Святые отцы о созерцании

Крещён в Православии
Здравствуйте!

В "Наставлениях преподобного Серафима Саровского инокам и мирянам" написано:

Поколику совершенствуется человек перед Богом, потолику вслед Его ходит; в истинном же веке Бог являет ему лицо Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, зрят образ как в зерцале, а там зрят явление истины.

Если не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему; и не можешь любить Бога, если не увидишь Его
.

А в Нагорной проповеди есть слова:

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Хотелось бы узнать: какая информация содержится в святоотеческой литературе о том, как человек видит Бога, то есть: что он при этом видит (как оно выглядит), где он это видит (в каком месте пространства или т.п.), при каких условиях и/или обстоятельствах и др.?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!
Для полноценного ответа на этот вопрос следует привести огромный пласт святоотеческой аскетической литературы, что явно невозможно в формате форума. Поэтому придется выстроить ответ в краткой тезисной форме, что неизбежно приведет к некоторым обобщениям и возможной потери каких то аспектов проблемы.

"Как человек видит Бога?" - зависит от степени приобщения к святости этого человека. На первоначальных этапах пути это главным образом интеллектуальные озарения, когда аскету дается понимать смысл священных текстов. Иллюстрацией этого, например, могут служить тексты св. Максима Исповедника, в частности его учение о деятельном знании (200 глав о богословии и домостроительстве воплощения", "Амбигвы" и "Вопросоответы". Попытку методологического объяснения этого процесса он сам попытался дать в "Слове аскетическом".
Далее, очищаясь посредством молитвы и отслеживая помыслы, аскет получает дар видеть Бога лицом к лицу "как бы говорил кто с другом своим". О самой возможности этого можно почитать "Триады в защиту священнобезмолствующих" и другие работы свт. Григория Паламы. О том, как именно это происходит - у св. Симеона Нового Богослова - в его гимнах, поучениях (хотя бы из "Добротолюбия"), а так же биографической "Повести о Григории юноше" (там же в "Добротолюбии" - по преданию эта история отражает юные годы самого Симеона). Более новое описание этого, понятное дело, можно прочитать в беседе с Мотовиловым уже упомянутого Вами св. Серафима Саровского. (Для порядка и без отнесения к данной тематике, следует помнить, что авторство преп. Серафима цитируемых Вами "наставлений" оспаривается современными богословами).
Все эти описания роднит феномен "вИдения Бога во Свете", который вряд ли можно передать словами, это надо пережить самому. Поэтому для критически настроенного исследователя эти феномены будут малоубедительны.

По поводу "места" - оно может быть любое. Ап. Павел увидел Христа на дороге в Дамаск, совершенно этого не ожидая. Симеон Новый Богослов - в своей келье. Серафим Саровский вообще в лесу. Видимо, этот момент не существеннен.

Что касается обстоятельств - то они очень индивидуальны. Редко (даже очень) они бывают вне всякой подготовки - пример, опять же, - ап. Павел. Обычно им предшествуют годы молитвенной и аскетической практики. Иногда, например, у Силуана Афонского вИдение было даровано в начале иноческого пути, а повторно - только через годы труда и испытаний. В любом случае однозначно описанного механизма нет ни в творениях отцов, ни по логике происходящего: Бог Сам решает, когда и при каких обстоятельствах "открыть глаза" подвижнику.
 
Крещён в Православии
Для полноценного ответа на этот вопрос следует привести огромный пласт святоотеческой аскетической литературы, что явно невозможно в формате форума. Поэтому придется выстроить ответ в краткой тезисной форме, что неизбежно приведет к некоторым обобщениям и возможной потери каких то аспектов проблемы.

В части дополнительных подробностей для меня было бы наиболее ценно узнать ответы на два следующих вопроса.

1. В каких образах является Бог согласно святотеческой литературе? Из перечисленного Вами я читал "Повесть о Георгии" и "Беседу с Мотовиловым". Это, как Вы сказали, "вИдение Бога во Свете", но я бы добавил: "...в котором зачастую невозможно ничего разглядеть из-за его яркости". Однако из Библии широко известны еще такие варианты:
- свет и голос (например, явление апостолу Павлу),
- только голос (например, явление пророку Самуилу),
- в виде обычного человека (например, явление Троицы патриарху Аврааму),
- в виде, подобном человеку (например, глава 1 Апокалипсиса).

Какие другие варианты встречаются в святоотеческой литературе?

2. Упоминается ли в святоотеческой литературе вИдение Бога во время общественных богослужений, и если да, то в каком образе/виде и насколько часто происходящее?

Для порядка и без отнесения к данной тематике, следует помнить, что авторство преп. Серафима цитируемых Вами "наставлений" оспаривается современными богословами

Скажите пожалуйста, кого тогда считают автором, есть ли у этого автора другие тексты, и есть ли другие тексты у автора "Беседы с Мотовиловым"?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
1. Собственно Вы и перечислили все образы теофании, они и встречаются в тех или иных степенях ясности в жизни отцов. Сильно выделяющихся иных способов я не припоминаю. Разве, что только предание о вИдении готового иконописного образа художнику, который просил наставления, как это было с Андреем Рублевым и его "Троицей".
В любом случае, во всем корпусе святоотеческих текстах описаний довольно мало. Основными темами было скорее вопрос как достигнуть боговидения, как не перепутать его с прелестью и что из этих явлений следует в богословском плане.

2. Самое первое, что вспоминается - история из жизни св. Серафима:

Однажды в Великий Четверток, строитель о. Пахомий, не служивший никогда без о. Серафима, начал Божественную Литургию в 2 часа пополудни вечернею, и после малого выхода и паремий возгласил иеродиакон Серафим: "Господи, спаси благочестивыя и услыши ны!", но, едва обратясь к народу, навёл на предстоящих орарём, возглашая: "и во веки веков" - как вдруг так изменился видом, что не мог ни сойти с места, ни проговорить слова. Все это заметили и поняли, что с ним Божие посещение. Два иеродиакона взяли его под руки, ввели в алтарь и оставили в стороне, где простоял он часа три, меняясь беспрерывно видом, и после, уже придя в себя, наедине поведал строителю и казначею своё видение: "Только что провозгласил я, убогий: Господи, спаси благочестивыя и услыши ны! и, наведя орарём на народ, окончил: и во веки веков! - вдруг меня озарил луч, как бы солнечного света; взглянув на это сияние, увидел я Господа и Бога нашего Иисуса Христа, во образе Сына Человеческого, во славе и неизречённым светом сияющего, окружённого небесными силами, Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами, как бы роем пчелиным, и от западных церковных врат грядущего на воздухе; приблизясь в таком виде до амвона и воздвигнув пречистые Свои руки, Господь благословил служащих и предстоящих; по сём, вступив во св. местный образ Свой, что по правую сторону царских врат, преобразился, окружаемый Ангельскими ликами, сиявшими неизречённым светом на всю церковь. Я же, земля и пепел, сретая тогда Господа Иисуса на воздухе, удостоился особенного от Него благословения; сердце моё возрадовалось чисто, просвещённо, в сладости любви ко Господу!" (Взято отсюда http://www.pravoslavie.ru/put/sv/seraphim_sarov.htm)

Однако такие случаи очень редки и из всей истории Нового Времени я могу вспомнить только его. В Средние Века подобные вещи описываются, но тоже достаточно редко. Навскидку - видение блаж. Андреем Покрова. В общем, частота таких случаев - раз в несколько веков. Видения святых описываются существенно чаще, но то же далеко не каждое десятилетие.

Проблема авторства поучений св. Серафима это отдельный вопрос, которым лично я не занимался. Могу порекомендовать только поискать в интернете самостоятельно. Начать можно со статей на нашем сайте:
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_...estvovanija-o-prepodobnom-serafime-sarovskom/
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_...k-voprosu-o-psevdotserkovnom-mifotvorchestve/
 
Крещён в Православии
Собственно Вы и перечислили все образы теофании, они и встречаются в тех или иных степенях ясности в жизни отцов.

Когда-то давно я листал книгу основателя ордена иезуитов, Игнатия Лойолы, "Духовный дневник", и увидел там примерно такие слова: "Сегодня утром, когда шел в церковь, почувствовал присутствие Христа". С другой стороны, насколько я помню, митрополит Антоний Сурожский говорил о себе, что он пришел к вере, когда однажды почувствовал невидимое присутствие Христа рядом с собой. Насколько такой вид теофании типичен для Православия, что Православие о нем думает?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Думаю, тут трудно сказать "типичен" - такие случаи, разумеется, могли случаться. Некоторые рассказы про жизнь отцов-пустынников вполне могут быть истолкованы в таком ключе. Причем тут существуют разные нюансы. Так, например, очень известный рассказ о смерти Сисоя Великого, когда он перед кончиной ощущал себя на суде Божием - это, ведь тоже форма "ощутить Христа рядом", хотя и сильно отличается от случая с Антонием Сурожским.
Другое дело, что подобные случаи слишком индивидуальны и, увы, слишком близко граничат с понятием "прелести". Поэтому определенная осторожность, в том числе и по отношению к самому себе тут вполне уместна. Возможно, многие прошедшие через такую форму теофании бережно хранили воспоминание о ней в течении всей жизни, но не рассказывали, потому что не могли передать всей тонкости переживания. Описывать чувства вообще сложно, а уж такие то и подавно.

Что же касается отношения к этим моментам со стороны православной традиции, то прежде всего надо смотреть на результат. Например, в истории с митр. Антонием видно, что "ощущение Христа" не только привело его к вере, но и до конца своей жизни он сумел сохранить трезвое отношение, прежде всего, к себе самому. Это позволяет сказать, что пережитое им было от Бога.
В истории со св. Сисоем - "ощущение Христа" возбудило в нем сильнейшее покаянное чувство, что так же свидетельствует об истинности.
Если же некий подвижник, после подобного переживания начинает гордиться и считать себя уже де-факто святым и лучше других, или говорит, что ему уже нет нужны молиться и соблюдать заповеди, то тут можно очень серьезно задуматься, не обманывается ли он, находясь в прелести. В общем, тут вполне приложим принцип "по плодам их узнаете".
 
Крещён в Православии
Хотелось бы узнать еще ответы на следующие вопросы.

А. Правильно ли я понял, что за исихастами признается возможность видеть славу Бога внутри себя регулярно, в результате их молитвенной практики?

Б. Такое возможно не только для исихастов: "«Уничижая себя, и увидишь в себе славу Божию» (Прп. Исаак Сирин, Слово 57)." https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/nastavlenia/ А вот если забыть о том, что внутри себя, то что бывает чаще, и насколько чаще согласно святоотеческой литературе, вИдение Бога или вИдение славы Бога (вне себя, со стороны)?

В. Согласно Библии, когда царь Соломон освятил храм, храм наполнила слава Бога. Отцу Иоанна Крестителя явился ангел во время богослужения. Где-то (возможно, в "Луге Духовном") когда-то читал упоминание о том, что какому-то священнику во время службы являлись ангелы. Скажите пожалуйста, согласно святоотеческой литературе, какие еще бывают во время общественных богослужений вИдения, видЕния, ощущения чего-то такого, что находится вне человека, и как часто такое бывает?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
А. Это признается за всеми подвижниками, "исихасты" особого приоритета не имеют. К тому же никто до сих пор не определил "критерии истинного исихаста".

Б. Такую статистику никто пока не представил, хотя она была бы очень интересна. Если Вы проделаете эту работу, то сделаете важный вклад в богословскую науку.

В. Можно вспомнить переживания и вИдение мироздания - когда человек созерцает Бога и предстоящую Ему небесную Церковь - самым ярким моментом тут выступает видение бл. Андрея Покрова.

Можно добавить отдельный класс теофаний, связанных с моментом Анафоры и Причастия. Это могут быть различные "спецэффекты" во время Освящения Даров или Причащения верующих. Описываются они в житиях, патеричных сборниках и т.п. Как часто это случается, никто не считал, но, тем не менее, в "Известии учительном" такой случай описывается:
"Если после освящения хлеба или вина будет явлено чудо, т.е. вид хлеба покажется в виде плоти или младенца, вино же в виде крови, и если вскоре не изменится этот вид, т.е. снова не покажется вид хлеба или вина, но останется неизменным, то иерей никак не должен этим причащаться. Так как это не суть Тело и Кровь Христовы, а чудо от Бога, явленное ради неверия или какой другой вины. Иерей же должен взять другую просфору (если изменится вид только хлеба) и, как было указано, все положенное по проскомидии над агнцем совершить и приготовить святой агнец...."
Можно предположить, что раз такой момент описывается, то такие вещи случались с некоторой частотой, поэтому и указание составлено с максимальной осторожностью, чтоб перестраховаться от явных галлюцинаций и (или) тщеславия служащих.
 
Сверху