Вопрос о хананеянке просившей об исцелении бесноватой дочери

Санкт-Петербург
Православный христианин
Евангелие от Марка: "... а женщина та была язычница... и просила Его, чтобы он изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей..." после чего Иисус за веру ее очистил ее дочь. Как можно объяснить, что Он не хотел вначале изгнать беса из дочери этой язычницы, логически появляется мысль, что Иисус пришел для того, чтобы снять грехи с еврейского народа, а не с человечества. Но в душе я понимаю, что это не так, объясните пожалуйста, как вы понимаете этот отрывок.

(Мф 15:22-28)
 
Здравствуйте!

Я бы Ваш вопрос углубил и расширил: В Евангелии мы читаем слова Иисуса Христа: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Что это? Оказывается, Иисус в Своей проповеди обращен только к евреям.., что это за национальная исключительность? Может быть, и проповедь по всей земле – личная инициатива апостолов?

Чтобы понять эти сложные места, нужно обратиться к комплексу библейских цитат и примеров на эту тему. Действительно, только два раза мы встречаем упоминание о том, что Христос помогает язычникам, и оба раза - после сильного сопротивления. Это исцеление бесноватой дочери сирофиникиянки (Мк. 7, 24-30 - параллельные места в других Евангелиях, далее: - парр.) и исцеление сына (м.б., слуги) римского офицера (Мф. 8, 5-13 - парр.). Своим ученикам Христос также повелевает не переступать границ Израиля (Мф. 10, 5сл.).
Однако, ограничивая пространство Своей проповеди, действуя как типичный иудейский учитель того времени, вместе с этим Христос опровергает некоторые привычные иудейские представления. Например, то, что Бог будет карать язычников.
Вот мы видим (Мф. 11, 5сл.), как Спаситель читает книгу пророка Исаии. И в Своем чтении (во всех трех местах: Ис. 35, 5сл.; 29, 18сл.; 61, 1) Он опускает слова о мести язычникам! Опускает, хотя Ветхим Заветом эта месть провозглашена.

Или: Лк. 4, 16-30. Текст, прочитанный Христом, - это Ис. 61, 1сл., - Иисус заканчивает словами: «Проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4, 19). Тут Христос опускает вторую половину стиха Исаии: «и день мщения Бога нашего» (Ис. 61, 2). Откликом на эту проповедь является ст. 22: «все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его». Здесь «и дивились словам благодати» можно перевести как: «и удивлялись (с оттенком неприязни – неприятно удивлялись) словам только о милости Божией». «Милость» – то же самое, что в нашем переводе «благодать». Т.е. евреи недоумевали, почему этот проповедник говорит только о милости, а опускает слова о суде, о наказании язычникам?

Итак, Христос (а будем помнить, что внешне - это человек своей эпохи, своего времени) не говорит о Суде над язычниками, напротив, говорит, что, когда, после всеобщего Воскресения из мертвых, все народы предстанут перед Престолом Судии, среди них будут и такие, которым будет вынесен оправдательный приговор: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство» (Мф. 25, 32). Итак, в стаде Божием будут и язычники (Мф. 25, 32сл; ср. Ин. 10, 16).
Вспомним другой пример: известный образ града Божьего на горе мира, озаряющего своим светом тьму (Мф. 5, 14). Этот образ заимствован из пророческой вести, где сказано, что Бог призывает языческие народы сиянием Своего света.
Наконец, очень яркое и динамично событие: изгнание торгующих из храма. За несколько дней до смерти, уже зная, что Он будет схвачен и, возможно, казнен, Спаситель демонстративно въезжает в Иерусалим на осле. Ослик, в противоположность коню, - животное мирное, символ уюта, домашнего очага. Въезжая на осле в Иерусалим, Христос показывает толпе, встречающей его криками осанна! – др.евр. спаси, что Он пришел не для того, чтобы враждовать с римлянами. В каждом жесте, слове Христа – какой-то знак, символическое действие.
И дальше Иисус, по обычаю всех евреев, входящих в святой город, направляется в Храм. И здесь Он изгоняет торгующих из Храма со словами: «Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11, 15). Спаситель здесь цитирует 56-ю главу (7-й ст.) пророка Исаии, который писал, что при наступлении мессианской эпохи к Богу будут допущены и язычники.
Нужно пояснить, что в Иерусалимский Храм язычники входить не имели права. Они могли молиться во внешнем дворе Храма. Это был их двор! Но евреи расставили там свои скамейки и столы, чтобы менять деньги приезжающих паломников-иностранцев, чтобы продавать жертвенных животных. И вот Спаситель называет этих евреев разбойниками т.е. похитителями! Евреи похитили территорию язычников, и Христос ее для язычников освобождает, как бы говоря, что наступило время предсказанное, обещанное Исаией. Язычники допускаются к Богу. Примечательно, что полную версию слов Иисуса мы находим лишь у Марка, который сам был римлянином – вчерашним язычником и пишет свое Евангелие для язычников, причем пишет прежде других Евангелистов. Еврей Матфей, который пишет для евреев, тактично сокращает слова Христа и про все народы, то есть язычников не упоминает. У него просто: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13).

Можно привести и другие примеры, хотя бы вспомнить об отношении к язычникам популярных учителей того времени. Так, лидер кумранитов, людей, живших общинами в районе Мертвого моря, т.н. Учитель Праведности, говорил, что «никакой нечистый, никакой необрезанный, никакой разбойник» не станет на путь, ведущий к Богу (Устав Общины. 6.20)… То есть общее еврейское настроение совершенно противоречило учению Иисуса.
Все это прекрасно показывает, что Иисус не был против язычников. Так же нельзя сказать, что Он колеблется: сегодня за язычников, завтра - против. У Иисуса четкие представления о судьбе язычников. Но какие? Как примирить то, что Иисус, с одной стороны, ограничивает Свою деятельность и деятельность Своих учеников пределами Израиля, с другой – вновь и вновь говорит об участии язычников в Царстве?

Ответ содержится в Мф. 8, 11сл.; Лк. 13, 28сл.
Здесь даны слова Христа о том, что «многие с востока и запада» придут и возлягут за пиршественным столом в Царстве Небесном, сыны же Царства (т.е. евреи) будут выброшены вон.

Говоря о спасении язычников, Христос не выдумывает новую концепцию. Еще ветхозаветные пророки учили, что некогда пробьет и час спасения язычников.
Рисуя эсхатологическое (то есть то, которое будет в конце земной истории) паломничество народов к истинному Богу, пророки выделяют в нем пять этапов:
1. Сначала миру открывается величие Божие, происходит теофания – Богоявление (Зах. 2, 17).
2. Затем следует призыв язычникам (Ис. 45, 20,22).
3. По велению Божию язычники начинают обращаться к истинной вере (Ис. 19, 23).
4. Бог ставит своей целью всецелое освящение мира (Пс. 21, 28; Соф. 3, 9).
5. Язычники входят в народ Божий. Они участвуют в Божественной трапезе на горе мира (гора Сион, на которой, по иудейским представлениям, и построен Иерусалим) (Ис. 25, 6-9).

Иисус мыслит полностью в русле этих иудейских представлений:
Он явился.
Евангелие проповедуется евреям, собственно, Его и ждавшим.
И лишь после пролития крови Агнца (кстати, проливаемой за спасение всего мира), увидев сияние новой эры, язычники пойдут в Царство Небесное.

Когда Христос посылает апостолов на проповедь, их задача – спешить сообщить «погибшим» (Мф. 10, 6) овцам дома Израилева, что «приблизилось», не наступило, а «приблизилось» Царство Небесное (Мф. 10, 5). Это время еще не для язычников, для них – рано. Проповедь пока обращена к евреям. Готовьтесь! Мессия пришел! Наступает мессианская эпоха, значит, скоро потекут к Богу и язычники.
Наступление этого времени, кстати, мы видим в эпизоде об изгнании торгующих из Храма. Резкие слова и сам жест изгнания евреев из Храма означает, что проповедь лишь для евреев – окончена. Все! И язычники могут приходить к Богу.
Далее – смерть, Воскресение и… заповедь: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28, 19-20). Цепь ветхозаветных предсказаний замкнулась!

Думаю, что в контексте сказанного понятно, почему Христос неохотно совершал чудеса для язычников. Не их это время. Это время совершения пророчеств о пришествии Мессии к богоизбранному народу. А вот потом настанет время для язычников.

Наконец, последнее: В словах Христа женщине-сирофиникиянке: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам…» мы слышим мотивы известной иудейской поговорки. То есть Христос говорит эти слова иронично, глядя, как отреагируют окружающие. Сам Он хотел бы помочь, но это не совсем входит в планы Его служения.

Об этом можно говорить еще много, но, думаю, сказанного достаточно.
Ваш свящ. К.

L
 
Сверху