Владимир_5 написал(а):
Предлагаю рассмотреть два современных взгляда на аскетику двух известных современных авторов: Алексея Ильича Осипова и Сергея Михайловича Масленникова - и высказать своё мнение всех желающих.
администратор написал(а):
Просьба участникам дискуссии обсуждать не личности А.И. Осипова и С.М. Масленникова, а представленную работу.
Андрей П.К. написал(а):
К рассмотрению предоставлены два взгляда, в которых можно найти расхождения с учениями Святых Отцов. Потому, имеет смысл рассматривать не данные взгляды, а собственно сами Святоотеческие работы.*
Пример расхождения в работе Масленникова:
* написал(а):
Масленников С.М.
2. Ответ Христа на вопрос: «Как спастись?»
Вообще, вопрос «как спастись?» был задан не только Алексею Ильичу, но и Господу Иисусу Христу уже 2000 лет тому назад: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
(Мк. 10, 17). Спаситель, кроме указания на ветхозаветные заповеди, добавил ещё следующее: …последуй за Мною, взяв крест
(Мк. 10, 21). И более точно: …кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною
(Мк. 8, 34).
* написал(а):
Святитель
Игнатий (Брянчанинов)
"Спаситель мира указал два пути, два образа жизни для верующих в Него: путь или жительство, доставляющие «спасение», и путь или жительство, доставляющие «совершенство». Последние путь и жительство Господь назвал «последованием Себе», так как они служат точнейшим выражением учения, преподанного Господом, и посильным подражанием тому роду жизни, который проводил Господь во время Своего земного странствования. Условия спасения заключаются в вере во Христа (Ин.3:36, 17:3), в жительстве по заповедям Божиим (Мф.19:17; Мк.10:19), и в врачевании покаянием недостатков исполнения заповедей
(Лк.13:3, 5): следовательно спасение предоставлено, и оно возможно, всем, при обязанностях и служениях посреди мира, не противных Закону Божию. К последованию Господу некоторые были призваны Самим Господом, как Апостолы; но вообще последование Господу предоставлено Господом на произвол каждого17), что явствует из всех мест Евангелия, где Господь говорит об этом предмете. «Аще кто хощет ко Мне ити»
(Мф.16:24), «аще хощеши совершен быти»
(Мф.19:21), «аще кто грядет ко Мне»
(Лк.14:26), говорит Господь в начале учения о «последовании» и христианском «совершенстве».
Андрей П.К. написал(а):
Несоответсвия некоторых взглядов Осипова, в стартовом посте детально разобраны Масленниковым.
Для себя делаю вывод - учиться по первоисточникам, а не по взглядам на данные вопросы современников.
Ответ Сергея Михайловича Масленникова на критику Андрея П.К.
Андрей П.К. приводит цитату из творений святителя Игнатия, в которой святитель отождествляет последование Христу с достижением христианского совершенства, хотя совершенство является делом добровольным и не обязательным для спасения человека. На этом основании критик обвиняет меня в неточности передачи учения святителя Игнатия о спасении, то есть приписывает мне новшества, подобные тем, что имеются во взглядах профессора МДА А.И. Осипова. Критик лишает меня приверженности святоотеческой традиции, изложенной и доказанный мною в статье.
Что ж, для начала вернём приведённую критиком цитату в текст, чтобы понять, о чём говорит святитель. Может быть, критик сам отчасти осознавал свою неосновательность, поэтому и не указал название статьи, из которой взята им цитата. Статья называется «
О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом» (том 1). Уже само название говорит за себя: в статье рассматривается и доказывается установление Божие на особый путь спасения, предназначенный для избранников Божиих, желающих достичь совершенства, то есть
последование Христу раскрывается с особым оттенком, когда человек призывается на этот путь Самим Господом.
Уже здесь критику нужно указать на то, что сам святитель Игнатий предупреждает
об осторожности при чтении отеческих книг о монашеской жизни, чему посвящена целая статья в пятом томе. Однако, Андрей П.К. не обращает внимания на предостережения, и учением о монашестве пытается вытеснить вообще из учения Церкви о спасении понятие «последование за Христом», делая однобоким взгляд святителя и искажая Евангелие.
Прежде скажем, как Андрей П.К. искажает Евангелие. Вот слова Господа:
А входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его (Ин. 10: 2-4). Совершенно очевидно, что здесь под овцами,
идущими за Христом (последующими Христу), нужно понимать
всё словесное стадо, а не только апостолов или монахов, особо призываемых Богом. Итак, Андрей П.К. решил игнорировать слова Самого Спасителя о том, что
всем христианам, ищущим спасения, нужно следовать за Спасителем путём Его святых заповедей (
знают голос Его).
Но посмотрим, не так же ли и святитель Игнатий обличает Андрея П.К., рассматривая понятие «последование Христу» в двух вариантах: в первом – касательно
вообще всех христиан, а во втором – касательно
монашества и совершенства. В доказательство второго варианта Андрей П.К. привёл одну единственную цитату из первого тома, как было указано выше. Но в этом же первом томе имеется статья, непосредственно посвящённая последованию Христу, которую критик почему-то не заметил. Она так и называется: «
О последовании Господу нашему Иисусу Христу». Почему же не заметил? Если отложить версию злого умысла критика, направленного на сознательную дискредитацию моей статьи, то остаётся другая версия:
Андрей П.К. ещё сам не знаком цельно с учением святителя Игнатия, поэтому и представляет его однобоко, искажая тем самым истину и вводя в заблуждение читателей.
Итак, приведём несколько цитат, подтверждающих факт понимания святителем Игнатием термина «последование Христу» не только во втором варианте, как это делает Андрей П.К., но и в первом, который касается
вообще всех христиан, ищущих спасения: 1. «Каждый христианин, обетами, произнесёнными при святом Крещении, принял на себя обязанность быть рабом и служителем Господа Иисуса Христа;
последовать Господу Иисусу Христу непременно должен каждый христианин» (том 1, стр. 85 по изд. Сретенского монастыря). 2. «Глас Христов – учение Его; глас Христов – Евангелие;
шествие во след Христа по пути земного странствования – деятельность, всецело направленная по заповедям Его» (том 1, стр. 85). 3. «Чтоб последовать Христу, надо ведать глас Его.
Изучи Евангелие и возможешь жизнию твоею последовать Христу» (том 1, стр. 85). 4. «
Последовать Христу может только
взявший крест свой – покорный воле Божией,
смиренно признающий себя достойным суда, осуждения, наказания» (том 1, стр. 87). 5. «Христианин, желающий быть
последователем Господа нашего Иисуса Христа и соделаться по благодати сыном Божиим, рождённым от Духа, прежде всего должен положить себе за правило (…)
благодушное терпение всех скорбей: и телесных страданий, и обид от человеков, и наветов от демонов, и самого восстания собственных страстей своих» (том 1, стр. 350). 6. «Навыки имеют силу, подобную естественным качествам:
надо последователю Господа Иисуса Христа стяжать хорошие навыки и уклониться от навыков дурных» (том 1, стр. 377). 7. «Только при посредстве
живой веры может человек отречься от мнимых достоинств падшего естества своего,
соделаться учеником и последователем Господа разумом и деятельностью, подобающими естеству обновлённому» (том 4, стр. 207). В приведённых цитатах совершенно чётко говорится не об исключительном пути монашества, а о том, что должно быть свойственно
любому христианину, ищущему спасения, который должен последовать за Спасителем.
Можно было бы и далее приводить цитаты из трудов святителя Игнатия, доказывающие, что понятие «последование Христу» рассматривается им в двух смыслах, но, наверное, итак уже достаточно. В контексте моей статьи - «
За кем последуем? (критический анализ мнения Алексея Ильича Осипова о пути спасения – в свете Священного Писания и аскетического учения святителя Игнатия (Брянчанинова))» - совершенно не требовалось показывать второй вариант, касающийся особого призвания Господа к монашеству, но была необходимость показать общий для всех путь спасения, как последование Христу в первом варианте понимания, поэтому претензии критика необоснованны. Я изложил в статье именно традиционный взгляд на путь спасения.
Исходя из сказанного, можно поставить под сомнение способность Андрея П.К. самостоятельно учиться спасению по первоисточникам. Самонадеянность очень вредна, именно она и плодит различные новшества, уводящие от истины. Жаль, однако, если он соблазнил кого-то из малоопытных.