Ведение и предопределение.

Крещён в Православии
Здравствуйте Алексей Михайлович. Бог ведает всё. Что было, что есть, что будет. Находясь вне времени, вне нашего пространственного измерения, будучи Творцом всего этого; видеть всю картину мироздания целиком - вполне закономерное и понятное свойство Господа. Люди, наделённые некоторой свободой выбора (согласитесь далеко не все, только те у которых есть возможность реализовать это право) сами определяют свои поступки. Причём ведение Бога о судьбах человеческих нисколько ни влияет на выбор самого человека. Бог ведает о человеке - человек поступает независимо от Божьего ведения. Ведение Бога это ведение Творца и никаким образом не влияет на свободу данную человеку. Следовательно, ведение Бога - не является для человека предопределением.
Но! как же быть с промыслом Божьим? Вполне закономерно будет размышлять так, что Бог промышляет о благе человека исходя как раз из Своего ведения. И промысел Божий осуществляется Богом исходя из этого знания. То есть вполне закономерно предположить, что промысел Божий предлагает варианты реализации нашей свободы выбора как раз исходя из ведения нашей судьбы? Разве это не является предопределением? Ведь если предположить что поступки человека приведут к погибели, то Бог промышляет о спасении этого человека, зная впрочем, что таковая погибель неизбежна. Бог спасает человека зная, что его не спасти? Бог пытается изменить - потому что знает. Бог идёт наперекор своему знанию - пытаясь спасти человека? Здесь капкан для логики - следовательно и для разума. Так как Божье ведение конечно само по себе не может быть предопределением, но в связке с промыслом Божьим, который действует из этого ведения - как раз это предопределение и есть. Там где есть ведение и действующий исходя из этого ведения промысел - там нет свободы (или частичная очерченная промыслом) где нет свободы - есть предопределение. Но если Господь промышляет и о погибающем, и даже зная что без пользы. То вероятно надежда всё же имеется у Бога, на свободу выбора данную человеку? Господь «стоит» у дверей нашего сердца и «стучит» независимо от того откроем мы или нет. Значит « надеется»? А надежда это не совсем ведение. Помогите по возможности понять этот парадокс с ув. Алексеич.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, "Алексеич"!

Ваше недоумение понятно, ваши комментарии тоже.

Вы пишете:
Бог спасает человека зная, что его не спасти? Бог пытается изменить - потому что знает. Бог идёт наперекор своему знанию - пытаясь спасти человека? Здесь капкан для логики - следовательно и для разума

Бог желает спасения всем людям и не оставляет без Своей помощи даже грешника, подобно тому, как любящий отец, видя, что сын его скатывается по наклонной плоскости всё ниже и ниже, всё же продолжает ему помогать. не прекращая любить. Капкана для логики здесь нет, просто такое понимание укладывается в русло другой логики, не той, в рамки которой Вы пытаетесь втиснуть ваше соображение.

Замечу, например, что многие действия, которые Бог оказывает на грешника как на разумно-свободное творение, во время его земной жизни (зная, что он попадёт-таки в ад), носят не только попечительский, но и педагогический характер, а значит, будут сказываться на грешнике и в аду, с пользой для него.

Там где есть ведение и действующий исходя из этого ведения промысел - там нет свободы (или частичная очерченная промыслом) где нет свободы - есть предопределение

Божий Промысл подразумевает наличие свободы в разумно-свободных творениях. Их свобода, разумеется, не абсолютна: такой свободой обладает только Господь. Это положение нужно принять, даже если его понимание сталкивается с затруднениями.

Благодарю за вопрос!
 
Сверху