раз) показывает, что по действию Божию способность человека к мышлению проявилась в нем тотчас после его создания, а всеобщее воскресение продемонстрирует, что она проявится в бывших младенцах тотчас по их ВОСсоздании. Каким образом Господь это осуществит, знает Он Сам.

Добавлю, что, например, по предположению одного из собеседников святителя Григория Двоеслова (VI в.) (которое святитель, надо сказать не отверг, а лишь поправил), Петра: «Когда род человеческий предан многим бесчисленным порокам, то Небесный Иерусалим, я думаю, большею частью наполнен малыми детьми и младенцами» [1, с. 264]. Ответ же Григория Великого таков: «Правда, должно верить, что все крещеные младенцы и умирающие в самом младенчестве входят в Царство Небесное, но должно также верить, что не все малые дети, которые могут уже говорить, входят в Царство Небесное» [1, с. 264-265].

Неужели, Евгения, Вы думаете, что будущее Царство праведных будет наполнено несмышлеными, неразумными, не способными к самостоятельному рассуждению людьми?
Правда, здесь можно отметить: внутреннее, духовно-нравственное состояние воскресших младенцев будет отличаться как от состояния закоренелых нераскаявшихся грешников, так и состояния высочайших святых. От первых они (бывшие младенцы) будут отличаться тем, что их совесть, память, сердце пребудут в состоянии незапятнанности и чистоты; а от вторых (в частности) — отсутствием колоссального опыта духовной борьбы, опытного понимания «силы» и гнусности греховных страстей и пороков (с одной стороны), красоты и силы Любви, Милосердия, Добра (с другой стороны). Поэтому несмотря на то, что младенцы удостоятся причастности вечного блаженства — удостоятся не в той степени полноты, как Святые Отцы (вот, например, фрагмент описания «Григорием, учеником святого и богоносного Отца нашего Василия Нового Цареградского» Страшного Суда: «Потому Господь повелел отделить от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Господь посмотрел на них, сжалился с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их, что они не постарались просветить их Святым Крещением. И повелел Господь святым Свои Ангелам даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни... Прославили они благость Божию за Его милость и вошли в покой, уготованный им от Господа» [2, с. 52]).

Относительно же вопроса об узнаваемости людьми друг друга в будущем веке, приведу высказывание святителя Григория Великого. Думаю, оно Вас удовлетворит: «От этого узнавания с той и другой стороны возрастает мера воздаяния: и добрые более радуются, когда видят блаженствующими вместе с собою тех, кого любили, и злые, когда с ними мучатся те, кого они любили в сем мире, забывши Бога, страдают не только от своих, но и от их мучений. Между избранными случается еще нечто более чудное: они узнают не только тех, которых знали в сем мире, но признают, как известных и знаемых, таких добрых, которых никогда не видали... Если там все в общем свете созерцают Бога, то чего они не могут знать там, где знают Всеведца» [1, с. 289-290].

Спаси Господи!

1.Святой Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о безсмертии души. М.: Изд. ООО «Синтагма», 2011.
2.Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного Отца неашего Василия Нового Цареградского. М, 2002.
 
Уральск
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович !
Спасибо за Ваше внимание к моим вопросам и столь пространные ответы !

Разрешите Вас побеспокоить еще одним моим давним недоумением, связанным с воскрешением мертвых.
Вы писали (в первом Вашем ответе), что люди по их воскресении из мертвых сохранят свою способность к употреблению пищи - но уже не ради чревоугодия или обжорства, а - для того чтобы прославлять Творца. Хорошо. Но (простите) куда же денутся "продукты жизнедеятельности" в Раю(!) Ведь невозможно себе представить, чтобы и ТАМ стояли "кабинки" с надписями "Ж" и "М" ! Но если человек ест - пища поступает в пищеварительную систему - и выводится наружу (это в нынешнем мире естественно). А ТАМ ?
Я понимаю, что вопрос этот "некрасивый и неудобный", но он невольно возникает. Будьте добры разрешить и его (ведь, наверное, за века христианства и он был уже много раз обдуман святыми отцами).

С уважением, р.Б. Евгения.
 
Сверху