Частный суд — это есть то решение, которое выносится Богом относительно души после прохождения ею мытарств. Согласно православному догматическому богословию, частный суд происходит с человеком после его смерти. Читаем: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд»
(Евр.9:27).
Прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями Божией справедливости и милосердия. Сказано: «
Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную»
(Мф. 13, 49–50).
Достигнув подножия Животворящего Креста и раскрытого Евангелия (Благой вести), душа, по прохождении мытарств, предстает на частный суд.
О состоянии души после частного суда Вселенская Православная Церковь учит так: «
Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере, член 18.). Таким образом, Православная Церковь различает два разных состояния после частного суда: одно для праведников
в преддверии Рая, другое для грешников —
в преддверии ада.
Св.
Иустин Философ писал:
"тех, которые считают, будто души людей сразу после смерти попадают в рай (т.е. следовательно, и в рай и ад, одно от другого неотделимо -
О.С.)
, вы за христиан не считайте".
То, что частный суд не является окончательным, связано с тем, что со смертью человека его влияния, добрые и злые, продолжают сохраняться в мире живых. И в зависимости от того, какое влияние окажется доминирующим, определится окончательное решение об усопшем на последнем Страшном Суде. Поэтому Церковь и постановила молиться за усопших, и эта традиция восходит к Ветхозаветной Церкви Бога — когда не только молились, но и постились за умерших. Сказано: «
и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча» (2 Цар. 1, 12); и еще: «
ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Мак. 12, 44–45).
С другой стороны, отцы Церкви всегда учили, что полное воздаяние возможно только, когда душа возвратится в тело. Так как греша в теле, она и должна была страдать в теле, живя благочестиво в теле, она должна была и наслаждаться в теле.