Три измерения души


В этой лекции докладчик осветил вопрос о трёх состояниях души человека согласно св. Исааку Сирину:
1. Естественное. С таким состоянием был создан Адам. В таком состоянии души человек способен познавать суть окружающего мира (предметов, явлений, событий);
2. Нижеестественного. Это состояние падшего человека (современных людей). В таком состоянии, человек способен только осознавать своих грехи. (очень перекликается с высказыванием св. Иоанна Дамаскина "Началом выздоровления души, является видение своих грехов, бесчисленными как песок морской".
3. Сверхестественное. В этом состоянии душа способна видеть Бога и общаться с ним. Св. Игнатий (Брянчанинов) указывал что только некоторые святые достигали этого состояния.
А вопрос следующий. В книге Бытия, в третьей главе говориться что Бог ходил по Раю в прохладе дня. И это было как само собой разумеющееся. Но ведь и Адам общался с ним, гулял по Раю. Значит ли это, что состояние души у него было сверхестественное? Ведь он видел Бога и общался с ним.
Сам я думаю, что такая градация состояний души, стала возможной после грехопадения. А до этого ведь не было деления на тварный и нетварный мир. Только после грехопадения уже мир разделился на падший и святой (ну непадший).
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
А до этого ведь не было деления на тварный и нетварный мир
"Деление на тварный и нетварный мир", - присутствует всегда, с момента сотворения мира (Бытие гл.1)!
Ваш вопрос неясен? Уточните...
 
Да, там модератор удалил тайминг. Конкретный момент меня заинтересовал с 55 м. 10 сек и далее 20 секунд. В этот момент лектор говорит про состояние души.
Вопрос вот какой.
1. У Адама было естественное состояние души;
2. При этом, Адам видел Бога, общался с ним;
3. Но по св. Исааку Сирину, видеть Бога можно только если состояние души сверхестественное.
Тут какая-то непоследовательность. Вот в этом суть вопроса. Как получилось, что Адам имея естественное состояние души, видел и общался с Богом?
А про тварный и нетварный мир... Это я часть своих размышлений привёл. Прежде чем обратиться к вам, я пытался сам найти ответ, но ход мыслей у меня тупиковый. Полностью это звучит так:
Разделение Бога и человека, это разделение падшего (грешного) и непадшего (святого) мира. Это не деление на тварный и нетварный мир.
Т.е., человек и Бог вместе гуляли в Раю(!), не смотря на то, что один Творец, а другой тварь. Деление есть? Да! Один Создатель, а другой создание. Но это не мешает, ведь здесь онтологическое деление, это основа Бытия: есть Творец и есть тварь.
Помеха появляется после грехопадения. Тварь попадает в противоестественное состояние (нижеестественного). И это состояние, для человека несвойственно!

Но эти мысли не дают ответа на вопрос: Как получилось, что Адам имея естественное состояние души, видел и общался с Богом? Ведь это характерно для сверхестественного состояния души.
 
Москва
Православный христианин
Возможно, что лектор говоря это, подразумевал следующие: Что для Адама, в его блаженном состоянии, было естественно, в нашем павшем состоянии, представляется как сверхъестественное.
 
Сверху