Стоит ли молиться за то, чего ты не желаешь искренне?

Православный христианин
Батюшка, я хожу в храм редко, причащаюсь тоже. Часто выпиваю, пост не соблюдаю. Читаю утренние молитвы и на ночь, в течение дня тоже. Сострадаю к людям и животным, помогаю по мере возможности. Но последнее время я не могу искренне молиться за всю нашу державу, когда народ по-прежнему создаёт себе кумиров, а потом рушит их, когда президент стал клятвопреступником. Только не надо меня переубеждать в политических взглядах, когда сам имею два высших профильных образования и соответствующие труды. Дело ещё в том, что бабушка оставила в наследство очень древнюю икону 16-го века, принадлежавшую когда-то женщине, которую в поселении все считали святой. И дала наставление и молитвы, которые надо читать в годы великой напасти. Две молитвы из них не канонические, наверное, так как нигде не встречал. Нет у меня прилива душевных сил, чтобы читать. Для успокоения совести, что завет бабушкин исполняю? Не поможет. Да и напасть, может, невелика, победим этот коронавирус, в конце-концов. И что вообще я могу, последнее ничтожество, когда молятся Святейший Патриарх и митрополиты, идут постоянные службы во избавление? Или, как говорится, не стоит выпендриваться, когда тебя не спрашивают, а делать что должно, пусть и коряво поначалу?
 
Дорогой Владимир!
Я недавно узнал, что американскими учеными создан человекоподобный робот, который вполне квалифицированно отвечает на богословские вопросы типа «Что такое молитва?». Однако, когда его просят: «Помолись за меня», тот по крайней мере очень честно отвечает: «Я не запрограммирован на это». Возможно, создавшие робота инженеры фирмы, в более продвинутой версии смогут запрограммировать его, но будет ли такое действие ценным? Услышит ли Бог молитвы от пусть весьма совершенного суперкомпьютера, но по сути своей того же железнодушного арифмометра? И не уподобляемся ли мы, люди, таким роботам? Помните, как Христос осуждает внешнее, формально-показное проявление религиозности - молитву напоказ: "И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою". (Мф.6:5–6)
Христианин без искренней молитвы - пустоцвет! Он обязательно должен иметь некий духовный потенциал, который складывается из склонности к особому вдохновению, охватывающему душу, когда есть хоть малейшая возможность помочь ближним, помолиться о них! И, чтобы хорошо молиться, нужно знать не по книгам, что такое душевная боль. Господь призывает нас искать такой деятельной любви, которая опалит огнем веры скудеющий в холоде эгоизма человеческий разум и позволит нам безболезненно пройти сквозь тесные врата соблазнов и искушений. Святые так и говорили «Молитва рождается от любви». И если любви нет, и в памяти держишь только самого себя, скрупулёзно вычитывающего положенное количество прошений, то это - особая разновидность фарисейства, как некое формальное исполнение нормативов молитвенного "ГТО". Такое молитвенное "стояние" вне искреннего искания Божией Любви делами своей жизни будет бессильным и бесплодным покушением на невозможное. И наоборот, при формальной недостаточности молитвенного правила из-за обстоятельств жизни в шуме и суете, но при болезненном и сердечном искании Бога как бы молчащим, но плачущим умом - память Божия будет непрестанно пребывать в любящем сердце.
Думаю, что если роботам инженеры когда-нибудь введут в их электронный «мозг» особую программу имитации любви, то она никогда не станет реальной потребность робота в чём-либо из того, что жизненно необходимо людям. Такой формальный «молитвенник» будет подобен искусственному стеклянному глазу — очень похож, но не видит. Не видит души, не чувствует Света, ибо молящаяся личность – внутренний человек, излучающий сияние образа Божия! Но нам-то, живым людям, зачем превращать себя в бездушных роботов-исполнителей? Почему же такая запрограммированная "молитва", в которой нет сердечного сопереживания, отсутствует контакт с Богом, не ощущается нами как "катастрофа" совести? Внешние формы, не наполненные внутренним светом Святого Духа никогда не станут толчком к преображению человеческих душ.. Только свет Божьей благодати способен оказать благотворное воздействие на человека и тот неспокойный мiр, в котором он живет...
 
Последнее редактирование:
Сверху