Воинская служба и Церковь

Саратов
Православный христианин
Здравствуйте, о. Сергий=) Благословите!
Помогите, пожалуйста, разобраться. Мне интересно отношение Православной Церкви к разведке и военным. Оправдывает ли Церковь деятельность разведчика, который идет в тыл к врагу и обманом достает нужную ему информацию. Можно сказать, что он грешит тем, что лжет и ворует (информацию)у окружающих?:confused:
И, если вам не трудно, скажите, пожалуйста, как относиться к тому, что человек - военный идет на войну убивать других за Родину? Я понимаю, что он защищает свою семью и будущие поколения, но с другой стороны он убивает и калечит таких же людей, как и он... :confused: Как к этому должен относиться сам человек, который выбирает себе профессию военного и старается жить по Евангельским заповедям?
Заранее спасибо=):):):)
 
Мне интересно отношение Православной Церкви к разведке и военным. Оправдывает ли Церковь деятельность разведчика..., Можно ли сказать, что он грешит, что лжет и ворует. ... Как к этому должен относиться сам человек, который выбирает себе профессию военного и старается жить по Евангельским заповедям?
Дорогая Мария!

Отношение Церкви к войне и воинской службе изложено в гл.8 "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви"

Признавая войну злом, Церковь не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается вынужденным средством. Православие всегда относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели по словам Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13)

В Новом Завете нигде нет порицания воинскому званию, что непременно было бы, если бы воинская служба противоречила нравственному достоинству христианина. Воины, которые приходили к Иоанну Крестителю и спрашивали: "Что нам делать?", – в ответ слышали призыв воздерживаться от греха во время своей службы: "Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк. 3,14).

Писание учит милосердию к побежденному и обезоруженному неприятелю, предостерегая от чувства озлобления и злорадства: "Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его…" (Притч. 24,17-18).
Воинам важно не делать зла и милосердно относиться к раненым и пленным: "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию… Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но зло побеждай добром" (Рим. 12, 19-21).

В Новом Завете неоднократно с похвалой упоминается о воинах, притом ни разу не осуждается их служба. Прославляются и подвиги ветхозаветных полководцев. Говорится о духовной подготовке воинов к битве, которая заключается в правильном устремлении мыслей к Богу и в усиленной молитве.

И воин-разведчик не исключение, ибо "он не напрасно носит (тайный) меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13,4). Но шпиону-христианину, наверное, труднее всего, ведь он постоянно сталкивается с нравственной проблемой выбора «наименьшего зла», памятуя, что ложь «в свою пользу» всегда запретна, но иногда допустимо уклониться от истины ради спасения ближних. Решение об умолчании требует особых нравственных борений и переживаний, духовной крепости. авва Дорофей в своих поучениях писал, что «когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения». Но такое покаяние должно быть невидимым для противника.Поэтому разведчику совершенно необходимо иметь особое духовное рассуждение, содействующее истине и правде, особый внутренний голос Божий, "ум, имеющий мудрость" (Откр.17,9).

Т.е. помимо мужества воину-разведчику совершенно необходимо соблюдать особую нравственную чистоту, про которую преодобный Иоанн Лествичник сказал: "Когда же мы будем совершенно чисты от лжи, когда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее"
 
Киев
Православный христианин
Почитайте о нашем современнике и мученике Евгении Родионове, солдате, погибшем за веру и нежелание расстаться со Крестом даже на дыбе. Три с половиной месяцев плена и мук. Был обезглавлен. Сейчас готовится к канонизации Русской Православной Церковью.
http://nordsky.msk.ru/indx4.php?id=3
http://elena-sem.livejournal.com/126823.html
http://www.ic-xc-nika.ru/texts/2008/may/n190.html
Почитайте также о Порт-Артурской иконе "Торжество Пресвятой Богородицы", и о явлении Пресвятой Богородицы воинам на поле брани во время русско-японской войны 1904–1905 гг.
 
Сверху