Священное предание - тайна?

Православный христианин
Здравствуйте!
Святитель Василий Великий говорит:

"Не из сего ли необнародываемаго учения [Священного Предания], которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охраняти святыню таинства? Ибо какое было бы приличие, писанием оглашати учение о том, на что непосвященным в таинство и воззрение не позволительно?"

Выделение и вставка в квадратных скобках мои.

Зачем необходимо хранить Предание в тайне?
Соблюдается ли это сейчас?

Спасибо!
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день!
Не надо смущаться того, что фраза в переводе выглядит слегка "конспирологически", на самом деле все довольно просто. В древней Церкви существовало разделение "проповеди" и "тайного учения". К первому относилась сама весть о пришествии Спасителя, Его смерти и воскресении, нравственные принципы и заповеди, об этом говорили открыто, в том числе и не крещенным. Ко второму - внутренняя жизнь Церкви, учение о таинствах, в частности Евхаристии и др. Эти темы были не разглашаемы в среди нехристиан. Это разделение существовало с апостольских времен (так в Деяниях и Посланиях уже понятно, что они говорили прилюдно, а о чем учили только верных). Об этом, кстати, есть упоминания и у критиков христианства, которые действовали в стиле "это на людях они такие милые, а во время своих тайных сборищ, они занимаются всякими непотребствами".

Однако уже со II века эти границы начинали размываться. Так уже Иустин Философ в апологии (формально адресованной императору и Сенату) пишет о Евхаристии. Ориген, уже в III веке, достаточно открыто, насколько мы можем судить, учил о христианском видении вещей (философии) и различных проблемах библеистики, что так же скорее относится к внутреннему учению Церкви.

Тем не менее разделение "керигмы" и "disciplina arcana" старались все-таки соблюдать до IV века. Так у Кирилла Иерусалимского есть огласительные беседы для только готовящихся к принятию Крещения, посвященные традиционно открытым для всех темам, и тайноводческие слова, для тех, кто уже принял Крещение, которые еще пока не знали о внутренней жизни Церкви. Такое понимание вошло и терминологию. Так "таинство" - μυστήριον как раз и означает нечто таинственное, сокрытое от непосвященных. Вот и слова св. Василия Великого так же выдержаны в этом ключе - есть вещи открытые для всех, а есть те, которые бережно хранятся Преданием для посвященных христиан.

Однако уже с V века, когда большая часть населения Римской Империи стала христианами разделение "проповеди" и "таинств" практически исчезло, поскольку формальный допуск к тайному учению - Крещение - был у всех.

Теперь, что касается Вашего вопроса в приложении к современности. Мы живем уже в пост-христианском мире, т.е. в ситуации, когда большая часть сограждан, даже воспитанных в христианской по духу культуре, о вере знает очень мало. Увы, это очевидно всем - при разговоре с людьми нецерковными, пусть даже и верующими в "что то там есть", порой диву даешься степени их незнания в базовых для христианства вещах. Поэтому сейчас вновь появляется нужда в катехизации и вновь вполне объективным становится разделение тем "проповеди" и "тайного учения".

Чисто по опыту - бессмысленно говорить с нецерковными людьми о Причастии, для них это совершенно непонятная штука, не укладывающееся в привычное миропонимание. В лучшем случае они сочтут Евхаристию лишь символическим действием, в худшем - ненаучным суеверием. Поэтому, на мой, взгляд, не надо поднимать в разговоре с неверующими темы, относящиеся к "disciplina arcana" - если, конечно, они сами не спрашивают. Хотя бы, что бы не давать им повода хулить святыню.
В то же время темы христианской проповеди - нравственные принципы, историчность Евангелия, общефилософские вопросы - это те темы, которые вполне доступны для разговоров со внешними.

Еще один аспект актуален только для очень специфичного круга любителей эзотерики. Есть такие искатели, которых всегда привлекает таинственные вещи, которые, пользуясь обилием информации, очень интересуются "секретными методиками", в том числе практикой исихазма, чудесами святых и т.д. Главная проблема заключается в том, что всего этого невозможно достичь, не будучи внутри традиции. Поэтому некоторые вещи, вроде практики Иисусовой молитвы, так же можно отнести к "тайному знанию" и так же нет смысла распространятся о ней просто ради удовлетворения чьего то "мистического любопытства".

В любом случае главный смысл "disciplina arcana" не в том, что эти знания секретны сами по себе, как оккультизм, а в том, что для адекватного их понимания необходима практика жизни в Церкви. Оставаясь чисто внешней информацией, они не будут полностью понятны и могут стать причиной недоумения и отторжения.
 
Сверху