УПЦ КП

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
На днях начались события,которые должны расшатать корабль канонического православия на Украине.Фанар назначил своих посланцев(экзархов)наместниками в Киеве.Фанар как и двадцать лет назад опять штурмует каноническую территорию Московского Патриархата.Тогда Патриарху Алексию II пришлось даже прекратить поминовение "Патриарха"Варфоломея по диптиху.Сейчас фанариоты объясняют свое вероломное вторжение как некую сложившуюся историческую параллель,что якобы когда территория Украины и Белоруссии были отделены от Русского Царства, то Фанар мог смело назначать своих экзархов и ставить митрополитов.Если например в ситуации с Эстонской Церковью фанариоты пытались создать дополнительную единицу своего Патриархата,то сейчас фанариоты хотят дать автокефалию на территории которая находиться в составе Московского Патриархата
и "предстоятелю" который отлучен от Церкви Христовой через анафематствование.С КГБшным "Патриархом" Киевским сейчас не молиться ни одна Поместным Церковь в мире.

Как вы считаете получит ли бывший агент КГБ "Антонов"и его дщерь автокефалию с рук Фанара?
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Как вы считаете получит ли бывший агент КГБ "Антонов"и его дщерь автокефалию с рук Фанара?
Получит.
И это даст железобетонное каноническое основание для разрыва отношений РПЦ МП с Константинополем. А там, Бог даст, и с ВСЦ разойдёмся.
 




Константинополь предлагает такой вот "промежуточный вариант": создается Киевская митрополия Вселенского патриархата. В нее, по идее, должны мигрировать все приходы УПЦ КП и других православных церквей, которые этого захотят. Это в теории могут быть и малая часть приходов Московского патриархата. Малая, но не вся. Поэтому через новую структуру практически наверняка преодолеть существующий раскол однозначно не удастся. Глава новой структуры – не патриарх, конечно, но митрополит, станет членом Синода Вселенской церкви. Через какое-то время Константинопольский патриарх предоставит этой церкви автокефалию. Однако это может произойти как через 5, так и 500 лет. После создания экзархата никто не сможет надавить на Фанар с тем, чтобы он как-то ускорил данный процесс.
https://vesti-ukr.com/strana/300047...ry-uzhe-sorvalis-iz-za-pozitsii-hlavy-upts-kp
 
Украина
Православный христианин
Как говорил один человек высокого духовного сана, предположительно Варфоломей хочет возвратить себе митрополию Киева и власть над ней. С Денисенко попытаются договориться, но наверное поставят на "своего". Вообще кроме смуты и гонений эта деятельность Варфоломея (как то не хочется называть его звание) ни к чему привести не может. Помнится Константинопольцы признавали и обновленческую "церковь" в России и поддерживали арест большевистской властью патриарха Тихона, так что поведение их в целом за многие годы не поменялось.
 
Более интересно то что "Киевский Патриарх"использует эксклюзивный белый куколь с нашитыми херувимами,который появился и используется только у Московского Патриарха.Белый клобук был введён в Русской Церкви в 1564 году.Наверное Филарет все ностальгирует по Поместному Собору 1990 на котором у него как у местоблюстителя была возможность стать Патриархом.Вот что такое "любоначалие".Вот ещё есть такой имидж тренд для "диалога любви":
g
"патриарх Киевский и всея Руси-Украины" Моисей (Кулика)

http://www.anti-raskol.ru/pages/440
 
Последнее редактирование:
"Пусть никто не думает, будто добрые могут отделиться от Церкви. Ветер не развевает пшеницы, и буря не исторгает дерева, растущего на твердом корне. Только пустые плевелы уносятся вихрем; только слабые деревья падают от устремления бури. Их-то предает проклятию и поражает апостол Иоанн, говоря: «от нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами» (1Ин 2.19). Ереси происходили и происходят часто оттого, что строптивый ум не имеет в себе мира и посевающее раздор вероломство не держится единства. Господь, сохраняя свободный наш произвол, допускает быть сему, чтобы, через искушение сердец и мыслей наших состязанием об истине, в ясном свете представилась чистой вера достойных. Об этом предвозвещает Дух Святой через апостола, говоря: «подобает... и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас» (1Кор 11.19). Так испытываются верные и открываются вероломные; так, еще прежде дня судного, отлучаются души праведных от неправедных и отделяются плевелы от пшеницы! Отделяются те, которые без божественного распоряжения, самовольно принимают начальство над безрассудными скопищами, без законного посвящения поставляют себя вождями, присваивают себе имя епископа тогда, как никто не дает им епископства. Дух Святой в псалмах называет их сидящими на седалище губителей (Пс 1.1), язвой и заразой для веры; людьми, обольщающими посредством змеиных уст, искусными в извращении истины; пагубным языком, изрыгающим смертоносный яд; людьми, которых слово распространяется, как рак (2Тим 2.17), и беседа вливает смертную заразу в сердце каждого. Против них вопиет Господь, от них удерживает и отклоняет заблуждающийся народ свой, говоря: «не слушайте словес пророков, иже пророчествуют вам и прельщают вас: видение от сердца своего глаголют, а не от уст Господних. Глаголют отвергающим Мя: ... мир будет вам: и всем, иже ходят в похотех своих, и всякому, ходящему в строптивости сердца своего, рекоша: не приидут на вас злая... Не глаголах к ним, и тии пророчествоваху. И аще бы стали в совете Моем, слышана сотворили бы словеса Моя и отвратили бы людий Моих от пути их лукаваго и от начинаний их лукавых»3(Иер 23.16–17, 21–22). Их же описывает и обозначает Господь, говоря: «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушены.., иже не возмогут воды содержати» (Иер 2.13). Тогда как, кроме одного, не может быть другого крещения, они думают, что могут крестить. Оставивши источник жизни, они обещают благодать животворной и спасительной воды. Там не омываются люди, а только более оскверняются; не очищаются грехи, а только усугубляются. Такое рождение производит чад не Богу, но диаволу. Рожденные от лжи не сподобляются обетований истины. Порождаемые вероломством погубляют благодать веры. Нарушившие мир Господень неистовым раздором не могут достигнуть награды мира."("О единстве Церкви (De Unitate)",священномученик Киприан Карфагенский)
"потому что, хотя начало отделения было вследствие раскола, но отступившие от Церкви не имели уже на себе благодати Святаго Духа, так как преподаяние оной оскудело по пресечении преемства, и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от отцов, и через возложение рук их получили духовное дарование; но отторгнувшиеся, сделались мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не в состоянии были передать другим благодать Святаго Духа, от которой сама отпали"( Св. Василий Великий. Творения, Рус. пер., т. III, Изд. Сойкина, 1911, с.199.)
 
Последнее редактирование модератором:
Украина
Православный христианин
К сожалению вижу только одно-гордыню, ведь Варфоломей очевидно мутит воду уже довольно долго. То что "Константинополь" современный болен папизмом несомненно.
Константинопольский папизм

В принятых на Критском соборе документах отчетливо присутствует и навязывается чуждая Православной Церкви идея константинопольского папизма.
  • В Окружном послании Константинопольский патриарх именуется Его Божественным Всесвятейшеством Вселенским Патриархом, в то время как остальные патриархи названы Блаженнейшими Предстоятелями Святейших Православных Церквей. Получается, что сан Константинопольского патриарха как Божественного Всесвятейшего выше сана остальных «святейших» предстоятелей Поместных Церквей. В этом же послании указаны только 14 Автокефальных Церквей, признанных Константинополем, без Американской Православной Церкви, которой Церковь Русская в 1970 г. предоставила автокефалию. Получается, что Константинопольский Патриархат игнорирует решения других Поместных Церквей.
  • В Послании православным людям предлагается учредить Святой и Великий Собор в качестве регулярно действующего института – вместо соборности продвигается новый глобальный управленческий орган (транснациональный Синод) во главе с Константинопольским патриархом, которому предлагается фактически подчинить другие Поместные Церкви.
  • В документе «Отношение Православной Церкви с остальным христианским миром» рекламируется экуменизм как важнейшая апостольская задача, вопреки завету апостола Павла отвращаться еретиков после попытки их вразумления (см.: Тит. 3, 10). В случае выхода Поместной Церкви из экуменического диалога предписывается обращаться к Константинополю, в чьих руках оказывается выработка дальнейшего консенсуса. Получается, что КП наделяется правом верховного арбитра.
  • В документе «Автономия и способ ее провозглашения» в нескольких местах всем Поместным Церквам предписывается уведомлять Константинополь и обращаться к нему как к судье первой инстанции.
  • В документе «Православная диаспора» председательство на епископских собраниях предоставляется исключительно представителю КП, вне зависимости от старшинства епископов или размеров диаспоры.
Интересный факт, которого я например не знал:"
В 1995 году патриарх Константинопольский Варфоломей запретил русским инокам поминать Предстоятеля Русской Православной Церкви Алексия II в Русском Пантелеймонове монастыре на Афоне.

Я что хочу сказать, очень долго тянется "песня", если бы ранее не дали создать параллельную церковь в Эстонии и при каждой попытке "папизма" реагировали бы то этого не произошло бы. А этот "собор" на Крите, что он показал, то что потакание "папизму" приводит к дальнейшему нарушению канонов и своеволию.
 
Русская Православная Церковь
Журнал Московской Патриархии


№11 ноябрь 1947
О ГРАНИЦАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРАВА ВЛАСТИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПАТРИАРХИИ НА «ДИАСПОРУ».ПРОФ. С. ТРОИЦКИЙ


"Великое искушение земной власти, последнее и самое тяжелое искушение, которым дьявол соблазнял Господа (Мтф. 4, 3—10), не осталось чуждым и Его последователям. Особенно часто подвергались искушению власти предстоятели Церквей, силою обстоятельств поставленных выше других и прежде всего пяти древних патриархатов, и лишь просвещенное свыше соборное сознание Церкви положило предел этому чуждому духу. Так, в начале пятого века Карфагенский Собор осудил попытку пап подчинить себе Карфагенскую Церковь, а несколько позднее III Вселенский Собор в своем 8 правиле осудил стремление антиохийских патриархов подчинить Церковь Кипрскую. «Да не преступаются правила отец, гласит определение Собора, да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския и да не утратим по-малу, неприметно, той свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков».

Однако не все и не всегда помнили этот предостерегающий голос Вселенского Собора. «По-малу и неприметно» вкралась надменность мирской власти в первую по рангу автокефальную Церковь — Церковь Римскую и она отпала от единства Вселенской Церкви. Не осталась чужда этому искушению и вторая по ней (IV Всел. 28) Церковь Константинопольская и в ее истории часто сказывается стремление ставить себя выше других автокефальных Церквей, превратив унаследованное ею от Римской Церкви первенство чести в первенство власти. Правда, к великому благу православного мира, стремление это, в отличие от Рима, проявилось лишь в отдельных актах церковной политики и иногда в теориях некоторых церковных политиков, например, в теории «перенесения скипетров» и никогда не было возводимо на степень церковного догмата, но и эти отдельные акты и теории не мало вреда принесли Православной Церкви. В отделении Западной Церкви от Восточной, имевшем столь гибельные последствия для всего христианского мира, виноват был не только Рим, но и Константинополь. Неоднократное закрытие славянских патриархатов, схизма болгарская, схизма антиохийская — вот некоторые, но далеко не все факты, бывшие последствием такого умонастроения. Внешнее принижение Константинопольской Церкви, с одной стороны, и возвышение Русской Церкви, с другой, не давало возможности широкому проявлению таких стремлений, но лишь только Русская Церковь попала в тяжелые условия, «дымное надмение мира» снова вкрадывается в Константинопольскую Церковь и она снова делает попытки «перейти пределы, положенные отцами и соборами».

Проявилось это стремление в виде новоизмышленной теории об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного «рассеяния» (Вас. Вел. пр. 85), под которым греки стали понимать не только отдельных лиц, но и все православные приходы и даже епархии, находящиеся вне границ государств, в которых существуют Православные автокефальные Церкви.

«Вашему Блаженству и дорогой сестре Сербской Церкви», пишет, напр. 30/V— 1931 г. Константинопольский Патриарх Фотий II Патриарху Сербскому Варнаве, претендуя на подчинение Константинопольской Церкви Будимской епархии, «известен общий взгляд нашего Патриаршего Престола по вопросу о каноническом положении православных церковных общин и колоний, находящихся в диаспоре и вне границ Православных автокефальных Церквей, что все церковные общины, какой бы то ни было народности, должны в церковном отношении быть подчинены нашему Святейшему Патриаршему Престолу».

Ту же теорию находим и в послании Патриарха Василия III Варшавскому Митрополиту Дионисию от 12/XII—1925 г. и во многих других актах этой Патриархии, начиная с 1922 г. Творцом этой теории является горячий панэллинист Китийсский, а затем Афинский Митрополит, Константинопольский (1921—1923), а после 7/V—1926 г. Александрийский Патриарх Мелетий (Метаксакис 1871—1935), и теория эта не осталась на бумаге, но энергично и успешно проводилась в жизнь как творцом теории, так и его преемниками по Константинопольской кафедре. Так, в 1922 г. Патриархией были открыты 4 епархии в Америке и назначен Экзарх для Западной и Центральной Европы с апокалипсическим титулом (2, 18) Митрополита Фиатирского, в 1923 г. был назначен архиепископ Пражский и всей Чехословакии и издан томос о восстановлении древней Кирилло-Мефодиевской архиепископии, подчиненной юрисдикции Константинополя и подчинены той же юрисдикции Финская, Эстонская и Польская Церкви, в 1924 г. был поставлен Митрополит «Венгерский и Экзарх Центральной Европы в Будапеште», был поставлен епископ в Париже; Польская Церковь, хотя и была провозглашена автокефальной, однако осталась в зависимости от Церкви Константинопольской, были открыты две епархии в Австралии и была сделана попытка закрыть Русскую Патриархию и поставить Русскую Церковь в зависимости от Константинопольской. В 1925 г. был дан титул «Блаженства» главе Польской Церкви, а в 1929 г. туда послан был с широкими правами надзора епископ Трахийский; в 1928 г. был подчинен епископ Русской Церкви в Америке Адам; в 1931 г. Русский Митрополит в Западной Европе Евлогий вместе с подчиненными ему епископами был принят в юрисдикцию Константинопольской Церкви; в 1932 г. был поднят вопрос о подчинении Константинополю всех епархий и приходов Сербской Церкви, находящихся вне границ Югославии. Таков длинный, но далеко неполный и незаконченный список применения новой теории относительно юрисдикции над православной диаспорой.

Но лишь только закончилась Вторая Великая война и улучшилось положение Русской Церкви, как начался и обратный процесс отпадения епархий и приходов от Константинопольской Церкви и возвращение их к Церкви-Матери — Русской Патриархии.

В юрисдикцию Московской Патриархии уже возвратился целый ряд православных русских епархий и приходов как в границах СССР, так и вне этих границ.

Поднят вопрос и о возвращении к Церкви-Матери Церквей Финской и Польской. Но ввиду того, что вопрос этот пока не решен окончательно, и что в Западной Европе часть русской диаспоры и сейчас считает себя подчиненной юрисдикции Константинополя, а также ввиду того, что греческие церковные круги, повидимому, не отказываются от своей теории о каноничности подчинения Константинополю всей православной диаспоры, необходимо рассмотреть эту теорию и саму по себе и в применении ее к Церкви и Финской и Польской, причем в отношении Польской Церкви нужно рассмотреть не только вопрос о зависимости ее от Константинополя, но и о праве Константинополя дать ей автокефалию.

В каноническом кодексе Православной Церкви защитники теории находят ее подтверждение в трех канонах: а) во втором правиле IV Вселенского Собора; б) в восьмом правиле III Вселенского Собора и в) главным образом в 28 правиле IV Вселенского Собора.

а) Во втором правиле II Вселенского Собора, пишет Патриарх Мелетий Митрополиту б. Киевскому Антонию от 5/VII—1927 г. («Пантенос» 1927, № 89, стр. 514—516), мы читаем: «Областные епископы да не простирают своя власти на церкви за пределами своея области и да не смешивают церквей... Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своея области ради рукоположения или какого-либо другого церковного распоряжения. При сохранении же вышеписанного правила о церковных областях, явно есть яко дела каждыя области благоучреждати будет собор тоя же области, как определено в Никеи».

«На основании этого правила», делает вывод Патриарх Мелетий, «вы, как епископы Русской Церкви, не имеете права вмешиваться в епископскую юрисдикцию вне границ ваших церквей».

Но, ведь, во-первых, правило не предоставляет никаких преимуществ Константинопольской Церкви и даже не упоминает о ней, а во-вторых, если бы правило говорило только то, на что ссылается Патриарх Мелетий, то это бы значило, что ни одна Церковь, в том числе и Константинопольская, не может иметь миссий вне своих границ, что противоречило бы заповеди Основателя Церкви: «Идите, научите все народы» (Матф. 28, 19, Мр. 16, 15). На самом деле Патриарх Мелетий из правила приводит только ту часть, которая не относится к вопросу, а ту часть, которая дает право всем Церквам иметь миссии, намеренно опускает. А именно в конце правила читаем:

«Церкви же Божии у иноплеменных народов ('ευ τοις βαρβαριχοις εθυεσι) долженствуют быти правимы по соблюдавшемуся доныне обыкновению отцев».

Отсюда следует, что запрещение простирать юрисдикцию вне границ церквей не относится к миссионерским областям, а касается только территорий других церквей, но никак не территорий, находящихся вне этих церквей, т. е. миссионерских областей, где нужно сохранять старый порядок. Какой же это порядок? Как объясняют авторитетные толкователи Иоанн Зонара и Феодор Вальсамон, здесь не существовало определенных границ автокефальных церквей и епископы одной церкви, особенно отличающиеся красноречием, могли часто посещать и области других епископов, дабы наставлять обращенных к вере и утверждать в ней (Правила Св. Вселенских Соборов с толкованиями 1 М. 1877, стр. 85, ср. 86; Афинская синтагма II, 171, 172). Таким образом правило говорит как раз противоположное тому, что хочет доказать Патриарх Мелетий.

б) В восьмом правиле III Вселенского Собора Патриарх Мелетий и другие греческие канонисты обращают внимание на следующее место: «Дабы никто от боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников: но аще кто простер и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную». Отсюда делается вывод, что автокефальные церкви, кроме Константинопольской, не имеют права посылать епископа вне границ того государства, где находится их церковь и, следовательно, Русская Церковь не может иметь своих епархий в Польше и в Финляндии.

Но если бы даже правило действительно имело такой смысл, то прежде всего совершенно непонятно, на каком основании греки делают исключение для Константинопольской Церкви, когда правило устанавливает порядок, общий для всех без исключения церквей, и не упоминает о каком-то исключительном положении Церкви Константинопольской. И если Русская Церковь не может иметь епархий в Польше и в Финляндии, так как они находятся в других государствах, то не может иметь их и Церковь Константинопольская, так как она находится в другом государстве.

На самом деле правило совершенно не касается вопроса о церковной внегосударственной юрисдикции, а, защищая автокефалию Кипра от претензий Антиохийской Церкви, решает лишь вопрос о разграничении юрисдикции церквей, находящихся в одном государстве — в Византии. «Прочти еще второе правило Второго Собора», советует Вальсамон в толковании на восьмое правило III Собора, «28-е IV Собора и 39-е VI и что в них написано и узнаешь, как подчинены были Константинопольскому Престолу Церкви, находящиеся в Римской империи, за исключением некоторых» (Прав. с толк. 135—136; Афинская синтагма И, 206). А если бы мы стали применять это правило и в более широком междугосударственном масштабе, то претензии Константинополя нашли бы здесь только суровое осуждение: «Аще кто простер и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную», заповедует правило и добавляет: «святому и Вселенскому Собору угодно, чтобы всякая епархия (т. е. автокефальная митрополия) сохраняли в чистоте и без стеснения принадлежащие ей права, по обычаю издревле утвердившемуся». Но ведь Финская Церковь с самого своего основания принадлежала к Русской Церкви и Церковь Константинопольская никогда не имела к ней никакого отношения. Точно также Русской Церкви уже более ста лет были подчинены все православные епархии в Польше, тогда как для церковной давности по 17 правилу IV Вселенского Собора достаточно 30 лет. Отсюда следует, что Константинопольская Церковь, захватившая при помощи светской власти и Финскую и Польскую Церкви, должна возвратить их Церкви Русской. И для этого даже не требуется никакого нового акта со стороны Церкви Константинопольской, ибо данное правило Вселенского Собора объявляет, что все подобные акты захвата в будущем должны считаться недействительными сами по себе без особого постановления, «Аще же кто предложит постановление противное тому, что было определено», говорится в конце правила, «угодно всему святому и Вселенскому Собору да будет оно недействительно». Отсюда же видно, насколько неосновательно рассуждение части русской диаспоры в Западной Европе, до сих пор подчиняющейся юрисдикции Константинопольского Патриарха на том основании, что нет его постановления об отмене этой юрисдикции.

Недействителен был переход в Константинопольскую юрисдикцию и потому, что он произошел вопреки 17 правилу VI Вселенского Собора без увольнительной грамоты со стороны центральной власти Русской Патриархии, за что, по правилу, должен быть лишен чина и принятый и принявший.

в) Главное доказательство своей теории греки находят в 28 правиле IV Вселенского Собора, которое действительно говорит о правах Константинопольской Церкви. Это правило сначала ссылается на третье правило II Вселенского Собора, которое дало Константинопольской Церкви те же права чести, как и Риму, а затем определяет и границы его власти:

«Посему токмо митрополиты областей (греч.-диэцезов), понтийския, асийския и фракийския, и такожде епископы у иноплеменников вышереченных областей, да поставляются от вышереченного святейшего престола Святейшия Константинопольския Церкви».

Защитники новой теории видят ее подтверждение в словах правил» «у иноплеменников» ("ευ τοις βαρβαριχοις") и толкуют их в политическо-географическом смысле, в смысле православной диаспоры, находящейся вне границ государств, где есть Православные автокефальные Церкви, каковая диаспора, по этому правилу, будто бы, должна входить в исключительную юрисдикцию Константинопольской Церкви. Чтобы показать ошибочность такого толкования 28 правила, нужно выяснить подлинный смысл терминов «диаспора» и «варвары» в церковной письменности.

Термин «диаспора» — «рассеяние» взят из Священного Писания. В Ветхом Завете (Второзаконие 30, 3—4; Иудифь 5, 19; Иова 7, 35 и др. он означает евреев и прозелитов, рассеянных между язычниками. Встречается слово «диаспора» в этом смысле и в древне-христианской письменности, например, у св. Климента Римского (Минь, Патр., гр. I, 200, С), в Климентинах (Минь, Патр., гр. II, 147, А). Встречается он в этом смысле и в Новом Завете. Когда Иисус Христос сказал иудеям: «Где буду Я, туда вы не можете придти», иудеи говорили между собою: «Не хочет ли Он идти в Эллинское рассеяние и учить Эллинов?» (Иоан. 7, 35; ср. Ио. 12, 20—29). Но чаще этот термин означает христиан, рассеянных между нехристианами. Апостол Иаков адресует свое послание «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (1, 1), т. е. христианам, жившим между находящимися в рассеянии евреями. Апостол Петр адресует свое первое послание «избранным пришельцам рассеяния Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии», называя пришельцами христиан, но пришельцами избранными (1, 1; ср. Евреям 11, 13). В том же смысле употребляется этот термин и в позднейшей христианской письменности, например, в 85 правиле Василия Великого.

Таким образом термин «диаспора» вовсе не имеет географического или политического смысла, а имеет смысл конфессиональный и означает вероисповедное меньшинство, безразлично, проживает ли оно в границах известного государства или вне его. Как мы видели, апостол Петр, называет «диаспорой» христиан, проживающих в Римском государстве, а не вне его.

Подобный же смысл в церковной письменности имеет и термин «варвары» или «варварские народы». Среди варварских народов христианство распространялось позднее, чем между римлянами и греками, и потому у них христиане составляли меньшинство, «диаспору», среди которой нельзя было применить общего церковного порядка, почему каноны (например II Вселенского Собора, правило второе; IV Вселенского Собора, правило 28) дают относительно этих народов особые предписания. Но и этот термин имел в церковной письменности не политическо-географическое, а этнографическое значение. Слово "ο βαρβαρος" в Новом Завете означает всякого человека, неговорящего на государственном греческом или латинском языке, безразлично, живет ли он в Римском государстве или вне его. «Если я не разумею значения слов, пишет к Коринфянам апостол Павел, то я для говорящего — варвар и говорящий для меня — варвар» (1 Коринф. 14, 11). Не переходя границ Империи, апостол Павел проповедывал и варварам (Рим. 1, 14). Деяния апостольския (28, 2 и 4) называют жителей острова Мелита (Мальты) «варварами», хотя они и были римскими подданными, т. к. они говорили на пунийском языке. В более позднее время слово «варвары» или «варварские народы» означало иноплеменников, как и переводит это слово Книга Правил, находящихся как вне границы Империи (см. Кодекс Юстиниана XII, 36, 39; Василия Великого, правило 85), так и внутри ее (см. например, VI Вселенского Собора, правило восьмое; послание к Диогнету, 5, 4; Минь II; Сократ, Церковная История IV, 33; Минь 67, 551, 554; Созомен, Церковная История VI, 37; Минь 67, 1404—1409). Для означения же варварских государств, находящихся, конечно, вне Римской империи, употреблялся термин "το βαρβαρχου (т. е. μερος — варварский мир, в противоположность миру греческому — «το ελληυιχου») [1] или « barbaricum» [2]. В таком смысле употребляется этот термин в 63-м (52-м) правиле Карфагенского Собора, где говорится, что в Мавритании Соборов не было потому, что эта страна «лежит на краю Африки и сопредельна варварской земле» («τω βαρβαρχω ηαραχοιται»).

В каком же смысле употреблены слова: «'ευ τοις βαρβαριχοις» в 28 правиле IV Вселенского Собора, в географическом или этническом? В зависимости от такого или иного решения этого вопроса решается и вопрос об основательности претензий Константинопольской Церкви на юрисдикцию над всеми православными епархиями и приходами, находящимися вне границ государств, в которых существуют другие автокефальные Церкви. Если слово «варварский» в 28 правиле IV Вселенского Собора имеет политическо-географический смысл, означает государственные границы, то можно думать, что Собор подчинил этой Церкви всю территорию вне границ Византии. Но если это слово имеет смысл этнический и означает лишь известные негреческие народы, среди которых распространялось христианство, то все претензии Константинопольской Церкви теряют под собою всякую почву.

Несомненно, слово «варварский» употреблено в 28 правиле IV Вселенского Собора в этническом, а не в политико-географическом смысле. Это доказывается, во-первых, значением самого слова «βαρβαριχου», во-вторых, его контекстом, в-третьих, вторым правилом II Вселенского Собора, в-четвертых, авторитетом канонических толкователей и, наконец, в-пятых, историческими данными.

1) Мы уже видели, что для означения земель, где господствуют варвары, в канонах употребляется слово «βαρβαριχου», и если бы 28 правило IV Вселенского Собора имело в виду эти земли, в нем бы было сказано: «ευ τω βαρβαρχω». Между тем на самом деле здесь стоит «ευ τοις βαρβαριχοις», и значит говорится не о варварских государствах, а о варварах, о варварских народах, живущих хотя бы и в границах Империи.

2) В 28 Халкидонском правиле мы находим лишь прилагательное «βαρβαριχοις», но не находим существительного, к которому прилагательное относится. Но вследствие связи этого правила с правилами II Вселенского Собора [3], о чем говорится в начале 28 правила, нужно думать, что и здесь разумеется существительное «народов», так как во втором правиле II Вселенского Собора говорится: ευ τοις βαρβαριχοις εθυεσι.

3) Халкидонское правило говорит не о варварских народах вообще, а лишь о народах определенных, о народах только «вышереченных областей» (τωυ προειρημευωυ διοιχησεωυ), т. е. только о варварах, живущих в диэцезах Понтийском, Асийском и Фракийском. Но ведь эти три диэцеза находились в Византийской империи, хотя и имели свои миссии и епархии вне границ Империи. Таким образом правило государственных границ не касается, а подчиняет Константинопольскому епископу епископов у варваров, живущих в церковных границах этих трех диэцезов, безразлично, находятся ли эти варвары в Византии или вне ее.

Мотивы такого соборного постановления объясняются историей Константинопольской Церкви. Долгое время территория Константинопольского епископа, только недавно возвысившегося города, была очень мала и он был лишь одним из епархиальных епископов Фракийского диэцеза. Между тем II Вселенский Собор третьим своим правилом дал ему второе место в ряду глав Православных Церквей, уравняв его по чести с Римским епископом, а его высокое фактическое положение, как близкого к императору епископа новой столицы Империи, повело к тому, что он стал поставлять как епископов, так и Митрополитов в трех соседних диэцезах. И вот IV Вселенский Собор, устанавливая соответствие между правами чести и фактическим положением епископа Нового Рима, с одной стороны, и границами его власти с другой, дал ему своими 9 и 17 правилами те же судебные права, каковые имели главы автокефальных Церквей — Экзархи и санкционировал уже существовавшее фактически подчинение ему трех соседних диэцезов, подобно тому, как I Вселенский Собор санкционировал подчинение Римскому, Александрийскому и Антиохийскому епископам не одной, а нескольких провинций. Сообразно с этим был решен и вопрос о подчинении миссии. Заведывание миссии обычно находится в ведении центральной власти известной автокефальной Церкви. Но так как с подчинением трех диэцезов Константинопольскому епископу центральной властью для них сделалась власть этого епископа, то к нему перешло и заведывание миссией среди диаспоры этих и только этих трех диэцезов.

4) Все канонические толкователи — Алексий Аристин, Иоанн Зонара и Феодор Вальсамон, как и составитель алфавитной синтагмы Матфей Властарь, под словом «βαρβαριχοις» разумеют именно варварские народы, и при том только народы, подчиненные юрисдикции этих трех диэцезов, подчеркивая, что варварские народы других соседних диэцезов не были подчинены этим правилом юрисдикции Константинополя, а попрежнему остались под юрисдикцией других Православных Церквей. «Ему (епископу Константинополя) подчиняются», пишет Аристин, «только Митрополиты Понта, Асии и Фракии и от него получают хиротонию, а также и епископы варваров в этих диэцезах, так как диэцез Македонии и Иллирика, и Фессалии, и Пелопонеса, и всего Эпира и (варварских) народов в нем (т. е. в этом диэцезе) находился тогда под властью Римского епископа» (Афинская синтагма II, 286; Кормчая, изд. 1816 г., лист 73).

«Константинопольскому епископу», пишет Зонара, «передается хиротония епископов у варварских народов, находящихся в упомянутых диэцезах, «ибо остальные диэцезы, т. е. Македонии и Фессалии, Эллады и Пелопонеса, так называемого Эпира и Иллирика, тогда были подчинены епископу древнего Рима (Афинская синтагма II, 283, 284).

«Епископии у варваров, пишет Вальсамон, это Алания, Россия и другие, т. к. Аланы принадлежат к Понтийскому диэцезу, а Росы — к Фракийскому» (Аф. С. II, 285).

В Синтагме Матфея Властаря читаем:

«Епископу Константинополя разрешено хиротонисать и епископов у варварских народов, пограничных с подчиненными ему диэцезами, каковы Аланы и Росы, т. к. первые граничат с Понтийским, а вторые — с Фракийским диэцезом» (Е., 11; Афинская синтагма, VI, 257).

Отсюда видим, что все древние авторитетные толкователи канонов утверждают, что Халкидонский Собор дал Константинопольскому епископу только то право в отношении диаспоры, которое до того Собора принадлежало вошедшим в состав Константинопольской Церкви диэцезам Понта, Асии и Фракии, т. е. право посылать епископов для диаспоры только к живущим в этих диэцезах иноплеменникам. А Аристин и Зонара, кроме того, указывают, что в Европе право Константинопольского епископа посылать епископов для диаспоры простиралось лишь на варваров в одном Фракийском диэцезе, так как остальные диэцезы были подчинены епископу Римскому. А так как границы Фракийского диэцеза простирались тогда только до Сердики, нынешней Софии в Болгарии [4], а далее находились Фесалия, Македония и Иллирик, подчиненные тогда епископу Рима, то значит по 28 правилу IV Вселенского Собора юрисдикция Константинопольской Церкви среди диаспоры в Европе простиралась только на диаспору, находящуюся к востоку от Софии. А относительно границ Константинопольской Церкви в Азии, Вальсамон пишет в толковании 28 правила IV Вселенского Собора: «Знай, что Понтийскими называются Митрополиты, граничащие с морем Эвксинским (т. е. Черным) до Трапезунта, и внутренние, Асийскими же (Митрополиты), которые около Ефеса, Ликии, Памфилии и в окрестностях их, но не в Анатолии, как говорят некоторые. В Анатолии имеет право хиротонии (епископ) Антиохийский» (Афинская синтагма II, 284).

Таким образом София в Европе, Трапезунт и Анатолия в Азии — вот те крайние пункты, до которых по 28 правилу IV Вселенского Собора простиралась юрисдикция Константинопольской Церкви.

5) История доказывает, что 28 правило IV Вселенского Собора, подчинив Константинополю три упомянутых диэцеза с их диаспорой, нисколько не уменьшило прав других автокефальных Церквей, в частности и объем их юрисдикции среди «варварской» диаспоры. Так Римская Церковь назначала епископов in partibus infidelium почти всей Европы, кроме Фракии, Александрийская — в странах к югу от Египта, Антиохийская на востоке — в Грузии, в Персии, в Армении, в Месопотамии, а юрисдикция Константинопольской Церкви долгое время после Собора оставалась в тех именно границах, в каких до Собора имели ее диэцезы Асийский, Понтийский и Фракийский. Изданный 83 года спустя после IV Вселенского Собора — в 534 г. гражданский кодекс Юстиниана, свидетельствует [5], что в это время Константинопольскому епископу были подчинены только два епископа диаспоры — епископ Малой Скифии с кафедрой в г. Томи и епископ Исаврии с кафедрой в Исаврополе. Эти Церкви 30 правило VI Вселенского Собора и называет «варварскими» церквами. В следующем 525 г. Юстиниан организовал, главным образом для миссии среди варваров на Балканском полуострове, своей XI новеллой новую автокефальную Церковь Первой Юстинианы, причем архиепископу новой Церкви были подчинены епископы провинций Средиземной и Рипинсийской Дакии, Превалии, Дардании и верхней Мизии [6], и таким образом эта архиепископия включила в свои границы территорию не только нынешней Югославии и Албании, но и Западной Болгарии. Между тем против новой автокефалии протестовал не Константинопольский Патриарх, а протестовал Римский папа, считая, что она нарушает его права, и Юстиниан в 545 г. своей CXXXI новеллой [7] восстановил здесь папскую юрисдикцию.

В начале VII века, вследствие переселения славянских народов, архиепископия Первой Юстинианы закрылась, но и тогда ее Митрополиты (Филиппский, Фессалоникийский и Ларисский) не подчинились Константинопольскому Патриарху, а сделались самостоятельными и основали новые епископии для славянской диаспоры [8].

Что юрисдикция Константинопольского Патриарха над диаспорой только немного переходила границы Византии, это доказывают и древнийшие списки епархий Константинопольского Патриархата — Епифания (Минь, гр. 86, 1, 789), Де-Боора [9], так назыв. Льва Философа (Афинская синтагма V, 474—475), Нила Доксопатора (Минь, гр. 132, 1097). Правда, второй список упоминает целую готскую митрополию с восемью епархиями, но, как доказывал В. А. Мошин, здесь мы имеем дело только с проектом, а не с действительностью [10].

Список Льва Философа, как и упомянутые выше канонические толкователи, к митрополии Константинопольской Церкви причисляют и Русскую Церковь, но в первом случае мы имеем позднейшую интерполяцию, а во втором очевидный анахронизм, так как нет никаких оснований думать, что в V веке на территории нынешней России существовало христианство и во всяком случае Русская Церковь была сначала подчинена Константинопольской Церкви не на основании 28 правила IV Вселенского Собора [11], а на основании общего принципа, по которому новообращенные народы подчиняются обратившей их в христианство Церкви-Матери, пока не приобретут нужных условий для автокефалии.

Если позднее юрисдикция Константинопольской Церкви то много расширялась, то снова съуживалась, то это происходило не в связи с 28 правилом IV Вселенского Собора, а вследствие совершенно других причин. Распространение этой юрисдикции происходило благодаря благоприятным для Константинополя политическим событиям и еще более благодаря миссионерской ревности славянских просветителей, а суживание — вследствие неблагоприятных для Константинополя политических событий и приобретения негреческими церквами нужных условий для автокефалии. Так в 732 г. юрисдикция Константинополя простерлась до Диррахиума (ныне Дураццо), о чем упоминают Вальсамон (Афин, синт. II, 285) и Властарь (Афин. синт. VI, 257), но это произошло только благодаря тому, что Лев Исавр завоевал Иллирик.

Но как в расширении Константинопольской юрисдикции в области диаспоры не видели применения 28 Халкидонского правила, так и в ее сужении не видели нарушения этого правила. И теории о подчинении Цареграду всей православной диаспоры не существовало до 1922 г., когда ее создал Патриарх Мелетий. Это видно, прежде всего, из двух официальных канонических сборников Греческих Церквей — Пидалиона 1800 г. и Афинской синтагмы 1852—1859 гг., где приведены упомянутые толкования канонических комментаторов и где нет ни малейших следов этой теории. Это видно и из напечатанной в 1921 г. в Александрии брошюры архимандрита Каллиста: «Патриарший Вселенский Престол и его права и привилегии относительно других Православных Церквей», где автор стремится расширить права Константинопольской Церкви, но ничего не говорит о ее мнимом праве на подчинение всей православной диаспоры.

Помимо трех вышеуказанных правил (II Вс. 2, III Всел. 8 и IV Всел. 28), в вопросе о границах юрисдикции Константинопольской Церкви имеет значение и 17 правило IV Вселенского Собора, конец которого повторен в 38 правиле VI Вселенского Собора. На эти правила греческие авторы ссылаются, как на основу права Константинопольской Церкви дать автокефалию Церкви Польской.

Такие ссылки находим не только в их переписке с другими иерархами, но и в самом томосе об автокефалии Польской Церкви (от 13/XI 1924 г.). По утверждению томоса, эти каноны, будто бы, говорят, что церковное устройство должно сообразоваться с политическим и общественным, откуда делается вывод, что в Польше, как независимом государстве, должна получить независимость, т. е. автокефалию, и Православная Церковь.

Даже если бы это утверждение было правильно, отсюда еще не следует, чтобы правильна и законна была автокефалия Польской Церкви, ибо законная автокефалия может быть получена только от законной власти, от Церкви-Матери, каковой для Польской Церкви является Церковь Русская, тогда как претензии Константинопольской Церкви на юрисдикцию над Польской Церковью, являются, как мы видим, необоснованными. Но и самое утверждение томоса об обязательности сообразования церковного устройства с государственным является ошибочным и канонически, и исторически. Ведь, если бы каноны действительно требовали этого, то Константинополь должен был бы дать Финской и Эстонской Церкви, находившихся тогда в независимых государствах, не автономию, а тоже автокефалию. Прежде всего нужно обратить внимание на то, что оба правила вовсе не говорят о разграничении автокефальных Церквей, а говорят лишь о разграничении епархий и приходов внутри автокефальных Церквей и таким образом, в сущности, не имеют отношения к вопросу об автокефалии. А что им совершенно чужда мысль об обязательном соответствии автокефалии с государственной независимостью, видно из того, что в то время в одном Византийском государстве существовали не одна, а несколько автокефальных Церквей, и каноны Вселенских Соборов (I, 6; II, 2; III, 8 и др.) санкционируют такой порядок.

Вселенский Собор в начале указывает совершенно другой принцип церковного разграничения, а именно принцип давности. Епархии и приходы должны сохранять неизменными старые границы, если они существовали не менее 30 лет, а споры о границах должны решать в первой инстанции Соборы митрополии, а во второй или диэцезальный Митрополит (Экзарх) или Константинопольский епископ. «Но еще царской властью вновь устроен или впредь устроен будет град, то распределение церковных приходов (нужно бы перевести «епархий») да последует гражданскому и земскому порядку».

Таким образом сообразование церковного порядка с государственным является отступлением от общей нормы сохранения старого разграничения, обязательным только в одном случае, когда государственной властью будет основан новый город. «Если царь вновь устроит новый город, поясняет это предписание Аристин, — или устроит когда-нибудь, соседний епископ не должен возбуждать об этом спора и привлекать оный к своей епархии, но должен следовать гражданскому и земскому порядку, так что новый город должен иметь под своею властью епископа той области или епархии, к которой он приписан и подчинен» (Прав. с толк. 214; Аф. С. II. 263). То же говорит и Зонара (Прав. с толк. 213; Аф. С. II., 260—261). И не трудно объяснить, почему в таком случае делается отступление от начала давности. Это начало применимо лишь в городах, давно существующих, и никак не может быть применено к новооснованному городу. Что Халкидонский Собор не мог вынести постановление об обязательности соответствия церковного устройства с государственным, это видно как из 12 его правила, так и из деяний Собора. 12 правило как раз запрещает сообразовать деление митрополий с новым делением провинций, а из соборных деяний видно, что по поводу спора двух епископов из-за границ епархий Собор вынес постановление, что при распределении церковных областей имеют большую важность каноны и церковные обычаи, чем государственные акты (Деян. Всел. Соб. IV, 82—92). Если иногда каноны и в других случаях считаются с государственным разграничением, то вовсе не потому, что такое сообразование является принципиально обязательным, а только потому, и только тогда, когда это отвечает церковным интересам, благу Церкви. «В каждой митрополии», говорит, например, девятое правило Антиохийского Собора, устанавливая параллельность церковного деления на митрополии государственному делению на провинции, «епископам надлежит ведати епископа, управляющего главным городом митрополии, принявшего на себя попечение о всей митрополии, так как в главный город митрополии отовсюду стекаются все имеющие дела». Итак, не сообразование церковного устройства с государственным само по себе, а лишь такое сообразование, которое нужно для блага Церкви, является обязательным. Когда же благо Церкви требует отступления от государственного распределения, правила такое отступление одобряют. К крупным центрам — к Риму, Александрии, Антиохии тяготели уже не одна, а несколько провинций и потому митрополии этих епископов обнимают несколько провинций, нарушая сообразование с государственным устройством, что одобряется шестым правилом I Вселенского Собора. Точно так же и 28 правило IV Вселенского Собора, опять-таки по мотивам церковной пользы, подчиняя не один, а три диэцеза Константинопольскому епископу, нарушает принцип сообразования. И подобных примеров можно привести сколько угодно. И в более позднее время соответствие границ автокефальных Церквей границам государственным существовало лишь тогда, когда это диктовалось мотивами блага Церкви, а в противном случае оно нарушалось, и церковная история свидетельствует, что иногда в одном государстве существовало несколько автокефальных Церквей, а с другой стороны иногда одна автокефальная Церковь простирала свою юрисдикцию на несколько государств. Вальсамон в толковании на второе правило II Вселенского Собора правильно говорит, что в древности (т. е. в IV веке) все Митрополиты епархии (т. е. митрополии) были автокефальны ("”αντοχεφαλοι") и рукопологаемы были своими собственными епископами (Прав, с толков. 86; АФ. С. И., 171), а так как митрополии были почти в каждой провинции, а провинций было в то время в Римском государстве около ста, то и автокефальных Церквей в то время было около ста. В конце IV века Митрополиты объединились в диэцезы или экзархаты, а потом в еще более крупные единицы — патриархаты, но все же число автокефальных Церквей в греко-римском государстве никогда не было менее 6, причем границы их иногда не совпадали с границами государственных территориальных единиц. Например, три автокефальных Церкви — Антиохийская, Иерусалимская и Кипрская находились в одном и том же Восточном диэцезе. В новое время в Турции кроме четырех восточных патриархатов долго сохраняли свою автокефалию Церкви — Сербская (до 1766 г.) и Болгарская (до 1767 г.). Три автокефальных Церкви и одна автономная существовали в Австро-Венгрии. Еще позднее на территории, подчиненной суверенитету Англии, существовали Церкви Александрийская, Иерусалимская и Кипрская. В СССР существуют две автокефальные Церкви — Русская и Грузинская.

С другой стороны некоторые Православные Церкви простирали свою юрисдикцию на территорию нескольких государств. Римская церковь не только обнимала все государства Западной Европы, но простирала свою власть и на часть Византии, долгое время вплоть до Фракийского диэцеза. Император Юстиниан I в 535 г. XI новеллой изъял из подчинения Риму и сделал автокефальной Церковь первой Юстинианы, но 10 лет спустя CXXXI новеллой вновь подчинил ее Риму, Русская Церковь, находившаяся в самостоятельном великом государстве, несколько веков была подчинена Церкви Константинопольской, а свою юрисдикцию над Малорусскою Церковью Константинопольская Церковь сохранила до 1686 г., хотя политически Малороссия вошла в состав России еще в 1654 г. Простирала свою юрисдикцию Константинопольская Церковь на Польшу, Литву, Молдавию, Валахию, Сербию, Венгрию и подчиненные Англии Ионийские острова (см. Афин. Синт. V, 522—523), она и теперь имеет свои епархии в Западной Европе, Америке и Австралии. Сербская Церковь имела свои епархии в Америке, Венгрии, Италии, Албании и Чехии, Александрийская Церковь в Абиссинии и в Нубии и т. д. Таким образом политическая самостоятельность государства, где находится известная Православная Церковь, вовсе еще не предрешает вопроса об автокефалии и вполне прав величайший авторитет православного богословия Митрополит Московский Филарет утверждая, что «одна Церковь может быть во многих национальностях, во многих царствах» (Собр. мнении и отзывов, V, 694). «Иная точка зрения, как писал Патриарх Тихон Румынскому Синоду в своей грамоте от 5/VI, 1918 г. (№ 1396), покоится на смешении церковной и политической жизни, разнородных по самому своему существу. Государственный меч, как известно, не может сам по себе определять границы поместных церквей».

Из всего этого следует, что политическая самостоятельность Польши сама по себе вовсе не дала право находящейся там части Русской Церкви на автокефалию и что в данном случае, как и всегда, решающее значение должен иметь мотив церковного блага, церковной пользы. Русская Церковь может дать автокефалию Польской Церкви, если придет к убеждению, что ее самостоятельность будет способствовать ее развитию и процветанию, а наоборот, не создаст для нее опасность уклонения в унию или католичество в государстве, где громадное большинство населения принадлежит к католической церкви и где католическое духовенство проникнуто неприязненными чувствами к «восточным схизматикам». Как известно Патриарх Тихон и Митрополит Сергий из-за такого опасения не раз отказывали в признании автокефалии Польской Церкви (см. напр. Грамоту Патриарха Тихона от 23/V 1924 г письмо Митрополита Сергия от 24/XI 1927 г. № 397).

Изменились ли теперь после Второй Великой войны эти обстоятельства? Конечно, да, но изменились в направлении усиления и умножения мотивов, говорящих против автокефалии. С одной стороны, вследствие гонений прежней Польши на Православие, вследствие военных невзгод и нового распределения границ в Польше осталось гораздо менее православного населения, так что оно стало менее способно к самостоятельной церковной жизни, чем после Первой Великой войны, с другой, в России установились лучшие взаимоотношения государственной и церковной власти, благодаря чему центральная церковная власть может оказать более действительную помощь православному населению, рассеянному в инославном государстве.

Таким образом правила Вселенских Соборов (II, 2; III, 8; IV, 28 и 17) на которые ссылаются защитники новоизмышленной теории об юрисдикции Константинопольской Церкви над всей православной диаспорой, на самом деле не дают для нее никакой опоры и корни этой теории нужно искать никак не в стремлении к восстановлению канонической нормы относительно юрисдикции над диаспорой, а нужно искать в той запрещенной канонами «надменности власти мирския», которая так легко вкрадывается в правящие церковные круги, так много вредит делу церковной правды, любви и мира и так сильно мешает успехам Православия среди отделившегося от него христианского мира. И чем скорее просвещенное Духом Божиим сознание Вселенской Церкви осудит эту папистическую и антиканоническую ересь, тем лучше."
 
Украина
Православный христианин
Может это для другой темы, но для меня является удивительным другое, почему Русская православная церковь так пассивно участвует в соборах( ну вот например в том же пресловутом Критском). При стольких нарушениях казалось бы РПЦ должна была бы быть инициатором всеправославного собора по поводу осуждения действий Фанара, как незаконных. И почему собираться там где скажет Варфоломей, почему не в Москве например или в Белграде. Я удивляюсь что повестку собора формируют греки, с чего им такие привилегии ???

Мне грешному кажется что вот именно эти попытки уйти от серьёзного выяснения ( на основе законов) отношений ещё сильнее раскачивают единство Вселенской Церкви.

Вот эти постоянные "догонялки", вот они де заберут у нас святыни, а мы потом разорвём с ними отношения, простите но очень слабы. С моей точки зрения разрыв отношений может привести только к тому что доступ (например к святыням Афона) будет закрыт для верующих РПЦ. Эти " разрывы" вопроса не решат, а только усугубят положение рядовых верующих, тут нужна смелость в собирании нового всеправославного собора патриархов для разрешения проблем и не под диктовку Фанара, а на основе постановлений Вселенских соборов.
 
Последнее редактирование:
Казахстан. Семей
Православный христианин
Украина
Православный христианин
Вашими бы устами, да мёд пить!
Наверное это только мечты, так как судя по всему должны исполнится слова преподобного Лаврения Черниговского:" храмы позолотят, но ходить в них будет нельзя..." Это наверное было сказано в отношении Украины.
 
Воспоминания из автобиографической книги епископа Сергея(Соколова+2000)"Правдой будет сказать...")думаю прояснят причину нашего нахождения в ВСЦ и антицерковную деятельность киевского горемыки с москальским капюшеном - Филарета:
"Приезжаю в Москву и показываю в отделе учета в комиссариате повестку. Девушка-сержант долго изучает повестку и, наконец, говорит, что они меня не вызывали. Но тут же спохватывается, вспомнив что-то, и предлагает мне немного подождать. Со мной, оказывается, хотят побеседовать ответственные люди, которые сейчас подойдут.

Так я познакомился с сотрудником КГБ, который не счел необходимым даже представиться, но показал, что обо мне «они» знают буквально все, жалеют меня, ибо мне вновь предстоит служба в армии — «переподготовка», но готовы мне помочь и сделать так, чтобы я продолжил учебу в семинарии. От меня же требуется совсем ничтожная малость — лояльность, взаимопонимание и готовность «помогать» им. «Вы состоите на службе при Патриархе, который встречается с разными людьми, и нам будет весьма важно знать, что рядом с Патриархом есть наш человек, правильно понимающий наши общие задачи», — говорил он. «Кроме того, вы сын московского священника, мы сделаем так, что у вас будет прекрасная карьера, может быть для этого и не обязательно учиться в семинарии». И прочее, и прочее...

Сначала я волновался, но по мере того, как он говорил, а говорил он долго и уверенно, волнение оставило меня и мне стало невыносимо противно. Я и раньше знал о возможности подобных встреч, но то, что это делается так нагло, так цинично и грубо, я не мог допустить. Я почувствовал, как во мне закипает злость, но сдержал себя и притворился озабоченным. Конечно, с самого начала нашей беседы я стал про себя молиться. Постепенно
мне стало совершенно ясно, что этот «товарищ» сам не верит тому, что говорит. Он отрабатывал свой хлеб, но работал грубо и непрофессионально. Он сразу пустил в ход и «кнут», и «пряник». В армии я служил музыкантом, а поэтому «переподготовка» меня никак не могла касаться. Это знал каждый музыкант, а он почему-то этого не учел.

Конечно, я бы мог сразу уйти, хлопнув дверью, но что-то подсказывало мне, что необходимо потянуть время и тогда можно будет безболезненно разойтись с этим субъектом.

Я вдруг сказал ему, даже не знаю почему, что его предложение очень серьезное и я смогу дать на него ответ, только посоветовавшись с духовником...

Он посмотрел на меня, как на сумасшедшего, но скоро взял себя в руки и спросил, кто мой духовник. На этот раз я, наверное, столь выразительно посмотрел на него, что он смутился. «А не архимандрит ли Иоанн (Маслов)?» — вдруг спросил он. «Нет» — ответил я, а в сердце своем порадовался, услыхав имя нашего семинарского духовника...

Мы договорились с «товарищем», что он сам через несколько дней приедет в Загорск, чтобы на лаврской площади услышать от меня окончательный ответ. Наверное, я никогда так не молился, как в эти дни. Посещение братских молебнов и акафистов в Троицком соборе Лавры, у святых мощей Преподобного Сергия Радонежского духовно укрепили меня. Конечно, я не стал беспокоить своего московского духовника совершенно ясным для меня вопросом, и если первая встреча с «товарищем» в Москве длилась около часа, то на лаврской площади мы говорили с ним не более пяти минут. Отправляясь на нее, я поставил перед мощами Преподобного Сергия самую большую свечку, какую только смог купить."


Дальше с вики без комментариев :
"16 апреля 1960 года председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР Владимир Куроедов и председатель Комитета государственной безопасности СССР Александр Шелепин направили в ЦК КПСС записку, в которой, со ссылкой на информацию от агентурных источников КГБ, предлагали «отвести митрополита Николая от участия в работе Всемирного совета мира, Советского комитета защиты мира и отстранить его от руководящей деятельности в Московской патриархии», добиться на это согласия Патриарха Алексия. Кроме того, в записке говорилось: «КГБ считал бы целесообразным на должность председателя отдела внешних церковных связей[sic]назначить архимандрита Никодима Ротова и выдвинуть его как представителя Русской православной церкви для участия в деятельности Всемирного совета мира и Советского комитета защиты мира». 21 июня 1960 года состоялось решение Священного синода об освобождении от должности председателя ОВЦС митрополита Николая (Ярушевича); на его место был назначен архимандрит Никодим с возведением в сан епископа Подольского."
К воспоминанию Владыки Серия можно дополнить то что в отличии от него(иподиакон Патриарха Пимена)экс-митрополит Филарет был его местоблюстителем то бишь его второй рукой.Заполучить такого человека была просто излюбленная мечта КГБ.
 
Если бы...
но быть может Вас утешит тот факт, что Россия и другие вместе с вами. )
"Как нельзя разделить Святую Троицу Отца и Сына и Святого Духа — это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию — это вместе — Святая Русь».
"Наши родные слова Русь-русский, и обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не Украины
"-прп.Лаврентий Черниговский(Проскура+1950)
 
Украина
Православный христианин
Если бы...
но быть может Вас утешит тот факт, что Россия и другие вместе с вами. )
Я вспоминаю слова своего епископа( сейчас уже архиепископа), он такой радостный приехал с поместного собора РПЦ, говорил радостно мы подписали все документы по Критскому собору, всё просто прекрасно и т.п., мы туда не поедем, так как консенсуса нет, а так всё ну просто хорошо. И вот что интересно на Крите не обсуждался ни один вопрос нужный РПЦ, ни создание параллельной юрисдикции в Эстонии, ничего для нас нужного.

Наивные мы все, в том числе к сожалению и епископат, наша Церковь по сути никогда не участвовала ни в одном вселенском соборе и к моему большому сожалению не отстаивала прав своих же верующих в других странах. Я думаю что это всё происходит от отсутствия опыта, и к сожалению это будет видно и на событиях в Украине.
Ключом разрешения всех проблем является только собрание патриархов, именно на таком собрании Русской Церкви был дарован патриарх и фактическая независимость от поползновений Фанара. На удивление именно православные князья и цари твёрдо отстаивали позиции РПЦ. Честь и хвала Василию 2-му , который изгнал предателя Исидора(Флорентийский собор, честь и хвала царю Феодору , который добился патриаршества Руси. Как убили последнего императора не стало твёрдой руки, с 1920 года Константинополь постоянно мутит воду, но все делают вид что этого не замечают.

Что касается России, то я уверен что люди добрые молятся и сопереживают и это утешает. Что касается наших поместных соборов, то меня всегда удивлял уровень некоторых вопросов, когда на соборе решили что камилавки должны быть не тёмно-красные, а фиолетовые.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Я вспоминаю слова своего епископа( сейчас уже архиепископа), он такой радостный приехал с поместного собора РПЦ, говорил радостно мы подписали все документы по Критскому собору, всё просто прекрасно и т.п., мы туда не поедем, так как консенсуса нет, а так всё ну просто хорошо. И вот что интересно на Крите не обсуждался ни один вопрос нужный РПЦ, ни создание параллельной юрисдикции в Эстонии, ничего для нас нужного.

На удивление именно православные князья и цари твёрдо отстаивали позиции РПЦ. Честь и хвала Василию 2-му , который изгнал предателя Исидора(Флорентийский собор, честь и хвала царю Феодору , который добился патриаршества Руси. Как убили последнего императора не стало твёрдой руки, с 1920 года Константинополь постоянно мутит воду, но все делают вид что этого не замечают.

Что касается России, то я уверен что люди добрые молятся и сопереживают и это утешает. Что касается наших поместных соборов, то меня всегда удивлял уровень некоторых вопросов, когда на соборе решили что камилавки должны быть не тёмно-красные, а фиолетовые.

Спасибо, о.Михаил. Это важно, то,что Вы сказали.
 
Украина
Православный христианин
Спасибо, о.Михаил. Это важно, то,что Вы сказали.
У нас на Украине уже 27 лет правители далёкие от православия. Какого президента не возьми ни рыба ни мясо, и что удивляет с каждым новым всё хуже и хуже. Надеюсь что в России всё же будет президент или глава государства верный и примерный христианин. Мне кажется что только православный правитель Руси способен будет вывести страну из духовного кризиса.
 
Православный христианин
Было дело на Пасху в этом году, в храме (не буду писать в каком) "ходуном" ходили паникадила над каждым святым! Люди были какие то напряженные и много испуганных. Сегодня как я понимаю ситуация - кесарь полез к Богу. Если Варфоломей принял сторону раскольника, то и говорить с ним неочем.
Суть раскола - не соблюдение канонов служб по уставу Христа, искажение всех служб, следствие - нет в причастии крови Христа, нет исповеди и т.д.
 
Кiевъ
Православный христианин
Если Варфоломей принял сторону раскольника, то и говорить с ним неочем.

Так то оно так, вот только Фанар считает православными только те Церкви, которые с ним имеют общение. В мире много церковных сообществ с православной обрядовостью, но Церквями они не являются.
Так что на наш разрыв евхаристического общения с Кплем вполне возможен ответный удар- объявление схизматиками уже нас. Греки будут бурно аплодировать. А кто дальше? Не думаю, что за МП пойдут многие. Они сейчас из кустов наблюдают за ситуацией, а когда возникнет реальный разрыв наверняка примут сторону Кпля. Повторится ситуация 1054 г. о чём не скрывая говорит митр. Илларион. А там были и взаимные анафематствования.
Так вот вопрос. Не лучше ли Украину отпустить в свободное плавание по доброму, чем потом столетиями убеждать весь белый свет, что раскольники они, а не мы.
 
Православный христианин
Так то оно так, вот только Фанар считает православными только те Церкви, которые с ним имеют общение. В мире много церковных сообществ с православной обрядовостью, но Церквями они не являются.
Так что на наш разрыв евхаристического общения с Кплем вполне возможен ответный удар- объявление схизматиками уже нас. Греки будут бурно аплодировать. А кто дальше? Не думаю, что за МП пойдут многие. Они сейчас из кустов наблюдают за ситуацией, а когда возникнет реальный разрыв наверняка примут сторону Кпля. Повторится ситуация 1054 г. о чём не скрывая говорит митр. Илларион. А там были и взаимные анафематствования.
Так вот вопрос. Не лучше ли Украину отпустить в свободное плавание по доброму, чем потом столетиями убеждать весь белый свет, что раскольники они, а не мы.
Мы на форуме можем рассуждать, от наших разговоров ничего не изменится, это одно,
Варфоломей хочет быть патриархом всего мира, как я понимаю, тут ему выпала возможность - Украина. Только он забыл что связался с разбойниками, если он даст тот томос, его же эти разбойники и кинут получа желаемое.
Все это (ситуация) ведет к войне!
Весь или почти весь мир лежит под Содомом, кому доказывать? Тем кто царства Господа не наследуют, этим что то доказывать?
Греки уже отличились, выгнав послов и не пускают монахов на Афон.
Для церкви важно это спасение душ, все остальное это разговоры.
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху