Тема про всевоплощение

Алексей Михайлович, помогите, пожалуйста!

В теме
Существуют ли отдельные люди?

вы ответили:

http://azbyka.ru/forum/threads/suschestvujut-li-otdelnye-ljudi.11776/#post-166033

Мне бы хотелось у вас спросить, существует ли определенное название у такого лжеучения, что Христос воплотился во всех людях.

Еще лучше было бы, если нашлись бы прямые высказывания святых отцов, если они вам известны, посоветуйте. А так выходит, что в качестве аргумента приходится вставлять цитату из не совсем православного автора, Филопона (цит. по Дамаскину 100 ересей): http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/o_100_eresyax/#, кроме доли правды, в ней есть и явное заблуждение по поводу изобретения механизма "общей" и "частной" природы, которое в итоге и привело его к тритеизму.

Может, я заблуждаюсь, когда считаю, по данным вами образу с каплями, когда одна нагрета, другая нет, то, что относится по человечеству к Христу, к другим людским ипостасям (и заключенным в них человеческим природам) не относится, то есть нельзя утверждать, что обожение человеческой природы с Воплощением немедленно достигает сразу всех (а не одного Иисуса сначала), а не потенциально, то есть, вне зависимости от Крещения и Причастия.

Здесь на форуме идет очень древний спор с некоторыми лицами, которые утверждают, что термин природа по отношению к людям заключает в себе непременно всех сразу людей (бывших до, настоящих, будущих), и что Воплощение Христово это как бы прямо-таки физическое соединение Христа (а не онтологическая основа для соединения в Причастии Христу с благодатью), непременно со всеми людьми сразу, а не восприятие единосущной нам безыпостасной природы. Речь не идет о том, полноценное ли человечество во Христе, конечно, полноценное, но разве значит такое понимание полноценности прямое включение всех частных носителей-ипостасей в Воплощение, без учета их личной воли?

Даже по вашему образу с каплями - одна из капель становиться особой через включение в единство ипостасной жизни, почему должна сама собой измениться природа остальных капель? Появляется только возможность через общение с изменненой каплей достигать чего-то ранее недостижимого. Ведь разве не утверждали отцы, что как раз благодаря двусоставности Господь может быть Посредником, через Которого мы достигаем соединения с Богом?
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович!

В силу того, что во всех людях заключено одно человеческое естество, а не в каждом особое, все люди в равной мере именуются людьми. Однако, несмотря на единство человеческого естества во всех людях, в каждом отдельном человеке это естество имеет индивидуальное проявление.

Что же касается Воплощения Сына, то Он, разумеется, воспринял полноту человеческого естества, но не полноту человеческих ипостасей. Говорить о восприятии в Ипостась Сына всех человеческих ипостасей не дерзал даже Несторий. Напомню, что он утверждал о соединении одной Божественной Ипостаси с одной человеческой. Если же последовать тому несуразному предположению, что, восприняв полноту человеческого естества, Сын Божий воспринял в Свою Ипостась и все человеческие ипостаси, то придется признать, что Он состоит даже и не из двух, как учил Несторий, а из миллиардов испостасей, придется признать, что каждый из нас (Господи помилуй!) — Христос.

Собственно, на это и указывал преподобный Иоанн Дамаскин: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_11

Для более полного уяснения темы могу предложить Вам ознакомиться со статьей: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция».

Благодарю за вопрос!
 
Здравствуйте, Алексей Михайлович!

В силу того, что во всех людях заключено одно человеческое естество, а не в каждом особое, все люди в равной мере именуются людьми. Однако, несмотря на единство человеческого естества во всех людях, в каждом отдельном человеке это естество имеет индивидуальное проявление.

Что же касается Воплощения Сына, то Он, разумеется, воспринял полноту человеческого естества, но не полноту человеческих ипостасей. Говорить о восприятии в Ипостась Сына всех человеческих ипостасей не дерзал даже Несторий. Напомню, что он утверждал о соединении одной Божественной Ипостаси с одной человеческой. Если же последовать тому несуразному предположению, что, восприняв полноту человеческого естества, Сын Божий воспринял в Свою Ипостась и все человеческие ипостаси, то придется признать, что Он состоит даже и не из двух, как учил Несторий, а из миллиардов испостасей, придется признать, что каждый из нас (Господи помилуй!) — Христос.

Собственно, на это и указывал преподобный Иоанн Дамаскин: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_11

Для более полного уяснения темы могу предложить Вам ознакомиться со статьей: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция».

Благодарю за вопрос!

Спасибо оргомное!

Отдельного наименования такого лжеучения, похоже, что нет... Наверное, достаточно и того, что есть ясное опровержение (для будущих лжеучителей)...
 
Сверху