Милая Харита. Сочинения аввы Дорофея - это монашеская литература, и она во многом неприменима к людям, живущим в миру.
Важное место в такой литературе занимает обучение практике отсечения своей воли. Для монаха отсечение своей воли - необходимая база для всей дальнейшей духовно-аскетической жизни. Поясню, почему: Вот приходит человек в монастырь. Человек взрослый, сформировавшийся. У него свой подход к молитве, к размышлениям, свои какие-то, воспитанные годами, реакции на явления... Ну, то есть, совершенно сформировавшаяся личность. И вот он вступает на территорию духовного подвига. А здесь иные законы, иные механизмы. Если человек будет ко всему этого подходить с точки зрения своего грешного, непреображенного, неопытного, мирского опыта, то он впадет в прелесть или повредится психически или физически. Для того, чтобы духовно-аскетический подвиг у человека получался, ему нужно смотреть на все другими глазами, относиться ко всему правильно. А как этого достичь, если ты смотришь на все только своими глазами, оцениваешь все только своим недалеким мирским умом и просто-напросто не знаешь, что есть правильно?..
Вот для этого и нужно, прежде начала подвига, научиться отсечению своей воли. Нужно научиться всецело находиться в послушании у духоносного старца, и тогда ты пойдешь правильной дорогой, в верном духовном направлении.
Из современных афонских историй. Монах поступил под духовное руководство старца. Старец говорит:
- Ты должен полностью отсечь свою волю и мне доверять.
Молодой монах кивает.
Старец говорит:
- Пойди в келью и принеси мне из печки пригоршню горящих углей.
Монах заколебался:
- Я же обожгусь?!.
Старец повернулся к другому монаху:
-Принеси ты мне углей.
- Благословите, отче... И монах метнулся в келью и через несколько секунд пришел с пригоршней пылающих углей.
Старец говорит:
- Вот так надо поступать.
Вопрос не в том, обжегся послушный инок или нет. Может быть, сжег руку, а может быть, благодать Божия не попустила ничему плохому случиться. Вопрос не в этом, а в том, что только такое отношение и должно быть у человека, который хочет достичь монашеского совершенства.
Но нам, мирским людям, такой вариант не подходит. Мы не можем и не должны во всем безапелляционно слушаться начальников, приятелей, соседей, да даже вторую супружескую половинку. Мы живем не в сообществе святых людей, а преимущественно в сообществе грешных людей. Мы даже батюшку в храме не должны слушаться как старца, а должны испытывать его советы на предмет соответствия Учению Церкви.
Поэтому, дорогая сестра, советы аввы Дорофея в этом вопросе мало имеют для нас практической пользы.
Ваш прот. К.