Мне интересно отношение Православной Церкви к разведке и военным. Оправдывает ли Церковь деятельность разведчика..., Можно ли сказать, что он грешит, что лжет и ворует. ... Как к этому должен относиться сам человек, который выбирает себе профессию военного и старается жить по Евангельским заповедям?
Дорогая Мария!
Отношение Церкви к войне и воинской службе изложено в
гл.8 "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви"
Признавая войну злом, Церковь не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается вынужденным средством. Православие всегда относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели по словам Христа:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13)
В Новом Завете нигде нет порицания воинскому званию, что непременно было бы, если бы воинская служба противоречила нравственному достоинству христианина. Воины, которые приходили к Иоанну Крестителю и спрашивали: "Что нам делать?", – в ответ слышали призыв воздерживаться от греха во время своей службы:
"Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк. 3,14).
Писание учит милосердию к побежденному и обезоруженному неприятелю, предостерегая от чувства озлобления и злорадства:
"Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его…" (Притч. 24,17-18).
Воинам важно не делать зла и милосердно относиться к раненым и пленным: "
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию… Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но зло побеждай добром" (Рим. 12, 19-21).
В Новом Завете неоднократно с похвалой упоминается о воинах, притом ни разу не осуждается их служба. Прославляются и подвиги ветхозаветных полководцев. Говорится о духовной подготовке воинов к битве, которая заключается в правильном устремлении мыслей к Богу и в усиленной молитве.
И воин-разведчик не исключение, ибо
"он не напрасно носит (тайный) меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13,4). Но шпиону-христианину, наверное, труднее всего, ведь он постоянно сталкивается с нравственной проблемой выбора «наименьшего зла», памятуя, что ложь «в свою пользу» всегда запретна, но иногда допустимо уклониться от истины ради спасения ближних. Решение об умолчании требует особых нравственных борений и переживаний, духовной крепости.
авва Дорофей в своих поучениях писал, что
«когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения». Но такое покаяние должно быть невидимым для противника.Поэтому разведчику совершенно необходимо иметь особое духовное рассуждение, содействующее истине и правде, особый внутренний голос Божий,
"ум, имеющий мудрость" (Откр.17,9).
Т.е. помимо мужества воину-разведчику совершенно необходимо соблюдать
особую нравственную чистоту, про которую преодобный
Иоанн Лествичник сказал:
"Когда же мы будем совершенно чисты от лжи, когда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее"