Верить ли снам? Что говорит психология?

Н

Незарегистрированный

Guest
Здравствуйте!

Верить ли снам? Согласно святоотеческим советам, т.е. в отношении духовной жизни, как я понимаю, доверять снам не рекомендуется. На сайте об этом написано, см. сновидения.

А с точки зрения психики?
 
Вопрос звучит вполне конкретно. И если на него отвечать так, как он поставлен, то вполне правомерно сказать: и да, и нет; и верить, и не верить.
А теперь подробнее, и как всегда немного издалека. Православная психология разделяет концепцию святоотеческой антропологии о трехсоставности человека. Эти составляющие присущи каждому человеку: дух, душа, тело.
В приближенном переводе с языка святоотеческого на язык психологии душа – это наша психика. В тоже время надо помнить, что нет в науке единого ответа на вопрос: а что же это такое – психика человека?
Это и понятно. Созданный по Образу Божиему и призванный осуществиться в Подобии Ему, человек, как и Бог, до конца не познаваем.
По замыслу Творца человек создан существом целостным. Нарушение целостности после грехопадения привело к отчуждению друг от друга тела, души, духа. И также привело к расщеплению, фрагментарности нашей психики. Мысли, чувства, желания на сознательном уровне у нас нередко противоречат одно другому.
В тоже время дух, душа и тело продолжают оказывать влияние друг на друга. «Здоровая часть нашей души», если так можно выразиться, стремится обрести былую утраченную целостность, подтолкнуть человека к исцелению. А также восстановить и утраченную иерархию, когда вначале над всем стоит дух (в этом случае понимается утраченная связь с Богом). Ему, духу, должны быть подчинены душа и тело.

Сновидения – это часть психики, часть души. Но на душу оказывает влияние и тело, и дух. Причем, если говорить о духе, то он может происходить из различных источников.
В состоянии падшести, греховности, то есть в том реальном состоянии, в котором мы живем, на нас могут оказывать влияние и «духи тьмы».
Психология, как наука, этого не учитывает и не рассматривает. Поэтому довольно смело берется за интерпретацию сновидений. Причем разные психотерапевтические школы делают акценты на различных приоритетах в способах интерпретации. Скажем, классический психоанализ интересовала «вытесненная сексуальность». Терапевты юнгианского направления акцентуируются на «архетипах» и так далее.
Поскольку психика включает в себя область бессознательного, то сновидения действительно могут быть очень важной и полезной частью работы в психотерапии аналитических направлений.

Через сны в зону осознавания символическим образом «прорываются» нам подсказки, предупреждения и ответы на вопросы. На сознательном уровне (в силу нашей загруженности дневными переживаниями, отчуждением от Бога) «уловить» их не всегда удается.
Мы знаем примеры, как во сне происходили научные открытия, создавалась музыка, писались стихи…
В «Евгении Онегине» А.С. Пушкин не случайно дает описание сна Татьяны накануне трагических событий.
В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский включает несколько снов Раскольникова. Все они несут определенную смысловую нагрузку. А последний сон, приведенный уже в эпилоге, отражает результат духовной трансформации главного героя. В то же время – это пророческий сон. Он дает ответы на мучительные для ищущей души Раскольникова вопросы. Одновременно он является предсказанием о будущем России, которое адресовано читателю - нам с вами.

В жизни каждого человека бывают эмоционально-значимые или повторяющиеся сны.
И оставлять их без внимания я бы не советовала.
Вопросы будут звучать в этом случае так:
• Как их правильно проинтерпретировать? Ведь символика сна бывает порой очень сложна и имеет много психических уровней: от самых низших - плотских, до высших - духовных. Иногда все эти уровни могут присутствовать одновременно в одном сновидении.
• Надо помнить, что сновидения могут к нам поступать из разных источников, также как и помыслы. И это могут быть малозначимые сны, связанные с плотско-душевными переживаниями. Тут обязательно надо смотреть в каком контексте дневных переживаний и событий этот сон приснился.
• В тоже время сны могут происходить из сферы душевно-духовной. И тут необходимо иметь различение духов, чтобы интерпретировать этот сон верно. Но кто из нас возьмет на себя ответственность, что он точно знает, из какого источника возникли образы сна? Только чистым сердцем можно определить этот источник.
Мы помним, что Давид молился: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня»(Пс.50:12).
Об этом много предупреждений в Евангелии: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они…»(1Иоан.4:1-3).

Теперь о практической работе.
Сразу хочется отметить, что при своей работе психолог, так или иначе оказывает влияние на клиента. Как бы ему не хотелось работать совершенно нейтрально, осуществить это практически невозможно. Мировоззрение психолога, его убеждения, все это присутствует в работе.
Эту особенность психотерапевтической работы необходимо учитывать при выборе себе психолога или психотерапевта.
Не все психологи работают со сновидениями. Это довольно сложная, но очень интересная часть работы. Суть ее заключается в том, чтобы подвести именно этого человека к осознаванию символики своего конкретного сновидения.
(Это как раз один из примеров, когда убеждения и мировоззрение психолога могут оказывать влияние на весь ход психотерапии).
Такая работа требует индивидуальной работы. В ней используются различные техники. В основном, это работа с предлагаемыми интерпретациями.
Думаю, что не следует подробно останавливаться на том, что пользоваться «сонниками» серьезно - недопустимо для христианина.
Следует очень осторожно относиться и к тому, чтобы интерпретировать сновидения, выхваченные из контекста психотерапевтической работы.
Хотя бывают сны, символика которых достаточна ясна. Такие примеры приводятся в моей статье «О месте православной психотерапии при лечении невротических расстройств».

И все же, свои сновидения лучше разбирать со специалистом во время психотерапевтической работы.
Когда правильно «разобрано» сновидение, оно перестает беспокоить, перестает повторяться. Характер сновидений может полностью измениться. Это говорит о том, что та информация, которая поступала нам из бессознательного слоя психики, дошла до уровня сознания, и нами «учтена». Человеческая душа как бы «вышла на другой уровень», или перешла на другую «ступеньку своего развития».

Марина Легостаева.
marileg0158@mail.ru,

Общество православных психологов Санкт-Петребурга.
 
Сверху