Здравствуйте! У меня возник вопрос из области основ православной веры. Долго думал, кого спросить, и решил, что лучше все-таки Вас, потому что могут иметь большое значение частные мнения из Предания и исторический ракурс.
Предположим, что жили молодые муж и жена. Муж умер. Жил он так, что автоматически в рай попасть не мог, хотя и был верующим. Как говорят, "старался, но был слаб (в добродетели)". Жена его очень любила, и перед погребением, в 3-й, 9-й и 40-й день заказала панихиду сразу в трех церквях, и потом в течение всей своей жизни подавала записки за упокой ежемесячно, и заказывала панихиду в годовщины рождения, смерти мужа, в дни его тезоименитства, тоже в нескольких церквях сразу. Лично молилась об упокоении его души в течение первых 40 дней 3 часа в день, потом в течение года полтора часа в день, и всю оставшуюся жизнь полчаса в день, по особенным датам - 2 часа. Кроме того, священнослужители тех церквей, в которых она заказывала панихиду, тоже мужа знали и любили, и служили панихиду с большой горячностью сердца, и сами от себя за мужа молились, и так много лет, даже десятилетий. А еще у него было несколько знакомых монахов, которые тоже его любили, в том числе некоторые из них родственниками ему были, и много о нем молились, тоже всю жизнь, монахам это вообще положено.
Итак. Ввиду таких горячих искренних молитв со стороны членов Церкви, на небесах через восемь месяцев после смерти мужа было принято решение о переводе его в рай.
Означает ли это, что с того момента вся та деятельность живых людей, которую я описал, была бессмысленной?
Предположим, что жили молодые муж и жена. Муж умер. Жил он так, что автоматически в рай попасть не мог, хотя и был верующим. Как говорят, "старался, но был слаб (в добродетели)". Жена его очень любила, и перед погребением, в 3-й, 9-й и 40-й день заказала панихиду сразу в трех церквях, и потом в течение всей своей жизни подавала записки за упокой ежемесячно, и заказывала панихиду в годовщины рождения, смерти мужа, в дни его тезоименитства, тоже в нескольких церквях сразу. Лично молилась об упокоении его души в течение первых 40 дней 3 часа в день, потом в течение года полтора часа в день, и всю оставшуюся жизнь полчаса в день, по особенным датам - 2 часа. Кроме того, священнослужители тех церквей, в которых она заказывала панихиду, тоже мужа знали и любили, и служили панихиду с большой горячностью сердца, и сами от себя за мужа молились, и так много лет, даже десятилетий. А еще у него было несколько знакомых монахов, которые тоже его любили, в том числе некоторые из них родственниками ему были, и много о нем молились, тоже всю жизнь, монахам это вообще положено.
Итак. Ввиду таких горячих искренних молитв со стороны членов Церкви, на небесах через восемь месяцев после смерти мужа было принято решение о переводе его в рай.
Означает ли это, что с того момента вся та деятельность живых людей, которую я описал, была бессмысленной?