вопрос о молитвах за умерших

Крещён в Православии
Здравствуйте! У меня возник вопрос из области основ православной веры. Долго думал, кого спросить, и решил, что лучше все-таки Вас, потому что могут иметь большое значение частные мнения из Предания и исторический ракурс.

Предположим, что жили молодые муж и жена. Муж умер. Жил он так, что автоматически в рай попасть не мог, хотя и был верующим. Как говорят, "старался, но был слаб (в добродетели)". Жена его очень любила, и перед погребением, в 3-й, 9-й и 40-й день заказала панихиду сразу в трех церквях, и потом в течение всей своей жизни подавала записки за упокой ежемесячно, и заказывала панихиду в годовщины рождения, смерти мужа, в дни его тезоименитства, тоже в нескольких церквях сразу. Лично молилась об упокоении его души в течение первых 40 дней 3 часа в день, потом в течение года полтора часа в день, и всю оставшуюся жизнь полчаса в день, по особенным датам - 2 часа. Кроме того, священнослужители тех церквей, в которых она заказывала панихиду, тоже мужа знали и любили, и служили панихиду с большой горячностью сердца, и сами от себя за мужа молились, и так много лет, даже десятилетий. А еще у него было несколько знакомых монахов, которые тоже его любили, в том числе некоторые из них родственниками ему были, и много о нем молились, тоже всю жизнь, монахам это вообще положено.

Итак. Ввиду таких горячих искренних молитв со стороны членов Церкви, на небесах через восемь месяцев после смерти мужа было принято решение о переводе его в рай.

Означает ли это, что с того момента вся та деятельность живых людей, которую я описал, была бессмысленной?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!
Ваш вопрос не очень понятен и ситуация которая описана несколько странная. К первому то абзацу вопросов нет - в общем молились за усопшего как могли, а вот ко второму их очень много. Как понимать "через восемь месяцев... было принято решение о переводе в рай"? Откуда такая информация? Кто уполномочен такое заявить, да и еще указать точное время?

Все-таки этот раздел так или иначе посвящен патрологическим исследованиям - кто из Св. Отцов, когда, что именно и почему написал. У меня нет компетенции ответить на Ваш вопрос и разрешить конкретную ситуацию, которая была озвучена.

Если Вы интересуетесь, важны ли молитвы по усопшим - да, важны, эта практика очень древняя и опыт святых показывает, что эти молитвы вполне действенны.

Если Ваш вопрос можно конкретизировать как "может ли по молитвам Церкви быть изменена посмертная участь человека?", то ответ будет "да, такое возможно". В качестве примере могу отослать Вас к в чем то очень похожей на приведенную историю об византийском императоре Феофиле и его жене Феодоре. О том ее усердные молитвы в некотором смысле "вытащили из ада" ее мужа. Хотя, все-таки надо понимать, что абсолютной достоверностью эта история не обладает - там есть много не чисто богословского подтекста.

Если Вы интересуетесь какие конкретно действия будут достаточны для аналогичного воздействия на душу человека сейчас? - этот ответ вообще дать невозможно. В православной традиции нет и никогда не было учения о должных и сверхдолжных заслугах и никто их отцов не составлял таблицы "сколько молитв надо прочитать, чтоб замолить вот этот конктретный грех". Равно как и какие коэффициенты надо вводить если молятся за человека не он сам, а разные священнослужители.

Если Вас беспокоит сам вопрос, что делать, если человек уже попал в рай (допустим нам явился ангел и подтвердил этот факт), продолжать за него молиться или нет? То ответ такой - молиться надо. Во-первых, время "там" и тут" текут по-разному и вечность - качественно иной уровень бытия. В каком то смысле Бог может взять человека в рай сразу после смерти именно по молитвам его ближних которые еще только будут читаться. Для Бога же нет большой разницы между настоящим, прошлым и будущим. Во-вторых, молитва за ближнего (без разницы живого или усопшего) - это плод нашей любви к нему, а любовь это всегда двусторонняя связь. Если, положим, я точно знаю, что мой ближний попал в рай, то молитвы за него будут иметь обратный эффект - давая возможность ему помогать мне. Поэтому никакая молитва не может быть названа полностью бесполезной.
 
Крещён в Православии
Спасибо! В основном меня интересовал Ваш ответ, приведенный в Вашем последнем абзаце. Не могли бы Вы пояснить следующее?

Если Вы интересуетесь, важны ли молитвы по усопшим - да, важны, эта практика очень древняя и опыт святых показывает, что эти молитвы вполне действенны.

Не могли бы Вы назвать письменный источник, содержащий много такого опыта (чтобы мне было проще с этим опытом ознакомиться)?

В каком то смысле Бог может взять человека в рай сразу после смерти именно по молитвам его ближних которые еще только будут читаться.

На каком источнике основано это Ваше утверждение?

И остался один вопрос:

Если, положим, я точно знаю, что мой ближний попал в рай, то молитвы за него будут иметь обратный эффект - давая возможность ему помогать мне.

Почему без Ваших молитв Ваш ближний в раю не имеет возможности Вам помогать?

Я когда-то задавал этот последний вопрос в немного другой формулировке на другой ветке форума, но ответа не получил. Не могли бы Вы или ответить, или перенаправить меня с этим вопросом куда надо?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Отвечу по порядку:

1. О молитвах за усопших можно смотреть различные версии Патериков - сборников коротких историй о жизни святых и их изречениях. Начать можно с полуанекдотичной 44 истории из "Луга Духовного" (https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug-dukhovnyj/), так же очень близка гл. 192. Сборники патериков (древних и не очень можно найти тут https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh#55 в одноименном разделе).
Вам наверное будут удобны тематические сборники или указатели к уже имеющимся. Они существуют в сети и в печатных изданиях - нужно просто поискать. В конце концов существует и тематическая подборка на местном ресурсе: https://azbyka.ru/pominovenie-usopshix
Источники подобных рассказов разные и не всегда заслуживающие полного доверия, однако их совокупность дает достаточно четкое представление о вере христиан в действенность молитв за усопших.


2. Это просто размышление о проблеме неприменимости к Богу и вечности наших привычных представлений о времени.

3. Приведу простой пример - Вы можете постоянно ждать звонка друга, ведь он же с какой то периодичностью Вам может звонить сам, а можете и сами набрать его номер.
 
Крещён в Православии
Правильно ли я понимаю, что по православным представлениям молитвами можно облегчить существование человека в аду, но нельзя дополнительно улучшить его существование в раю?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Самое сложное в Вашем вопросе: "по православным представлениям". У нас нет никакой книги "Православие обо всем" имеющей равным статус Священному Писанию в котором был бы зафиксирован однозначный ответ на Ваш вопрос (как и на многие другие)
Если Вы имеете в виду "согласно мыслям святых отцов", то для них, исходя из базовых принципов античного и средневекового мировоззрения, сам вопрос улучшения райской жизни звучал абсурдом. Как можно улучшить то, что и так совершенно? Современная философская концепция развивающегося абсолюта или динамического совершенства для них была бы странным и глупым оксюмороном. Поэтому Вы вряд ли найдете в собрании их текстов какой бы то ни было ответ на этот вопрос.
 
Сверху