Здравствуйте, Владимир!
По учению Церкви, одной из характернейших черт Божественной сущности (природы, естества) является простота (ср.: прп.
Иоанн Дамаскин: «Божество — просто и имеет единое простое действие, благое и во всем все совершающее, подобно лучу, который все согревает и в каждой в отдельности вещи действует сообразно с естественным ее свойством и ее способностью к восприятию, получив такое действие от создавшего его Бога» [3, с. 176]). Это значит, что Бог, будучи Всесовершенным, не состоит из элементов (частей), всегда Себе равен, тождественен.
В данном понимании ваше утверждение о том, что «
воля в Господе Иисусе Христе — ЧАСТЬ природы», если воспринимать его строго буквально, не вполне корректно. Это же следует сказать и о представленном Вами суждении: «
Если перенесение РАЗДЕЛЕНИЯ природы на волю, чувство и разум применимо к Богу (а об этом свидетельствует само упоминание автором
[*] слова "воля" применительно к Богу), то воля — ЧАСТЬ природы (а природа и сущность суть одно и то же) Бога, т. е. появляется противоречие».
Поэтому, отмечая в Создателе наличие воли, разума, «чувств», уместно говорить не о разделении (Его природы на то-то, то-то и то-то), а о РАЗЛИЧЕНИИ (в Нем разума, воли и «чувств»).
Итак, Божественную волю следует относить к Божественной сущности (ибо Бог по природе разумно-свободен (по природе обладает разумом и свободною волей (способен мыслить и желать)). Стало быть, имея сказанное в виду, можно заключить, что если подразумевать под термином «воля» СПОСОБНОСТЬ Вседержителя сознательно управлять Своими действиями, выражение "
Они [Божественные идеи] являются выражением Божественной воли, а не сущности" может привести к странному пониманию, будто эта способность не есть принадлежность Божественной сущности, а является неким самостоятельным элементом, посредствующим между Божественной сущностью и Божественным действием. Однако если воспринимать термин «воля» в значении «ЖЕЛАНИЕ» или «СТРЕМЛЕНИЕ» (см. БТС русского языка: воля — «сознательносе стремление к осуществлению чего-либо» [2, с. 148]), утверждение о том, что идеи о мире суть результат Его воли (то есть, получается, желания), а не (непосредственно) природы — уместно. Во всяком случае мысль отца Олега, заключенная в нижеприведенном отрывке, не дает оснований обвинять его в неправоте: «Если поместить эти идеи в Божественную сущность, то в таком случае творение окажется откровением Божественной сущности вовне. Человеку, имеющему некоторый уровень философской культуры, невозможно здесь не почувствовать некоторый пантеистический привкус» [1, с. 159].
Спаси Господи!
1.Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2005.
2.Кузнецов. С. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Изд. НОРИНТ, 2006.
3.Преподобный
Иоанн Дамаскин. Творения преподобного
Иоанна Дамаскина. Изд. Индрик, 2002.