"...сыны Божии..."(Быт. 6,1-4.)

Санкт-Петербург
Православный христианин
Конкретное место в Библии (Быт. 6,1-4.) явилось для меня преткновением.
Антитеза – «сыны Божии» и «сыны человеческие» истолкована давно, вернее она издревле рассматривалась в одном прочтении: сыны Божии –потомки Авеля через Сифа, а человеческие – потомки Каина. Это место разбирали многие свв. Отцы, но я дам ссылку на современных экзегетов

Беседы на Книгу Бытия:

БЕСЕДА

http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/vethiy_zavet/stenyaev_besedy_na_knigu_bytiya_23-all.shtml

http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/vethiy_zavet/stenyaev_besedy_na_knigu_bytiya_14-all.shtml

http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/vethiy_zavet/stenyaev_besedy_na_knigu_bytiya_27-all.shtml

Сыны Божии и сыны человеческие.

Статья священника Александра Шантаева

ris_1.gif


В Библии, в Книге Бытия, 6, 1-6 пишется: "Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы и брали их себе в жены, какую кто избрал".
Кто это - сыны Божии? Ангелы?
Ирина, Башкирия

Для уяснения верного смысла ст. 1-6, 6 главы Книги Бытия необходимо обратиться к 4 главе, и привлечь к рассмотрению цепь событий, или обстоятельств, предшествующих тому времени, когда сыны Божии стали брать себе дочерей человеческих, и в итоге оказались уничтожены потопом. Убив Авеля, Каин отлучается от лица Божия, поселившись в земле Нод, на восток от Едема (Быт. 4, 8-17). Каин познает жену свою и род каинитов разрастается. Они строят города, изобретают музыкальные инструменты, совершенствуются в изготовлении орудий из меди и железа (Быт. 4, 17-23). Они делают свою жизнь исполненной приятностей, увеселений и при этом, как это бывало много раз и в последующем: полагаются на защиту технических изобретений «из меди и железа», в том числе, надо полагать, - оружия. Каиниты бросают вызов Богу и сотворенным Им людям, потомкам Сифа, именовавшимися сынами Божьими, которые «вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом… потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род» (Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа XXII).
За скупым библейским перечнем Каинова рода и новшеств, что были привнесены каинитами (Иувал… был отец всех играющих на гуслях и свирели; Тувалкаин был ковачом всех орудий из меди и железа…) скрывается путь самонадеянности и дерзости. И Ламех уже говорит: «если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз семеро» (Быт. 4, 24). Уже не Господь дает Ламеху меру мести, как в свое время Каину (Быт. 4,15-16), но Ламех сам полагает эту меру, - кто меня тронет, тому отомстится в семьдесят раз семеро. Вместе с самоуверенностью и безбожием, в потомках Каина прогрессирует необычайная жестокость.
В шестой главе Книги Бытия, повествуется, что с умножением рода людей, потомки Адама, те, кто по прямой преемственности именовались «сынами Божьими», стали утрачивать послушание и богобоязненность, «обмирщатся». Их привлекали соблазны и удовольствия проклятого каинова рода, и особенно женщины этого рода, - «дочери человеческие» (кстати, имя одной из них, сестры Тувалкаина, Ноема – изящная)… Как пишет блаженный Феодорит Кирский: «потомки Сифовы, как благочестивые, именовались сынами Божиими… Но по прошествии многого времени, увидев благообразных дочерей из потомства Каинова и обольстившись, вероятно, изобретенными у них музыкальными орудиями…, смесились с ними, и растлили собственное благородство».
Уже не только потомки Каина, но и те, кто ходили под Господом, род Сифа, сыны Божии, предались многим порокам и разврату: «И увидел Господь[Бог], что велико развращение человеков… и раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Быт. 6,5-6).
И далее следует история праведного Ноя и всемирного потопа…
У многих людей читающих Ветхий Завет, в частности, рассматриваемые здесь 1-6 ст. шестой главы Книги Бытия, возникают вопросы: почему первые люди именуются исполинами, и отчего столь долгий век жили первые потомки Адама?
Святые отцы единогласно отмечают, что исполинами они названы в силу их роста, превосходившего теперешний человеческий рост. Позднее, искоренняя кичливость и воспрещая высокомерие, Бог сократил рост людей до обычной меры.
Древние жили долго, чтобы, по словам блаж. Феодорита, - более размножится, когда же наполнили вселенную, число лет было умалено…
Хотел бы также отметить, что по мнению опытных духовников, чтение книг Ветхого Завета требует определенной подготовки и достаточно серьезной степени воцерковления. И даже в этом случае, приступая к чтению, лучше опираться на мудрое водительство святых отцов. Например, читая Книгу Бытия, хорошо было бы одновременно положить рядом с собой Толкование на Книгу Бытия Св. Иоанна Златоустого, и, по мере возникновения вопросов и каких-либо неясностей, смотреть, как истолковывает эти трудные места Святитель.


Священник Александр Шантаев.
На рисунке: Каин убивает Авеля.
 

нектарий

Заблокирован
Вразумите: "...сыны Божии..."(Быт. 6,1-4.) - как это понимать?

Я читал такую точку зрения

Согласно точке зрения, «сыны Божии» — это «ангелы самопроизвольно оставившие небо и поселившиеся среди людей вместо того, чтобы быть только вестниками Бога» [12]. Такая точка зрения отражена в таких псевдоэпиграфических книгах периода второго Храма, как Книга Юбилеев, Первая книга Еноха, Завет двенадцати патриархов. Иудеский философ 1-го в. Филон, активно прибегавший для толкования Писания к аллегорическому методу, тем не менее понимал это место вполне буквально. По видимому, в его время такая точка зрения не была чем-то удивительным. Этого же мнения придерживался Иосиф Флавий.
Для христиан имеет значение, что так же понимали это место и многие ранние отцы церкви: Иустин Мученик, Афиногор, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан, который прямо ссылается на книгу Еноха (на нее же, кстати, ссылается и каноническое послание апостола Иуды, который возможно тоже разделял эти взгляды (в нем сказано об ангелах «не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище» (Иуд 1:6))). Разделяли эту точку зрения также: Лактанций, Киприан Карфагенский, Мефодий Олимпийский, Евсевий Кесарийский, Анатолий Лаодикийский, Немезий Эмесский, а, согласно патриарху Фотию, и Минуций Феликс, Сульпиций Феликс, Феогност. Глаголев пишет, что этой точки зрения придерживались и многие иудейские экзегеты, например Раши (XI в.) [13]. Глаголев присоединяет к этому списку и Оригена, хотя последний имел довольно оригинальный взгляд на это место, аллегорически связывая его со своей идеей предсуществования душ [14].
Десницкий приводит высказывание одного рабби из Талмуда, содержащее такую же точку зрения [15]. Далее Глаголев приводит огромный список западных ученых, которые в ΧΙΧ веке отстаивали эту точку зрения, и некоторые из них называли ее общепризнанной [16]. Более того во втором послании апостола Петра мы читаем: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания, и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых... (2Пет 2:4-5)». Т. о. в этом месте Священном Писании, весьма вероятно имеющем в виду Быт 6:1-4, подразумевается, что под «сынами Божиими» понимаются ангелы (именно ангелы названы согрешившими). Интересно, что в 4 ст. стоит слово ταρταρώσας — оказываться в преисподней, которое использовалось грекоговорящими иудеями, и встречается в той же книге Еноха (1Ен 20:2) [17]. В Толковой Библии Лопухина на это место сказано, что «грех Ангелов, о котором говорит здесь (ст. 4) Ап. Петр, а равно и Ап. Иуда в своем послании (ст. 6), весьма многие толкователи древнего и нового времени понимали в смысле плотского падения ангелов, причем своеобразно истолковывалось повествование Быт 6:1-4, согласно с некоторыми кодексами LXX-ти, Иосифом Флавием (Antiquit. I, 3:1), Филоном (De Gigant. § 2), книгою Еноха (гл. 6-10) и многими иудейскими и древнехристианскими толкователями» [18].
 
Последнее редактирование модератором:
Вразумите: "...сыны Божии..."(Быт. 6,1-4.) - как это понимать?


Смотря как перевести,есть несколько вариантов.

1 "Сыны сильных."

2 "Сыны Судей."

3 "Сыны людей,обладающих властью".

"Сыны Б-жии"- просто неверный перевод,самый плохой.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вразумите: "...сыны Божии..."(Быт. 6,1-4.) - как это понимать?
Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. (Пс.81:6,7)
  • Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
  • Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, –
  • Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? (Ин.10:34-36)
 
Сверху