Символ веры

Православный христианин
Здравствуйте, уважаемые отцы и братья/сёстры. Окидывая взглядом Символ веры, задался вопросом. Бог Отец Вседержитель, как и Господь Иисус Христос называются "едиными", про Святого Духа написано лишь то, что Он исходит от Отца. Далее, Святая Соборная и Апостольская церковь снова "единая". Что понимается под этим единством, и означает ли это, что Дух Святой не един, в отличие от Отца, Сына, а также Церкви?
 
католик
Здравствуйте, уважаемые отцы и братья/сёстры. Окидывая взглядом Символ веры, задался вопросом. Бог Отец Вседержитель, как и Господь Иисус Христос называются "едиными", про Святого Духа написано лишь то, что Он исходит от Отца. Далее, Святая Соборная и Апостольская церковь снова "единая". Что понимается под этим единством, и означает ли это, что Дух Святой не един, в отличие от Отца, Сына, а также Церкви?
Единство - в истинности
Истина - одна, в то время, как правда может быть у каждого своя
Дух Святой - Бог истинный

Царю Небесный, Утешителю,
Душе истины,
Иже везде сый
и вся исполняяй,
Сокровище благих
и жизни Подателю,
прииди
и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси, Блаже, души наша.
 
Православный христианин
Аминь! Я это понимаю, у меня вопрос именно о формулировках в Символе веры, почему Дух Святой там не назван единым.

Возможно тут неточность перевода. Слова "единый" по отношению к Отцу и Сыну нет в оригинальном греческом тексте. Оно появилось судя по всему позднее, в католическом варианте на латыни ("Credo in unum Deum.") Стало быть, перевод на церковнославянский сделан не с оригинала, а с латыни. Почему так - вопрос, так же как вопрос в том, почему латиняне дописали "единый".
 
г.Иваново
Православный христианин
Аминь! Я это понимаю, у меня вопрос именно о формулировках в Символе веры, почему Дух Святой там не назван единым.

Возможно тут неточность перевода. Слова "единый" по отношению к Отцу и Сыну нет в оригинальном греческом тексте. Оно появилось судя по всему позднее, в католическом варианте на латыни ("Credo in unum Deum.") Стало быть, перевод на церковнославянский сделан не с оригинала, а с латыни. Почему так - вопрос, так же как вопрос в том, почему латиняне дописали "единый".
Эти изменения - как ответ еретикам, как утверждение Истины. И это было сделано до отпадения римской церкви.

Вот прочитайте у Лосского: Церковь во втором члене своего Символа веры исповедует, прежде всего, единого Сына Божия. Этим отвергается еретическое учение об усыновлении, по которому Иисус был всего лишь Богом усыновленный человек. Только Иисус Христос по своей природе – Сын Божий. Сыновство христиан, которые через крещение становятся во Христе сынами Бога, никак не упраздняет коренного различия между нетварным и тварным бытием. Мы становимся сынами Бога по благодати, Христос – Сын Бога по природе. И только потому, что Христос – Сын Божий по природе, мы и можем становиться сынами Божиими по благодати. https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/


Касательно Бога Духа Святого, ересей подобного рода не имелось, поэтому в этом случае и не понадобилось уточнение "единый".

Про единство Церкви думаю сами прочтёте по ссылке.
 
Последнее редактирование:
католик
Аминь! Я это понимаю, у меня вопрос именно о формулировках в Символе веры, почему Дух Святой там не назван единым.

Возможно тут неточность перевода. Слова "единый" по отношению к Отцу и Сыну нет в оригинальном греческом тексте. Оно появилось судя по всему позднее, в католическом варианте на латыни ("Credo in unum Deum.") Стало быть, перевод на церковнославянский сделан не с оригинала, а с латыни. Почему так - вопрос, так же как вопрос в том, почему латиняне дописали "единый".
Тут дело не в переводах и конечно же не в борьбе с ересью. Но в Евангельских словах:
но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. (1Кор.8:6)
 
Православный христианин
Интересно, благодарю, Михаил. Могли бы вы уточнить, в какой период или кем сделаны эти дополнения?

И ещё странным показался мне язык, на котором в толковании Лосского приведён текст Символа. Вроде бы "говорившего в пророках", и тут же "иже", "спокланяема", и т.д.
 
Крещён в Православии
Ну как же н
Аминь! Я это понимаю, у меня вопрос именно о формулировках в Символе веры, почему Дух Святой там не назван единым.

Возможно тут неточность перевода. Слова "единый" по отношению к Отцу и Сыну нет в оригинальном греческом тексте. Оно появилось судя по всему позднее, в католическом варианте на латыни ("Credo in unum Deum.") Стало быть, перевод на церковнославянский сделан не с оригинала, а с латыни. Почему так - вопрос, так же как вопрос в том, почему латиняне дописали "единый".
Ну как же нет?

Πιστεύομεν εἰς ἕνα Θεὸν Πατέρα παντοκράτορα, πάντων ὁρατῶν τε καὶ ἀοράτων ποιητήν.

Καὶ εἰς ἕνα κύριον Ἰησοῦν Χριστὸν τὸν υἱὸν τοῦ Θεοῦ

веруем в единого Бога Отца...

И в единого Господа Иисуса Христа...
 
Petropolis
Крещён в Православии
Здравствуйте, уважаемые отцы и братья/сёстры. Окидывая взглядом Символ веры, задался вопросом. Бог Отец Вседержитель, как и Господь Иисус Христос называются "едиными", про Святого Духа написано лишь то, что Он исходит от Отца. Далее, Святая Соборная и Апостольская церковь снова "единая". Что понимается под этим единством, и означает ли это, что Дух Святой не един, в отличие от Отца, Сына, а также Церкви?


Причина в скудности учения о Святом Духе в символе вере( например Святой Дух , даже прямо не назван Богом , как например Сын или Отец - высказанно косвенно - что Святому Духу подобает честь равная Сыну и Отцу , но слов Бог не написано) подробно описал св.Григорий Богослов . тогда в Церкви в тот период было сильно на востоке ариане и чтобы разбить единый фрон ариан-полуариан -македонян шли на компромиссы с отдельными группами например на соглашениями с айранами против македонян или наоборот и уступали одним , за поддержку при редактирование символа веры на соборе, например уступка Македонянам , что не говорят подробно о Святом Духе, но Македоняне поддерживают ортодоксов против Ариан в учении о Сыне итп итд

Вот часть письма

"..... «Я теперь, – говорил он, – с Собора, который был у мученика Евпсихия; и он свидетель, что это действительно так. Там слышал я, как великий Василий богословствовал об Отце и Сыне превосходно и весьма совершенно, и так, как нелепее было бы сказать любому другому; а в учении о Духе уклонился от прямого пути». И к этому присовокупил он одно сравнение, сравнив тебя с реками, которые обходят камни и вырывают песок. «А ты вот, чудный, – сказал он, смотря на меня, – очень уже ясно богохульствуешь о Духе» (и при этом напомнил он одно мое выражение, когда, богословствуя при многолюдном собрании, потом завершил я речь о Духе этими, часто повторяемыми, словами: «Доколе нам скрывать светильник под спудом?»), но он не ясно высказывает мысль, как бы набрасывает тень на учение, не осмеливается выговорить истину, накидывая нам в уши выражения, приличные более человеку изворотливому, нежели благочестивому, и прикрывая двоедушие силой слова. «Это потому, – говорил я, – что я стою не на виду, многим ненавистен; иные почти и не знают, что мной бывает сказано, и даже говорю ли я, поэтому и любомудрствую безопасно. О нем же много речей, как о человеке, который известен и сам по себе, и по Церкви. Все сказанное им становится общеизвестным. Около него жестокая битва; еретики стараются ловить каждое голое речение из уст самого Василия, чтобы после того как все уже вокруг захвачено, и этот муж, почти единственная оставшаяся у нас искра истины и жизненная сила, мог быть изгнан из Церкви, и чтобы зло укоренилось в городе и из этой Церкви, как из какой-то засады, разливалось по всей вселенной. Поэтому нам лучше быть бережливыми в истине, несколько уступив времени, которое омрачило нас, подобно облаку, нежели ясной проповедью привести истину в упадок. Ибо о том, что Дух есть Бог, нет нам вреда знать и из других речений, приводящих к тому же заключению, потому что истина заключается не столько в звуке, сколько в мысли. Но Церкви будет нанесен великий урон, если с одним человеком изгнана будет истина». Такой бережливости не одобрили присутствовавшие, называя ее неблаговременной и даже насмешкой над ними; возопили же на нас, что ограждаем более робость свою, нежели учение Церкви. Ибо гораздо лучше, стоя за истину, охранять свое, нежели такой бережливостью приводить его в бессилие, и чужого не принимать. Но пересказывать теперь во всех подробностях то, что говорил, и что слышал я, и как сверх меры и собственного своего обыкновения изъявлял свое негодование противоречившим, было бы долго, а может быть, и не нужно."

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/pisma/#sel=370:367,370:766
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Здравствуйте, уважаемые отцы и братья/сёстры. Окидывая взглядом Символ веры, задался вопросом. Бог Отец Вседержитель, как и Господь Иисус Христос называются "едиными", про Святого Духа написано лишь то, что Он исходит от Отца. Далее, Святая Соборная и Апостольская церковь снова "единая". Что понимается под этим единством, и означает ли это, что Дух Святой не един, в отличие от Отца, Сына, а также Церкви?
Бог един, одна сущность (общее понятие), природа, естество. Символ веры подразумевает не двух Богов, а одного. На остальное есть анафемы 1 и 2 ВС (подразумевающим Сына инаковым по сущности (природе, естеству) Отцу и Духа, инаковым Отцу и Сыну по сущности (природе, естеству)), и целые своды цитат о единстве трёх.
 
Православный христианин
1) Бог Отец Вседержитель, как и Господь Иисус Христос называются "едиными", про Святого Духа написано лишь то, что Он исходит от Отца.
2) Далее, Святая Соборная и Апостольская церковь снова "единая".
3) Что понимается под этим единством, и означает ли это, что Дух Святой не един, в отличие от Отца, Сына, а также Церкви?
1) По-славянски "един" означает "один". Веруем в одного Бога Отца. И в одного Господа Иисуса Христа.
2) Церковь --- одна, святая, соборная и апостольская.
3) Бог один, значит и Дух, который от Него исходит тоже один.
 
католик
понимание Троицы

Богословский термин Троица отражает христианское учение, является вопросом веры и берется на веру. Сын рождается, Дух исходит, троичное единство ипостасей, это догма утвержденная Церковью, что есть символ веры.
Пытаясь достичь понимания догматов, мы должны быть твердо убеждены, что таковы не подлежат любому изменению или сомнению, потому как суть исходящие от Духа Святого. Сомневаться в истинности Церковного вероучения, тем самым подвергать сомнению свое же в Церкви членство, свою причастность к телу Христову. Однако мы так же понимаем, что эти вопросы в свое время (да и сейчас) скрупулезно изучались и обсуждались такими же людьми, как и мы с вами. Людьми объединенными благой целью, Кто Есть Христос Сын Бога Живого. Любовь же к Господу и безграничная преданность Слову Его проницает умы и открывает сердца для дыхания Духа Христова.
А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.(1Кор. 2:10)

Святитель Василий Великий говорит:
не замыкай Бога в свои телесные представления; не ограничивай Его мерой своего ума. Он неограничен в Своем могуществе. Подумай о чем-нибудь великом, прибавь к этому большее по сравнению с тем, о чем ты подумал, а к этому — еще более великое и убедись, что в своих рассуждениях (мудрствованиях) ты никогда не достигнешь того, что бесконечно. Не пытайся представить. Его внешние очертания (αχημα) — Бог познается в могуществе, природа Его проста, величие неизмеримо. Он присутствует везде и над всем избыточествует; Он неосязаем, невидим. Он — то, что ускользает от восприятия твоего разума; Он не ограничен величиной, не имеет (досл.: не охвачен) внешних очертаний, не соразмерен никакой силе, не связан временем, не заключен ни в какие границы. К Богу не приложимо то, что приложимо к нам.

Живя в современном мире, мы многое узнаем о Вселенной. Ученые определяют ее возраст, размеры, ее массу. Вселенная неимоверно огромная, но все же измеримая и в принципе, мы можем представлять еще что то гораздо большее в размерах и за возрастом, математически соотнося все это в цифрах, с нулями и периодами. Однако достичь таким образом понимания величия Бога не возможно. Невозможно понимать то, что за пределами понимания. Разум мысли, рассуждения не способны объять Бога, потому как Бог и есть творец всего этого. Но может и не творить, при этом становясь немыслим (вне мыслей Им же сотворенных) и оставаясь в том же непостижимом величии. Поэтому, для начала должно принять своим разумом саму невозможность постижения истоков Бога. Того Кто выходит за пределы разума и мыслей.

Бог Сам предоставляет возможность познать Себя в своем же творении и вместе с творением появляется и его понимание. Бог творит для Себя и все сотворенное должно узнавать Его и Ему служить. Рассуждая и узнавая самого себя, землю и вселенную, тем самым познаем Бога.

Троичность Бога не есть нечто внешне определяемое, это символ вселенной, видимой и невидимой, созданной Отцом и Сыном и Духом Святым. Должно быть Слово и должен быть Дух для осязания Отцом сотворенного. Все наши чувства и ощущения мы передаем словами, хотя чувства это чувства, а слова это слова, а вместе суть полнота. Не владеющие словом, лишены духа и таковы, будучи сотворены, сами безучастны в творении. Отвергающие духовное - ущербны и в слове.

Может ли Бог быть, скажем четверицей или что то в этом роде. Может, в том плане, что Он всемогущ, однако осознания такого бога с позиции веры не существует, поскольку сама вера в Бога приводит к Его осознанию. Слово Божье, Кому верим безоговорочно и беспрекословно, приводит нас к пониманию ТриЕдиной сущности.

Возвращаясь к вопросу Божьего всемогущества, мы понимаем, что Бог может все и делает то, что считает нужным. Не может Бог, это в нашем понимании, - изменять самому себе. Поскольку бог, который обманывает, не может заслуживать доверия к себе, и собственно таков уже не наш Бог.

Поэтому, хоть Бог и не обязан творить, однако нЕтворцом мы Его представлять не можем, как и бездейственной не творящей Троицы, в понимании верующего человека, существовать не может. Хотя в своей немыслимости и непостижимости Бог конечно таковым может и не быть.

Пытаться представить себе картину мироздания - представить себя в роли творца. Очевидно для того, что бы что то сотворить сначала нужен сам замысел (воля). Реализация же замысла состоит из выраженных чувств, облаченных в символы. Музыкант, художник, писатель выражают чувства своей души в гармоничном сочетанием материальных символов, воспроизводимых и различаемых в телесном представлении. Потому как весь этот мир мы воспринимаем посредством нашего зрения, слуха, обоняния, осязания и на вкус. В то же время само материальное воспроизведение (музыка, холст, кулинарное произведение ..) не может быть гармоничным без вложенной в него души. И получается, что все сотворенное имеет в себе духовное проистекание, так же как и все духовное обретает смысл в телесном облачении.

Человек чувствует душой, а излагает свои мысли посредством слова. Словами принято выражать буквально все и душевные ощущения, и мысленные умозаключения. В любом случае в этом внешнем мире это единый способ коммуникации души и разума. Насколько он эффективный, трудно сказать .. Иногда слов не хватает, а иногда, будучи услышанными, слова остаются не понимаемы, очевидно, что без духовного родства общение словесное не есть полным. К тому же разный уровень духовный предполагает иное словесное общение.
.. что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. (2Кор. 12:4)
Собственно, как и наоборот, отвергаемо слово праведное в разбойничьем вертепе.
у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат; потому что они — мятежный дом. (Иез. 12:2).

Почему сотворение мира приобщено именно к Слову Божьему. Потому что иначе нельзя воспринимать этот мир как только посредством символов. Все наши ощущения должны иметь свое обозначение, название и тогда воспринимаемое нами становится реальными. Без обозначения предмета не существует реакции на него. Не возможно отреагировать на что то извне, не имея его определения. Мы видим что то или думаем про что то и называем про себя это что то. Без названия - ничего внешнего не существует, по сути реакции не существует. Не возможно отреагировать на то, что не имеет отголоска в душе ..
Этот отголосок и есть СЛОВО, обозначающее мир и несомненно это слово, обозначающее что то внешнее сотворенное не появляется само по себе, как утверждают материалисты, но имеет свой духовный исток. То же самое как и проявление чего либо духовного должно быть символически обозначено. Ибо без проЯвления его не существует. Оно заперто.

Понимание Троицы это понимание мироздания. Понимание личности и предмета, понимание духовной сущности всего сотворенного. путем его определения. Творение предполагает появление чего то нового и это новое должно иметь название. Поэтому любое движение суть телесно и должно быть как то обозначено. Обозначение двигаемого и есть показателем творения, потому как Один лишь Бог не сотворен и нерушим, и Он чистый дух. Все остальное имеет свое начало и поэтому состоит в движении. Сам же Бог волеизъявляет, приводя в движение небытие и движущим фактором в этом движении становятся Его Дух и Слово Его. Одухотворенное Слово живо и цельно, рождаясь от Бога Оно осветляет мир, принося в него жизнь.
 
Сверху