Схожу с ума от собственных мыслей

Орел
Православный христианин
Здравствуйте!
Очень хотелось бы получить ответ православного психолога.
Моя проблема заключается в следующем: более года страдаю от достаточно тяжелой депрессии, в данный момент принимаю антидепрессанты, но они особо не влияют на мое
состояние. Примерно год назад начала серьезно (как я думала) воцерковляться, но постепенно, практически незаметно для меня, мной овладели некоторые пристрастия, например, к красивой одежде, хорошей косметике, и я большее время дня посвящала мыслям об этих любимых мною предметах, они приносили мне большое удовольствие, и я уже так остро не ощущала свою депрессию, мне казалось благом это мое увлечение. Хотя тем не менее были сомнения в правильности его, в том, может ли оно сочетаться с духовной жизнью, которую я все-таки продолжала вести. В Петров пост начались большие проблемы: я решила "свернуть" свое увлечение и более серьезно начать вести духовную жизнь, но тут меня стали одолевать большие сомнения, стоит ли это делать, как же я смогу жить без своего "хобби", они буквально терзали меня, потом я еще нашла в себе некоторые страсти, которые раньше считала не свойственными себе, но меня это повергло в еще большее душевное смятение, потому что я не до конца смогла разобраться в них и понять как именно мне стоит с ними бороться. Например, меня стали мучить (и до сих пор немного мучают) мысли о том, что я слишком дорого и красиво одеваюсь, хотя раньше я так не считала. Задавала вопрос об этом местному священнику, он сказал, что каждый одевается в соответствии со своим достатком, главное, чтобы одежда не была вызывающей и т.п. Муж считает, что я одеваюсь "средне", я и сама так прежде думала. Нашла в Интернете информацию о пристрастиях, поняла, что это относится ко мне, тут мне стало совсем плохо: ведь я искренне думала, что веду (стараюсь, по крайней мере) духовную жизнь, а тут оказалось, что я пригрела змею у себя на груди
Я совсем потеряла душевный мир, моя депрессия усилилась, пришлось бежать к психотерапевту, он прописал мне лекарства, мой мозг маленько прояснился, но потом
опять обострились навязчивые мысли, теперь стараюсь с Божьей помощью отгонять их от себя, чтобы не сойти с ума, но душевное состояние продолжает быть нестабильным. Теперь я уже не думаю часто и много о своих "маленьких радостях", но пристрастие к ним все еще живет во мне. Как избавляться от пристрастия к вещам,ведь оно мешает приблизиться к Богу? Если я просто от этих вещей откажусь и заменю их на другие, которые не вызывают у меня пристрастия, тогда лишу себя тех немногих земных радостей, которые есть у меня, и , может быть, оно возникнет по отношению и к другим вещам. Крыша едет от таких размышлений, но все равно не могу от них отвязаться , пока эту проблему не решу. Может, это бред, кто знает, тогда прошу просветить меня. Потом появился страх перед дальнейшем воцерковлением, перед трудностями духовной жизни, ведь я и так чувствую себя еле живой , а должна (и мне это необходимо) вести напряженную и претрудную духовную жизнь. Посоветуйте, пожалуйста, что мне нужно делать, чтобы выйти из этого тяжелого состояния. Заранее благодарю.
Со стороны смотрю на себя: ну полная идиотка, хотя упорно продолжаю пытаться найти ответы на свои вопросы.
 
Вика, здравствуйте!
Любые наши внутренние состояния возникают не случайно. По какой-то причине Господь их попускает. И в этом есть духовный урок, понять который не так просто.
Давайте мы начнем разбираться с тем, что с Вами происходит на психологическом уровне. Однако четко разделить душевный и духовный уровень в человеке все равно не получится.
Понятно, что все свои выводы и предположения мне приходится делать на основе Вашего письма. Когда происходит психотерапевтическая работа непосредственно с клиентом, то есть возможность диалога; есть возможность задавать вопросы, прояснять какие-то непонятные вещи.
Вы пишете, что примерно год назад стали серьезно воцерковляться. Видимо, для этого были какие-то причины. Что-то в вашей жизни стало происходить, или что-то обострилось именно год назад.
Для меня это существенный момент. Как правило, мы приходим к Богу через скорби. Бывает, что уже поверив в Бога, человек продолжает избегать воцерковления. Тут тоже вопрос: почему?
Бывает, разумеется, и иначе.
По всей видимости, депрессия у Вас началась до воцерковления. Для меня всегда важно прояснять, как и когда это началось? Что в тот момент происходило в Вашей жизни? Как выстраивались отношения с людьми? Важно знать, как проявляются беспокоящее состояния, то есть каковы конкретно симптомы?
Очень важно прояснить: что Вы предпринимали, чтобы с этими состояниями справиться до того, как Вы стали принимать лекарственне препараты.
Ну и еще ряд вопросов относительно динамики этого процесса. Ведь если нами внимательно изучен процесс, то мы можем повлиять на него – изменить, улучшить, направить в другую сторону и т.д.
В вашем письме эта важная для меня информации отсутствует.
Сам диагноз ни о чем не говорит. Чтобы верно выстроить психотерапевтический процесс и прийти совместно с клиентом к устойчивому положительному результату, необходимо знать много деталей. Иногда, кажется, какая-то незначительная мелкая деталь или факт биографии могут послужить ключом к ответу на вопрос: в чем причина состояния. Но обычно, это комплекс причин.
Вы пишете, что препараты не помогают. Это бывает довольно часто поскольку корень проблемы находится глубже. Это говорит о том, что Вам придется потрудиться на пути в познании себя.
Свою увлеченность одеждой и косметикой Вы называете пристрастием, обозначаете, как «маленькие радости».
Действительно, это так. И радости это небольшие, и привязанность к ним выглядит как форма страсти. Все это говорит о том, что Вы пытаетесь их использовать как замену истинной радости, ощущения полноты жизни, того особого ощущения бытия, которое нам дает христианство. Вы пишете: «я решила свернуть свое увлечение и более серьезно начать вести духовную жизнь». Тут было бы важно узнать, что означает для Вас «более серьезно начать вести духовную жизнь»? Что Вы в эти слова вкладываете?
Часто бывает, когда человек берет на себя подвиги не по силам, т.е. он к ним духовно не готов, то происходят различные внутренние нестроения. Очень важно, чтобы мотивация к возрастанию в духовной жизни исходила от любви к Богу, а не из гордыни, не из нашей самости. В этом случае все будет нам по силам. И возрастание будет идти равномерно, поскольку мы обучаемся смиренно и терпеливо принимать свое несовершенство. Учимся соизмерять свои возможности и свою скорость духовного роста, соответственно Божиему промыслу о нас. Постепенно возрастает и укрепляется в нас благодать.
Уныние часто бывает от гордыни. По сути, это форма внутреннего конфликта: когда реальность не соответствует нашим о ней фантазиям. Не получается так как бы нам хотелось – быстро и сразу. Не получается все проконтролировать.
Мы касаемся довольно сложных вопросов, но все-таки, я хотела бы, чтобы вы задумались об этом: такие состояния, как любовь к Богу, любовь к людям, принятие себя – все это взаимосвязано. Тут надо, по возможности, проанализировать каждый аспект этой триады. Для этого хорошо бы ответить на вопросы: каковы мои отношения с собой, с людьми, с Богом?
Исходя из того, что вы пишете, о том, что стремитесь себя украшать, я допускаю, что Вы недовольны собой, не принимаете себя в том смысле как Божие творение. Вы хотите быть лучше, чем вы есть на самом деле. Но при этом идете по пути внешнего изменения себя, т.е. внешнего «украшательства». Я сейчас не хочу рассуждать на тему, хорошо это или плохо. Просто констатирую факт. Получается, к себе вы относитесь как бы «поверхностно». Возможно, и отношения с людьми, которые Вас окружают – отношения тоже поверхностные, не глубокие, не приносящие радость от общения, отсутствует любовь.
Исходя из того, что написано выше, я предполагаю, что и отношения с Богом у вас выстраиваются на периферии Вашей личности. Они Вас глубоко не затрагивают. Возможно, вашему воцерковлению больше свойственно так называемое «обрядоверие», нежели глубокая работа над собой, над исцелением всей личности. Такая работа требует от человека всего его участия. Но, совершаемая вместе с Богом, она радостна. (Иго мое легко). Это акт совместного созидания (со-творчества) себя, как личности в Боге. Где участвуют и человек, и Господь. Личность захвачена этой работой целиком. Это касается всех сфер жизни – отношений с близкими людьми, профессиональной деятельности, любимых занятий и т.д. При такой наполненной и глубокой жизни пристрастия только мешают. Они отвлекают от этого удивительного процесса. А если они (пристрастия) есть, то как правило выполняют роль психологической защиты. От чего эта защита? Какие-то важные вопросы для себя вы не прояснили. Готовы ли отвечать на эти вопросы честно перед самой собой?
Вот Господь и не попускает воцерковляться активно. Часто бывает, что человек хочет сразу начать активную духовную жизнь. Однако, до тех пор, пока на психологическом уровне не будут проработаны трудности во взаимоотношениях с собой и с близкими - отношения с Богом не выстроятся. Между человеком и Им будет стоять стена наших грехов и пристрастий.
Одним словом, надо начинать с честного познания себя. Доходить следует до той степени честности, на которую Вы в данный момент способны.
Этот процесс обязательно сопровождается исповедью и причастием. Иначе его просто не выдержать.
Постепенно начинают умирать наши страхи и пристрастия. Исповеданные и раскаянные грехи уже перестают нас мучить. Человек начинает исцеляться. И вот тогда удивительным образом начинает возрастать в сердце любовь. Где есть любовь, там нет места депрессии. И нет необходимости в антидепрессантах.
Всего Вам доброго.
Легостаева Марина Вениаминовна (Общество православных психологов Санкт-Петербурга).
 
Орел
Православный христианин
спасибо Вам за ответ. Действительно, корни моего состояния глубоки и я сама не могу полностью разобраться в себе. Да, я начала воцерковляться, чтобы спастись от глубокой депрессии. Надеялась, что Бог меня не оставит без своей милости. Причинами депрессии я считаю мое отношение к людям (ко многим относилась плохо, осуждала, считала себя лучше других) и отношение к жизни (очень унывала из-за того, что у меня плохая работа, тяжелые бытовые условия, нет своей квартиры). Муж стал хуже ко мне относиться, говорил, что не хочет жить с таким мрачным человеком, хотел развестись со мной, но чудом удалось избежать этого (вероятно, из-за ребенка, которого он очень любит). Вобщем, все рухнуло и я поняла, как далеко я отошла от Бога, что так Бог меня призывает. Когда я начала регулярно читать молитвы, ходить в церковь, мое состояние улучшилось, появилась надежда на Бога, я стала стараться не осуждать людей, прощать, ведь у меня тоже много немощей и пороков, у меня был благодатный период. Но, к сожалению, действительно, у меня нет глубокой любви ни к Богу (Его я больше боюсь), ни к людям, хотя как говорят "не имеешь любви - делай дела любви", поэтому я стараюсь помогать по силам своим родственникам, не осуждать, пытаться понять их - то есть какую-то работу над собой я все-таки веду, скорее всего , этого недостаточно, но я не могу понять, что же еще нужно менять. Но все-таки полного исцеления не наступило, тяжесть на душе оставалась. В какой-то момент я увлеклась земными благами, мне казалось, что это утешение от Бога, хотя я понимала при этом, что никакие земные радости Бога не заменят. Раньше , когда у меня случались приступы тоски, я шла в магазин, покупала, что мне хочется, и мне становилось легче. Теперь я понимаю, что уныние возникает от того, что мы отдаляемся от Бога. Может, любовь к земным благам мне мешает приблизиться к Богу, но все же я не ставлю их для себя на 1 место. Да, порой мне кажется, что что-то не так в моем отношении к Богу, может и от обрядоверия что-то есть (исповедуешься - станет на душе легче), но все-таки я не знаю что еще нужно менять. Вот кое-что я попыталась сформулировать, надеюсь на Вашу дальнейшую помощь, если это возможно.
 
Вика, здравствуйте. Корни состояния неудовлетворенности собой, своей жизнью (ведь вы ищите как бы внешних утешений) можно поискать и в вашем детстве. Возможно, родители не очень много уделяли Вам времени и внимания в силу занятости или еще каких-либо причин. Они свою любовь выражали через покупки каких-то вещей. Возможно, так делал папа.
Я могу предполагать много вариантов. Могу и ошибаться.
Но суть в том, что недостаток внимания к Вам, когда Вы были ребенком компенсировали вещами. Этот механизм "самоутешения" у вас когда-то зафиксировался.
Сейчас, во взрослом состоянии, Вы уже не зависите так от внимания и любви, как звисили в детстве. И вполне можете себя менять (с Божией помощью) в сторону развития с людьми открытых и полноценных отношений. От Вас многое зависит. Учитесь интересоваться людьми, задавать вопросы, слушать... На самом деле - это очень интересно, когда отношения с человеком выстраиваются искренними и открытыми. Но для этого надо себе ответить на вопрос: в чем конкретно трудности в общении? Почему Вы боитесь быть самой собой? Уверена, что когда Вы были ребенком, Вы были ближе к себе. И это чувство Вам знакомо.
Ребенок, пока не обучен осуждать людей, сравнивать себя с ними, чувствует себя вполне гармонично.
И мы во взрослом состоянии можем так жить. Т.е. ощущать радость от полноты бытия. Это когда мы идем по пути развития отношений с Богом.
Хочу отметить, что переписка никогда не заменит реальных психотерапевтических сессий. Но то, что я посчитала возможным написать, я написала.
С уважением, Марина Легостаева.
 
Витебск
Интересующийся
Можно выскажу мнение?
Вика, у Вас скорей всего есть душевная пустота,которую вы хотите заполнить.Эту пустоту Вы хотели заполнить Православием.Но православие это не протестантизм.)Слишком высока планка для простого смертного.Если всерьез воцерковлятся(самостоятельно) - с ума сойти на раз можно.Нужно руководство.Состояние у Вас ухудшилось...
Послушайте!НЕ КОРИТЕ СЕБЯ ЗА ГРЕХИ!ПОЛЮБИТЕ СЕБЯ!Богу вряд ли нужны зомби!)ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ К СЕБЕ!ПРОСТИТЕ СЕБЯ ЗА ПОСТУПКИ И МЫСЛИ!
Я думаю навязчивые мысли это есть вытесненные эмоции и желания.
Благ только Господь.Удачи и здоровья!
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Думаю вам, Вика, надо с мамой примирится...Простить ее и у нее попросить прощения, Вы считали, что она похоже вас недооценивала... но она своей любовью материнской,осознанно или нет,предостерегала вас от излишней гордости и заносчивости. Господь призвал вас,и вы услышали...Это уже здорово. Он обличает ваши "красивые тряпки",...видите заботу Его о вас? Депрессия,это признак вашего конфликта с родным и близким человеком. По другому быть и не может... Бог стучится, не переставая... Благодарите Бога за всЁ! За шмотки,за еду,за друзей и здоровье, или отсутствия его...Будьте благодарны и все пройдет. Бог благ,помните об этом...и вы,Вика, явное тому подтверждение...
 
Подольск
Православный христианин
Вика, здравствуйте! Мне тоже хочется сказать немного на эту тему. Я тоже спрашивала у батюшки о том, что подразумевается под грехом приукрашения внешности, он сказал:" Приукрасила и не обрати внимание." Видимо, грех в чрезмерном внимании к этому. Надо не отчаиваться, старайся терпеливо относиться к своим немощам, ведь "духовность не груша- в раз не съешь". Ещё однажды батюшка сказал, что если сравнить богача, не пристращённого к своему богатству, и простого человека, дрожащего как кощей над сто рублями, то последний будет "служащим мамоне( богатству)".
 
Сверху