Теплохладность

Минск
Православный христианин
Все здесь знают про этот грех - теплохладность. Можно ли в наше время, сочетая мирскую жизнь и духовную, оставаться горячим? Много ли горячих на форуме? Лично я бываю и горячим и холодным, значит попадаю под этот грех.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Можно ли в наше время, сочетая мирскую жизнь и духовную, оставаться горячим?
Можно впасть в уныние. Но это не теплохладность.
Теплохладность - это когда всё "по барабану", главное -комфорт.
Агрессивное послушание и нежелание мыслить самостоятельно, самому принимать решения и нести за них отвественность - из той же "оперы".
 
Православный христианин
Жить по Божески- хотя бы попытаться начать. И тогда, все плохое уйдёт, оставив место любви в вашем сердце- )
 
Святая Русь
Православный христианин
"Чуть ли не самое главное знамение последних времен – это духовная теплохладность.
Отступление от Бога происходит в первую очередь в духе. Вот как описывает духовное состояние христиан предконечных времен апостол Иоанн:
«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» Откр.3,14-21
Лаодокийская церковь это прообраз церкви последних времен, показующая теплохладность христиан перед кончиной мира, смешанную с гордостью, «богат, разбогател ни в чем не имею нужды» - кажущееся духовное преуспеяние, без покаяния, исправления греховной жизни, духовной брани, лицемерная вера, смешение понятий добра и зла, слепота духовная, следование за теми, кто лстит слуху: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». 2.Тим.4,3-4.
Буквально рвоту вызывает такая душа у Бога: «извергну тебя из уст Моих». Сколько видишь христиан, уже годами ходящих в храм, «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» 2.Тим.3,1-7. Или в ослеплении своем гордящихся своим «духовным» преуспеянием, думающих, что они уже все прочитали, везде были, все постигли, все знают, а сами «несчастны, жалки, нищи, слепы и наги», лишенные всякого настоящего духовного делания, различения добра и зла, любви, подлинной добродетели, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» 2Тим.3,5.
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось... Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь». 2Тим.3,1-13.
Воочию начинают сбываться слова святителя Феофана Затворника о последних временах: «Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – одна видимость, внутри же отступление истинное»"( Протоиерей Александр Хлебников. Проповедь прочитана в храме Святых Царственных мучеников г.Ижевск 26 октября 2013г. на Всенощном бдении перед шестопсалмием.).
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
"Чуть ли не самое главное знамение последних времен – это духовная теплохладность.
Отступление от Бога происходит в первую очередь в духе. Вот как описывает духовное состояние христиан предконечных времен апостол Иоанн:
«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. .

Церковно-славянский язык более резко характеризует теплохладных:
  • И а́нгелу лаодикі́йскiя це́ркве напиши́: та́ко глаго́летъ ами́нь {и́же е́сть ами́нь}, свидѣ́тель вѣ́рный и и́стинный, нача́токъ созда́нiя Бо́жiя:
  • вѣ́мъ твоя́ дѣла́, я́ко ни студе́нъ еси́ ни те́плъ: не да студе́нъ бы бы́лъ ни те́плъ{о, дабы́ студе́нъ бы́лъ еси́ или́ горя́щь}.
  • Та́ко, я́ко обуморе́нъ еси́, и ни те́плъ ни студе́нъ, изблева́ти тя́ от у́стъ мои́хъ и́мамъ {та́ко, поне́же те́плъ еси́, и ни студе́нъ еси́ ниже́ горя́щь, и́мамъ тя́ изблева́ти изъ у́стъ мои́хъ}.
Теплохладный - обуморен (как о наркомане сказано) ни тёпл, ни холоден (живой труп) и так мерзок, что блевотина.
 
Минск
Православный христианин
Теплохладный - обуморен (как о наркомане сказано) ни тёпл, ни холоден (живой труп) и так мерзок, что блевотина.
Это я такой. Потому что не каждое воскресенье посещаю службу, и в течении дня периодически забываю о Боге, потому что занят мирскими делами. Душа моя падшая.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Это я такой. Потому что не каждое воскресенье посещаю службу, и в течении дня периодически забываю о Боге, потому что занят мирскими делами. Душа моя падшая.
ага )
"грешнее меня нет", ну и начнём сейчас меряться грехами, как в песочнице.
Дело ведь не во внешних признаках, а в том, что внутри делается. Мирские дела тоже можно делать по разному.
 
Святая Русь
Православный христианин
Это я такой. Потому что не каждое воскресенье посещаю службу, и в течении дня периодически забываю о Боге, потому что занят мирскими делами. Душа моя падшая.
"Некий брат пришел к авве Серапиону. Старец предложил ему, по принятому между монахами обычаю, сотворить молитву, но брат отказался, называя себя грешным, недостойным и самого монашеского образа. Старец хотел умыть ему ноги, но он не допустил, отказавшись теми же словами. Авва предложил ему разделить с ним трапезу. Когда они вкушали пищу, старец начал с любовью говорить ему: “Сын мой! Претерпевай пребывание в своей хижине и внимай себе и своему деланию, потому что хождение с места на место не принесет тебе такой пользы, какую принесет безмолвие.” Брат, услышав это, огорчился и так изменился в лице, что огорчение его не могло укрыться от старца. Тогда авва Серапион сказал ему: “До этого времени ты называл себя грешником и говорил о себе, что ты недостоин и жизни, а только что я с любовью сказал о полезном для тебя, так ты и разгневался! Если хочешь стяжать истинное смирение, то приучайся мужественно претерпевать наносимые оскорбления от других, а пустым смиреннословием не облекайся.” Брат, выслушав это, попросил у старца прощения, сознаваясь в ошибочности своего поведения, и пошел от него, получив большую пользу." (Еп. Игнатий. С. 355. № 1).
 
Украина
Православный христианин
Скорее всего мы просто "хладные", потому что теплота это признак возможного спасения. Проверкой нашей является отношение к молитве, если она краткая и неискренняя (нет искры) , то собственно о каком огне может идти речь. Поэтому надо в воскресный день понуждать себя к общей молитве(обязательно ходить в храм), чтобы хотя бы находясь у общего костра немного согрелась наша душа.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Скорее всего мы просто "хладные", потому что теплота это признак возможного спасения. Проверкой нашей является отношение к молитве, если она краткая и неискренняя (нет искры) , то собственно о каком огне может идти речь. Поэтому надо в воскресный день понуждать себя к общей молитве(обязательно ходить в храм), чтобы хотя бы находясь у общего костра немного согрелась наша душа.
Спасибо, отче. Именно так: хладные. И лекарство хорошее указано.
 
Помню митрополит Арсений Истринский после панихиды по отцу Науму в Лавре говорил что в Совке для мирян разрешали печатать только молитвословы и Евангелие - все, но при всем этом люди горели верой и добрыми делами,а сейчас говорит при таком изобилии святоотеческой литературы люди обхладели верой,как сказано в Откровении:"
знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих."(Апок.3:15-16).Обширные знания без добрых дел милосердия - надмевают сердце человека.Надменный человек всегда будет бесчувственен к ближнему в его скорби.
 
Православный христианин
Скорее всего мы просто "хладные", потому что теплота это признак возможного спасения. Проверкой нашей является отношение к молитве, если она краткая и неискренняя (нет искры) , то собственно о каком огне может идти речь. Поэтому надо в воскресный день понуждать себя к общей молитве(обязательно ходить в храм), чтобы хотя бы находясь у общего костра немного согрелась наша душа.

Да, хорошо сказано. И один из способов возжигать огонь на молитве, -- читать отцов о ней. О признаках этого огня пишет прп. Исаак Сирин:

"Знай, что огонь, ниспадающий в сердце во время молитвы, [в то время, как] конечности расслаблены,
чувства пропали, язык ослаб, разум прекратил движения в коленопреклонении, на том же месте в течении
длительного времени, — происходит от длительного чтения [Писаний] о ведении, в коем явным образом яв-
лено точное изложение истины. Когда человек приступает к молитве, то память здравых слов о Боге, над
которыми он размышлял незадолго до этого, возжигает ум молиться в разумении" (2-е Слово о ведении).
 
Православный христианин
41316595_167930394084584_4799988362620436480_n.jpg

Более просто, но и более образно о том же. Остается только добавить, что если добавить огня, то и крупные звери уйдут. Но надо чтобы было много воды, чтобы пища не подгорела:).
 
Лично я бываю и горячим и холодным
Возможно это не эмоции, настроение или характер.
Теплохладность это безразличие в критериях добра и зла.
Холоден на зло, холоден к злодеянию.
Горяч на добро. Пламенеет сердцем к добродетели.
 
Православный христианин
Теплохладность -- это некое состояние духовного безразличия, в котором мы пребываем. А нужно быть попеременно то в состоянии холода, угашающего пламя страстей покаянием и плачем, то в состоянии огня, возжигающего любовь к Богу и к людям и соединенным с осознанием собственной греховности. Первое угашает страсти, а второе -- попаляет их корни. Не нужно быть только теплохладным.

И то, и другое, как пишет прп. Симеон Новый Богослов, это плач:

"12. Плач бывает двояким по действиям: он, как и вода, посредством слез угашает всякое пламя страстей, очищая душу от скверны, происходящей от них; -но и, как огонь, присутствием Святого Духа оживотворяет, возжигает, объемлет и согревает сердце, воспламеняя его влечением и любовью к Богу" (Главы богословские и практические).
 
Святая Русь
Православный христианин
Суета
Что мы сделали для духовной жизни? Ничего. В лучшем случае какие-нибудь внешние дела, не затрагивающие наших страстей, нашего я. Слова Божия не знаем, Святых Отцов не знаем, сами не молимся и не подвизаемся, занимаемся всю жизнь пустяками. Господь и говорит: Не отягощайте сердца ваши объедением, пьянством и суетой житейской (см.: Лк. 21:34). Суетясь, человек, кажется, никаких грехов и не делает. В действительности же он полностью забывает Бога и становится безбожником в прямом смысле этого слова. Кто шахматами, кто спортом, кто телевизором, кто чем закрываются от Бога и остаются без Него.

А телевизоры, радио – все это сатана придумал, чтобы отвлечь человека от Бога. То человек помолился бы, а то он цирк какой-нибудь смотрит или чьи-то кривляния или известия со всего мира собирает и каждый день все новое. Совершенно ясно: суетой забил всех сатана.

Только проснулся человек, как уже новости со всего света. Одевается, умывается человек, а голова уже набивается пустым хламом, жвачкой, которой сыт не будешь. А там на работу – тоже некогда о Боге вспомнить.

После работы – магазины, еда, питье, домашние дела. А здесь уже очередные передачи по телевидению, радио. И набитый уже до отказа всякой всячиной человек в полунормальном состоянии ложится спать.

Помолиться, конечно, некогда. Тем более – почитать Священное Писание или Святых Отцов. А если человек и станет на молитву, то молиться он уже не сможет – ни внимания, ни сокрушения сердечного, ничего нет. Так человек в своей суете весь день служит диаволу. Недаром в утренней молитве читаем: «Избави мя от диавольского поспешения».

Вот это «диавольское поспешение» и губит окончательно человека. И губит часто не какими-то даже большими грехами: воровством, прелюбодеянием, а губит суетой. Если мы не с Богом, значит, с диаволом. Порядочного человека трудно заставить сделать что-то преступное, явно безнравственное, вот диавол и добивается своей цели другим путем – опутывает человека суетой.

Игумен Никон (Воробьев).
 
Сверху