Вопрос по страстям и добродетелям

Православный христианин
Недавно пришел к такой интересной мысли, по одному свойству объединяющему все грехи. Суть свойства - направленность извне вовнутрь.
Например:
1. Чревообъедение (избыточное поступление из вне к себе)
2. Любодеяние (получение себе удовольствий, извне внурь)
3. Сребролюбие (тут и так все понятно)
4. Гнев (если на пути удовольствию (извне внутрь) возникает препятствие)
5. Печаль (похоже на п.4 )
6. Уныние (похоже на п.4)
7. Тщеславие (наслаждение похвалой, опять извне внутрь)
8. Гордость ("тут вишенка на торте" - я есть центр куда должно все поступать!)

Если же посмотреть на добродетели, то у них противоположное свойство - направленность во внешнее, либо препятствующее поступлению внутрь.

Как это наблюдение правильно называется? О чем это говорит, и где про это написано?
Наверняка я не первый кто это заметил и уже есть тома трудов на эту тему!
Спаси Христос!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте. Алексей!

Греховное искушение может производиться по отношению к человеку как извне (например, от лукавых демонических сил, от грешников), так и изнутри (положим, от воображения, из памяти). Что касается форм проявления греха, совершаемого тем или иным человеком, грех может воздействовать как на него самого, так и на окружающих. Скажем, неправедный гнев вредит и тому, кто гневается, и направлен на объект гнева. Добродетели сказываются положительно и на их обладателях, и, нередко, на их ближних (например, если речь идёт о духовном наставничестве). Таким образом, и в данном случае можно видеть направленность и вовнутрь, и наружу.

Благодарю за вопрос!
 
Православный христианин
Здравствуйте. Алексей!

Греховное искушение может производиться по отношению к человеку как извне (например, от лукавых демонических сил, от грешников), так и изнутри (положим, от воображения, из памяти). Что касается форм проявления греха, совершаемого тем или иным человеком, грех может воздействовать как на него самого, так и на окружающих. Скажем, неправедный гнев вредит и тому, кто гневается, и направлен на объект гнева. Добродетели сказываются положительно и на их обладателях, и, нередко, на их ближних (например, если речь идёт о духовном наставничестве). Таким образом, и в данном случае можно видеть направленность и вовнутрь, и наружу.

Благодарю за вопрос!
Спасибо за ответ, но я им не совсем удовлетворен. Если позволите, дерзну продолжить.
Чревоугодие - неважно что случилось прилогом - собственное воображение человека или влияние извне демонических сил - суть поглощения пищи из внешней среды в себя для получения удовольствия. Вот о каком векторе я говорил. Это напоминает раковую клетку, которая не заботиться об окружающих клетках, а только о себе. А "разность потенциалов" обеспечивает гордость. Если нет гордости, то нет и движения. Гнев стоит особняком, возникает когда на пути этого движения резко возникает препятствие, если не резко то это уныние далее переходящее в печаль. Заметил, что таким свойством обладает каждый грех, а добродетели наоборот - от себя наружу, как это происходит у здоровой клетки.
Бог своими творениями осуществлял движение от себя во вне. Из небытия возник видимый и невидимый мир, люди. Наибольшим актом отдачи была крестная смерть. И сама любовь - эта жертва, отдача себя и собой. Любовь противоположна гордости, которая видит себя центром, чтобы все было направлено на него, а не от него.
 
Последнее редактирование:
Сверху