Сердце люботрудное и выгорание чувств..

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Отец Сергий, здравствуйте!

На вопрос Руслана Вы ответили (это и про меня тоже):
«болезненная чувствительность» c глубоким эмоциональным откликом, в действительности может быть весьма далека от той сострадательной любви, которая основана на примере самого Господа. Святые Отцы Православной Церкви однозначно предостерегают от излишней чувственности, отмечая, что тогда ум приобретает несвойственные ему черты в отношении к внешним чувствам и фантазии и теряет свое «умное (духовное) чувство», отрешаясь от реальности и попадая в сеть иллюзий. В таком прельщенном состоянии может быть достигнута предельная крайность, когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым у другого, не просто постигая эмоциональное состояние человека, но глубоко погружаясь в мир его чувств - "сопереживание", которое еще называется «аффективной или эмоциональной эмпатией». Прельщенный ум обнаруживает, по Максиму Исповеднику, «проспатию», то есть склонность к чувствам, Такой экзальтированный эмпатический ум «не может соединяться с Богом» (свт.Григорий Палама).

Попробую сформулировать свой вопрос. Я с детства отличалась жалостливостью, чувствительностью. С годами прибавились чувство вины и повышенная эмоциональность. Эмоции часто идут вразнос и я от этого очень устаю и теряю всякую работоспособнсть. Познакомившись с аскетикой, стала без смущения придерживать свои эмоции, то есть перестала считать нужным им подчинятся. Часто мои действия направлены только лишь на их усмирение, потому что рассудок полностью заглушен. Например, не слушать себя, не думать, тупо писать план дел до мельчайших деталей и методично их выполнять. Помогает. А вот с молитвой здесь сложнее, потому что короткие молитовки моментально становятся истерической мантрой. Лучше отдельные псалмы и строго по книге, но весь день у книги не просидишь.

В части сопереживания я также как и Руслан встраивалась в эмоции другого человека. Тоже отмела этот способ. Кроме того, любую информацию, направленную на вызывание жалости, воспринимаю как вирусную. Она отличается, эта информация. Есть объективная. А есть подгруженная эмоциональным зарядом. Дело кончилось тем, что я, в частности, отписалась от благотворительных сообществ. Всем помочь я не могу, а истории душераздирательные, одна больше другой. И либо я их просто пролистываю, либо душераздираюсь. Да и напрягать стала клиповость серьезной информации (можно ведь зайти целенаправлено с целью помочь). Равно как и отписалась от страниц, постящих благочестивые мотиваторы. Тоже из-за клиповости.
В какой-то момент почувствовала, что молиться за многих мне не по силам и сократила список до самого близкого круга. Полностью помяник прочитываю только во время Часов в храме, и то не всегда.

Запретив себе эмоции, я обнаружила в себе холодную безжалостность и равнодушие.

Не разрешала я себе эмоции и в молитве. Они подступают, а я им: "вас тут не стояло". И дальше. И, получается, работал только разум и то, когда удавалось его удержать. Хорошо если во всем правиле на нескольких строчках.

А в последнее время стала все больше замечать то, что пишут или говорят про сердце. Вот Паисий Святогорец все время говорит про сердце люботрудное. Иоанн Кронштадтский приходил домой больным, столкнувшись с многочисленными бедами и горем людей. Если бы сердце у него не работало, то что бы у него болело? А у меня не болит, я свое сердце закрыла от эмоциональных всплесков. И от всего остального закрыла?

Тут оказалось, что сердце свое можно включить: "а сейчас мы будем испытывать сострадание", "а сейчас помолимся с участием сердца". Ну то есть обратиться в молитве тем, что находится в груди, а не только в голове. Вполне себе волевым усилием. Но что-то мне сдается, что настоящее нельзя включить или выключить. Оно либо есть, либо нет. И я опять даю дорогу этой самой проспатии.

Что же такое сердце люботрудное?

ПС. Простите за столь невнятное изложение :)
 
Привыкнув к боли душевной, есть опасность стать бессердечным. Подобное состояние эмоционального опустошения нередко встречается, если человек регулярно и продолжительно общается с различными людьми, где требуется душевное сопереживание или возложена большая ответственность. Тогда в ответ на травмирующие переживания подсознательно срабатывает особый механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения ответных эмоций. Именно поэтому чаще всего эмоциональное выгорание наблюдается в среде врачей, соцработников, педагогов, руководителей, а иногда даже и священнослужителей. Опасность истощения душевной отзывчивости в том, что ее нарастание может повлечь за собой глубокие личностные изменения в сфере общения с людьми – человек как бы превращается в «робота». Противостоять такой деформации личности труднее всего людям от природы склонным к сочувствию, идеалистическому отношению к жизни, романтикам-мечтателям, увлеченными навязчивыми идеями.

Без эмоций жить нельзя – они побуждают нас осваивать этот мир, лежат в основе нашего интереса к нему. Они связывают между собой наши чувства, опыт и знания. Факты, знания, не получающие эмоциональной окраски, не задерживаются у нас в памяти, происходящее вокруг не воспринимается нами полноценно без связки чувств и знаний эмоциями — без чуткости. Однако у эмоций есть и оборотная сторона. В человеческой жизни порой происходит такое, что нарушает наше мировосприятие, и об этом нам в первую очередь говорят эмоции. Тогда разум всеми силами пытается сохранить свою сложившуюся картину мира, являющуюся генератором положительных эмоций, но в результате внутреннего конфликта часто теряется чуткость и способность адекватно мыслить. Да, эмоции пробуждают разум, но могут его и уничтожить. Поэтому с эмоциями надо работать так, чтобы беречь свою чуткость, душевную отзывчивость, развивать и закалять ее... И лучше бы до того, как мы встретимся в жизни с тем негативом, от которого они могут зашкалить. А это значит, что нам надо не бояться пережить в себе весь спектр эмоциональных препятствий, которые испытывали люди веками, представить их и осознать... Духовная история человечества, запечатленная в памятниках религии и культуры, тренирует нас подходить в своем воображении к тому эмоциональному пределу, который отделяет жизнь и смерть, прекрасное и ужасное, и помогает нам сделать свой духовный выбор. Конечно, самый простой путь — принять одну сторону внутреннего конфликта, как это делаете вы, дорогая Жанна, но это не совсем тот моральный выбор, который сохраняет чуткость. Да и простой он только отказом от дальнейшей работы над собой - тем, что вы слепнете и глохните, и понимаете, что перед вами пропасть, лишь сорвавшись в нее. Конфликт разума и эмоций можно разрешить, приходя к миру с самим собой. Надо просто смотреть на все шире, занять позицию в сердцевине разума и чувств. Картина божественного построения мира, его осмысленность и целесообразность, смысл возникновения человека - это может вдохновлять в человеке «люботрудное сердце», раскрывать новые грани эмоций, вести его к особой духовной чуткости, которая и называется верой:

Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

(Самуил Маршак)​
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Спасибо, отец Сергий. Показали территорию для освоения уму, сердцу и эмоциям :)
 
Сверху