Вопрос по спасению

Оренбургская область
Православный христианин
Хотелось бы разобраться в вопросах православного вероучения. Известно (по катехизису), что Христос нас спас от греха, проклятия и смерти. Так понимается мне, грех - это неведение Бога; проклятие (осуждение греха праведным судом Божиим) - это кожаные ризы, а смерть - это физическая смерть тела. Таким образом, Христос рождается, и появляется Человек, Который знает Бога и теперь в Нем мы имеем избавление от греха при единении с Ним, которое можем иметь в таинстве Евхаристии. От проклятия и смерти Христос нас избавил своей смертью и воскресением, которым довершил восстановление, исцеление человеческой природы, т.е. смертью и воскресением Христос избавил нас от естественных страстей, которые Сам имел (только умереть Он не мог) и даровал нам возможность телесного бесстрастия, благодаря которому многие мученики, по благодати воскресшего Христа, с радостию претерпевали мучения и которое мы здесь на земле можем иметь отчасти и которого, действительно, некоторые из великих святых сподоблялись и которое в полной мере будем иметь в будущем веке (чаю ... жизни будущаго века.).

Хочу послушать, есть ли что неправильно в моих мыслях. Ибо некоторые говорят, что воскресение Христа - это не воскресение только наших тел, но и воскресение наших душ (протопресв. Александр Шмеман). Я как-то не понимаю этого. Ибо, Христос в Себе Самом исцелил нашу природу, а если логически помыслить, то, наверное, Он в Себе исцелил то, чем Сам был болен; а известно, что грехом Он не был болен, ибо грех Он не воспринял наш, греха нашего Он не знал и от Отца никогда не разлучался, но в рождестве присоединил к нашей природе знание своего Творца, а, живя среди нас, обновил нас (обновил еже по образу), т.е. указал нам путь к Отцу (ибо единение с Богом - это личный, свободный акт, для осуществления которого необходимо разумное движение, которое невозможно без научения). Отсюда , и радость Пасхи человек-грешник не может понять, ибо он еще далек-то от бесстрастия душевного, которое предшествует полному бесстрастию. Когда ж человек получит какую-то ослабу, свободу от душевных страстей, тогда может будут и начатки радости Пасхальной. А пока следует в праздник Пасхи знать, что есть эта радость, есть это совершенство и признавать себя пока еще недостойным их и не недоумевать, почему ж эта радость не ощущается, которой наполнено пасхальное богослужение.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Сергей, вы подняли интересную проблематику. Для удобства ответа я рассредоточу ее на ряд отдельных тем и перегруппирую их.
Помимо прочего, вы спрашиваете, присутствует ли что-нибудь неправильное в ваших мыслях? Отвечаю. В ваших мыслях и действительно присутствует нечто неправильное, нуждающееся в корректировке. Но вы не расстраивайтесь. Не ошибается только Господь. Давайте разбириться.
Вы пишете:
"От проклятия и смерти Христос нас избавил Своей смертью и Воскресением, которым довершил восстановление, исцеление человеческой природы, т.. е. смертью и Воскресением Христос избавил нас от естественных страстей, которые Сам имел (только умереть Он не мог) и даровал нам возможность телесного бесстрастия, благодаря которому многие мученики, по благодати воскресшего Христа, с радостию претерпевали мучения и которое мы здесь на земле можем иметь отчасти и которого, действительно, некоторые из великих святых сподоблялись и которое в полной мере будем иметь в будущем веке (чаю ... жизни будущаго века.)".
Ключевой ошибкой данного пассажа является ваше предположение о том, что Христос не мог умереть. И это при том, что сами же вы и утверждаете: "От проклятия и смерти Христос нас избавил своей смертью и воскресением". Такая позиция не совсем понятна. Возможно, вы считаете, что Христос умер не по-настоящему, а всего лишь иллюзорно, призрачно. Однако если бы это было так, то тогда и Воскресение Его было бы не настоящим Воскресением, а обманом и личиной Воскресения. В этом случае смерть не была бы попрана, побеждена.
Дело в том, что Христос не только не "не мог умереть", а и действительно умер, причем умер лютой и позорнейшей смертью. Умер за нас. Умер ради нас. Своими Крестными страданиями и смертью Он и искупил мир.
"Естественные" страсти, о которых вы упоминаете, не были в Господе следствием Его греховности, а были Им восприняты в целях Домостроительства нашего Спасения. Если бы Спаситель не воспринял эти страсти, то как тогда Он мог бы страдать, как мог бы умереть? Мнение о том, будто Человеческое естество Христа было изначально больным, а впоследствие исцелилось на Кресте (как минимум) не корректно. Человеческая природа Спасителя "сделалась" обоженной не на Кресте и не после Креста, а произошло это в самый момент сверхъестественного зачатия. Поэтому лучше говорить не об исцелении человечества Христа (через Его служение, страдания, смерть и Воскресение), а о прославлении.
А вот мы, грешники, в исцелении нуждаемся. Вы можете удивиться, мол, как так? Если наша человеческая природа была обожена во Христе, была прославлена, то для чего нам нужно исцеление, для чего обожение? Это что, какое-то дополнительное обожение? Дело в том, что хотя Господь восприял в Свою Божескую ипостась наше естество, нашу человеческую природу, но, однако же, не восприял наши человеческие ипостаси. В противном случае нам пришлось бы говорить о множестве Спасителей, множестве Христов. Но это не так. Господь Христос один. Он обожил нашу человеческую природу, но не наши человеческие ипостаси. А вот человеческие ипостаси это мы, Сергей, конретные люди. Мы призваны исцеляться и обоживаться, но не исцелены, не обожены разом и вдруг (в силу заслуг Христа, как думают некоторые протестантские адепты). Наше исцеление и обожение возможно только через личное свободное усердное участие в деле Спасения, достижимо лишь в Союзе с Богом и осуществимо исключительно в лоне Церкви Христовой.
Следовательно, когда вы констатируете, что "Христос нас спас от греха, проклятия и смерти", вы говорите справедливо. Правда, понимать это нужно сообразно сказанному выше. Христос нас спас от греха, проклятия и смерти не в том, конечно же, смысле, что мы автоматически и в миг превратились из грешников в безгрешных, а в том, что даровал нам Свое спасительное учение и Спасительные средства (в том числе и Таинство Евхаристии, о котором вы упоминаете) к стяжанию себе вечного Спасения. Повторюсь, что Спасение можно стяжать только в союзе с Богом, посредством добрых дел, посредством жизни по Христу, жизни во Христе. Такая жизнь возможна для верующего в Церкви.

Вы пишете, что "некоторые говорят, что Воскресение Христа это не воскресение только наших тел, но и воскресение наших душ", но сами этого не понимаете. По-видимому, вы удивляетесь, как может воскреснуть душа, если она бессмертна, а значит, и не умирает? Дело в том, что под смертью человеческой души в богословии подразумевается не физическое её исчезновение, не переход из бытия в небытие, а иное. Как под смертью человека подразумевается разлучение души и тела, так под смертью человеческой души подразумевается разлучение души и Бога. Ясно, что под воскресением души нужно понимать нечто противоположное смерти. Под воскресением души можно понимать её исцеление от пагубы греха и воссоединение с Создателем. Именно это происходит с человеком, следующим по стопам Христовым. При этом исцеляется и преображается вся его человеческая сущность и он из звероподобного вновь становится богоподобным.

Вы пишете, что Христос, "живя среди нас, обновил нас (обновил еже по образу), т.е. указал нам путь к Отцу". Это может показаться созвучным тому, что я упомянул о преображении, обожении верующих. Но здесь опять-таки просматривается неясность. Вы отождествляете выражения: "Христос обновил нас" и "Христос указал нам путь к Отцу". Но тем, что Господь указал нам путь к Отцу, Он еще не сделал нас новыми. Лучше было бы сказать, что указав нам путь к Отцу, Христос указал нам и путь к обновлению. Ибо и первый, и второй путь проходят через святую купель, через Церковь, через жизнь во Христе в славные обители небесные. Идти ли к Отцу или не идти, стяжать ли себе Спасение или не стяжать, это дело выбора каждого. Вы, впрочем, это понимаете, поскольку отмечаете, что "единение с Богом это личный, свободный акт". Но я бы вас поправил: это все же не акт, а процесс. И процесс, как правило, долговременный и трудный, как это видно из Житий святых угодников Божиих. Дай Бог, чтобы этот процесс оказался вам по плечу.
Храни вас Господь.
 
Сверху