Страх перед Причастием (ОКР)

Православный христианин
Здравствуйте, отец Сергий!
Я борюсь с разными формами ОКР многие годы, наблюдаюсь у врача, по мере надобности принимаю лекарства, исповедуюсь и по мере сил причащаюсь.

Сейчас ОКР выражается в мучительном страхе осквернить Святыню, особенно тяжко причащать маленькую дочку, которая почти сразу после Причастия ведет себя как обычный ребенок - чихает, кашляет, тянет все в рот и пускает во все стороны слюни. ОКР требует от меня с маниакальной скурпулезностью следить, чтобы дочка ничего не взяла в рот, протирать очень тщательно личико, костюмчик, игрушки, все что она могла схватить в рот или выплюнуть. Протирать, застирывать, сжигать, относить в непопираемое место - иначе сильнейший страх и чувство вины.

Согласно терапии ОКР, нужно категорически не делать того, что требует невроз. Но в некоторых случаях, когда я совсем пугалась и спрашивала у батюшки как поступить если ребенок повел себя так то и так то, сам батюшка говорил что-то застирать или протереть, давал другие рекомендации, что нельзя делать после Причастия и сколько по времени.
Мы с мужем это делали, и это усугубляло мой невроз и закрепяло замкнутый круг "обязательно нужно проконтролировать, застирать, сжечь и т д". Муж глубоко верующий человек, с детства в храме, если я не выдерживаю, прошу совета батюшки и тот дает указания "постирать, сжечь", поступает как велено, но сам относится к этому спокойно и по своему усмотрению ничего не застирывает, не пытается контролировать, считает что ребенок есть ребенок, ничего тут страшного нет, и что все рекомендации как вести себя в таких ситуациях очень условные, если только ребенок не выплюнул Причастие прямо у чаши.

Прошу Вашего совета, батюшка, как действовать на практике. Что делать, если иногда то, что диктует невроз совпадает с реальной необходимостью действовать таким образом, чтобы не осквернить Святыню. В периоды обострения болезни различить болезнь и реальную необходимость почти невозможно. Чем руководствоваться в данном случае? К чьему мнению прислушиваться? Кто-то советовал дать запивки и после этого не переживать ни о чем. Но пока что ребенок выплевывает запивку и батюшка благословил не давать пока не подрастет.

С уважением,
Дарья
 
Дорогая Дарья!
Успокойтесь - Бог оскверняем не бывает: оскверняет себя сам человек паническими мыслями и дурными действиями... Все зависит от духовного состояния человека. Чем ясней обретает человек внутри себя Царство Христово, тем всё сильнее он чувствует действенность дыхания огня Божьей благодати, и тем меньше адских сомнений в какой-либо ритуальной нечистоте и осквернениях. Но вне благоговения и страха этот же самый огонь станет «огнём поядающим» (Евр. 12:28-29). На практике же одно навязчивое сосредоточение может быть побеждено только другим – чтобы не думать об осквернении, нужно молитвенно думать о Боге…
Эмоциональный эффект от случайного и непреднамеренного «осквернения» святыни вызывает у человека больше негативных эмоций и, следовательно, лучше откладывается в памяти, соответственно оставляя больше страха пред повторным действием. Но высокий ли это Страх Божий или приземлённый страх человеческий? Страх раба или страх друга?
Трудно поверить в жестокость ветхозаветного Бога,: вот, согрешили люди и - потоплены, ещё согрешили и - сожжены, разрушены города их; вот Бог наказал людей голодом и мором, и всегда он - меч над землёй, бич грешникам. И не верится, что Христос, простивший на Кресте своих мучителей, станет казнить невинных чад за допущенную неосторожность к частицам Своей Плоти? Немногие понимают, что Страх Божий - это совсем другое, это не только благоговейный трепет, но и величайшая радость! Человеческий страх осквернения, про который прп. Симеон Новый Богослов говорит: «Всякому, начавшему жить по Богу, полезен страх мук и порождаемая им болезнь сердца..» жизненно необходим неофиту, но недостаточен для его духовного развития. Если бы человек сразу бы достигал совершенства любви к Богу, то страх утратить её, был бы единым и единственным страхом: боязнь потерять любовь - есть та же любовь. Однако, свт. Игнатий (Брянчанинов) предупреждает «Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу есть самообольщение». В своё время «новоначальный страх» для христианина более надёжен, чем слишком молодое вино любви. Душе нужно время, чтобы ощутить в полном молчании рассудка несомненную реальность Голгофы, когда все сомнения сердца наконец снимаются и приходит Любовь, изгоняющая новоначальный страх. Вот почему говорится «Начало премудрости - страх Божий» (Пс.110:10). Смиренная осторожность веры – это первое движение человеческого разума принявшего евангельское Откровение, но реальность будущего Царства Небесного удостоверяется действительным предначатием его еще здесь на земле внутри человеческого сердца причастием благодати Святого Духа…
 
Православный христианин
Дорогая Дарья!
Успокойтесь - Бог оскверняем не бывает: оскверняет себя сам человек паническими мыслями и дурными действиями... Все зависит от духовного состояния человека. Чем ясней обретает человек внутри себя Царство Христово, тем всё сильнее он чувствует действенность дыхания огня Божьей благодати, и тем меньше адских сомнений в какой-либо ритуальной нечистоте и осквернениях. Но вне благоговения и страха этот же самый огонь станет «огнём поядающим» (Евр. 12:28-29). На практике же одно навязчивое сосредоточение может быть побеждено только другим – чтобы не думать об осквернении, нужно молитвенно думать о Боге…
Эмоциональный эффект от случайного и непреднамеренного «осквернения» святыни вызывает у человека больше негативных эмоций и, следовательно, лучше откладывается в памяти, соответственно оставляя больше страха пред повторным действием. Но высокий ли это Страх Божий или приземлённый страх человеческий? Страх раба или страх друга?
Трудно поверить в жестокость ветхозаветного Бога,: вот, согрешили люди и - потоплены, ещё согрешили и - сожжены, разрушены города их; вот Бог наказал людей голодом и мором, и всегда он - меч над землёй, бич грешникам. И не верится, что Христос, простивший на Кресте своих мучителей, станет казнить невинных чад за допущенную неосторожность к частицам Своей Плоти? Немногие понимают, что Страх Божий - это совсем другое, это не только благоговейный трепет, но и величайшая радость! Человеческий страх осквернения, про который прп. Симеон Новый Богослов говорит: «Всякому, начавшему жить по Богу, полезен страх мук и порождаемая им болезнь сердца..» жизненно необходим неофиту, но недостаточен для его духовного развития. Если бы человек сразу бы достигал совершенства любви к Богу, то страх утратить её, был бы единым и единственным страхом: боязнь потерять любовь - есть та же любовь. Однако, свт. Игнатий (Брянчанинов) предупреждает «Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу есть самообольщение». В своё время «новоначальный страх» для христианина более надёжен, чем слишком молодое вино любви. Душе нужно время, чтобы ощутить в полном молчании рассудка несомненную реальность Голгофы, когда все сомнения сердца наконец снимаются и приходит Любовь, изгоняющая новоначальный страх. Вот почему говорится «Начало премудрости - страх Божий» (Пс.110:10). Смиренная осторожность веры – это первое движение человеческого разума принявшего евангельское Откровение, но реальность будущего Царства Небесного удостоверяется действительным предначатием его еще здесь на земле внутри человеческого сердца причастием благодати Святого Духа…
Отец Сергий, большое спасибо за добрые слова вразумления. Постараюсь их понять и принять, и напоминать себе когда накрывают навязчивые страхи. Смутно отдаленно я и сама это понимаю, но вот так увидеть глазами, прочитать, на этом проще сосредоточиться. Спаси Господи!
 
Сверху