РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПАРЕМИИ КАК СВЯЗЬ ВРЕМЕН И ЗАВЕТОВ

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Москва
Православный христианин
YLtIMzGG55I.jpg


Прот. Олег Стеняев

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПАРЕМИИ КАК СВЯЗЬ ВРЕМЕН И ЗАВЕТОВ

%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA.jpg

Древнейший список - Григоровичев Паремийник - датируется XII-XIII вв.

Пареми́я (греч. παροιμία — сказание) — элемент богослужения. В богослужебной практике — фрагмент из книг Ветхого Завета, который торжественно прочитывается за богослужебными чинопоследованиями в традициях Православной и Католической Церквей.
Паремии, как правило, содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается. Богослужебная книга, в которой собраны паремии, в православии носит название «Паримейник», иначе: «Паримийник».
Возможно, что существует историческая связь между чтением паремий и чтениями синагогальных гафтара́ (ивр. ‏הַפְטָרָה‏‎) — отрывков из книг Пророков, завершающих публичное прочтение недельной главы Торы (Пятикнижия) в субботние и другие праздничные дни, включая торжественные службы постных дней. Таким образом провозглашалось единство ветхозаветного откровения в его разных частях (то, что мы теперь называем «параллельные тексты Библии»).

1002044910.jpg


Чтение паремий в христианской традиции может восходить к самым древним временам, когда верующие собирались на всенощные богослужения, завершавшиеся совершением Литургии. Большая часть этих ночных бдений и заключалась в чтении библейских текстов: читались ветхозаветные Писания, а народ, сидя, слушал эти сказания (παροιμία). Книги в то время достаточно дорого стоили, и не всякая семья могла себе позволить их покупку, что и восполнялось публичными чтениями за богослужениями.
С другой стороны, чтением ветхозаветных паремий провозглашалось единство христианской Библии — книг Ветхого и Нового Заветов. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39); «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27). Вот это словосочетание — «во всем Писании» — подчеркивало единство доминирующей темы всего библейского откровения, темы свидетельства о Господе Христе Иисусе. И если вспомнить, что Библией апостолов и первых христиан по преимуществу был Ветхий Завет (Деян. 15:21), тогда становится более понятным присутствие за богослужением текстов из ветхозаветных книг.
Новозаветные тексты значительный период времени собирались в единый свод (κανών). В лучшем случае, христиане Палестины могли иметь Евангелие от Матфея и послания Петра и Иакова (то, что непосредственно и было адресовано им). Подобно им, и христиане Рима могли иметь лишь Евангелие от Марка (по преданию, свидетельства о Христе апостола Петра, записанные Марком в Риме) и Послание к Римлянам апостола Павла и т.д.

1446485858_antiochcongregation.jpg


Тайные собрания первых христиан

Теперь, в преддверии Рождества Христова, попробуем рассмотреть особенности рождественских паремий.
В навечерие Рождества Христова на первой паремии читается отрывок из 1-й главы Книги Бытия, с 1-го по 13-й стихи, где описываются событии первых трех дней творения. Этот текст открывается словами: «В начале сотворил Бог…» С чем это могло быть связано?
В понимании древних христиан это вступление можно рассматривать как Первоевангелие.
«Что есть начало всего, если не Господь наш и Спаситель всех (1Тим. 4:10) Иисус Христос, рожденный прежде всякой твари (Кол. 1:15)? Итак, в этом Начале, то есть в Своем Слове, сотворил Бог небо и землю. Так же и евангелист Иоанн говорит в первых стихах своего Евангелия: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть” (Ин. 1:1-3)» (Ориген, Гомилии на Книгу Бытия 1.1).
С другой стороны, во Христе весь мир, павший в Адаме, как бы творится заново. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор. 5:17). То есть с Рождеством Христовым мы наблюдаем как бы начало нового дня и нового мира — Церкви Нового Завета! «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось (то есть при сотворении первого мира. — О.С.). Оно обновляется каждое утро (при совершении Литургии. — О.С.); велика верность Твоя!» (Плач 3:22-23).
Следующая паремия в навечерие Рождества Христова — это чтение из 24-й главы Книги Чисел. Здесь рассказывается о таинственном языческом пророке Валааме, современнике Боговидца Моисея, который созерцает, проницая время и пространство, Вифлеемскую звезду: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля…» (Числ. 24:17).
Указание на «жезл от Израиля» здесь перекликается с пророчеством о Христе самого Иакова (Израиля): «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10). То есть Христос как новый Царь над наследием Иакова рождается в то время, когда скипетр (жезл) — этот символ царской власти был отнят от царственного дома патриарха Иуды, и над иудеями оказался правитель, царь, который не принадлежал к царственному дому иудеев и не был даже евреем, — это Ирод I Великий, идумеянин по происхождению, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи.
В пророчестве Иакова также указывается на то, что Христос рождается в этот мир тогда, когда судебная власть, право выносить приговоры, будет отнята от иудеев («отойдет… и законодатель от чресл его»), что и исполнилось во дни земной жизни Христа Спасителя. Позже, когда иудеи вынесут смертный приговор Христу, им потребуется для его узаконения отправиться к прокуратору Понтию Пилату.
С другой стороны, нельзя не заметить, что созерцание языческим пророком Валаамом Вифлеемской звезды пророчески указывает нам на трех языческих волхвов, приведенных светом этой же звезды к месту Рождества Христова в Вифлеемской пещере: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1-2).
Следующая паремия указывает на пророчество Михея, который предсказал о Христе: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Словосочетание «происхождение из начала, от дней вечных» говорит о Божественном происхождении Христа, Который Сам изрек о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8); и еще: «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8:25).
После пророчества из Книги Михея нам предлагается паремия, содержащая в себе пророчество о Христе из Книги пророка Исаии (11-я глава). В частности, мы здесь находим следующие слова: «И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:5-9). По поводу этого мессианского (не только для христиан, но и для иудеев) текста идет дискуссия в течение столетий. Неужели во Христе мир дикой природы примирился и с человеческим родом, и внутри себя? Разве не наблюдаем мы в мире совершенно обратное?
Отвечая на это недоумение, Блаженный Иероним писал: «Следует заметить и то, что не ягненок и козленок будут жить и лежать с барсом и волком, а волк и барс будут подражать невинности ягненка и козленка. И лев, прежде животное самое свирепое, и ягненок, и теленок будут жить вместе. Это мы постоянно видим в Церкви — что богатые и бедные живут вместе и управляются в Церкви малыми детьми, под коими мы разумеем апостолов и мужей апостольских, невежд словом, но не разумом. Когда они будут соединены между собою учением Господа, так что будут объединены и семейства их, тогда исполнится то, что детеныши их будут лежать вместе. И лев будет есть не мясо, а солому, то есть будет питаться простой пищей. И здесь нужно заметить, что не вол будет есть мясо, а лев будет есть солому.
Я полагаю, что в Священном Писании под соломой понимаются простые слова, а под пшеницею и внутренним зерном — смысл, находимый в букве. И часто случается, что люди века, не зная таинственного, питаются простым чтением Писаний. И дитя — младенчествующий (то есть простотой побеждающий. — О.С.) злобою — кладет руку в нору аспида — из одержимых демонами тел человеческих изгоняет демонов. Отнятый же от груди не питается молоком детства, а употребляет уже твердую пищу. Он кладет руку на пещеру василиска, то есть на жилище самого сатаны и извлекает его оттуда. Поэтому и апостолам дана власть “наступать на змей и скорпионов и на всякую силу вражию” (Лк. 10:19), и прежде ядовитые животные не будут причинять вреда и смерти тем, кто будет обитать в святой горе Божией, означающей Церковь, горе, о которой в Евангелии говорится: “Не может укрыться город, стоящий на верху горы” (Мф. 5:14). (Иероним Стридонский, Комментарии на пророка Исаию).
Следующая паремия содержит в себе пророчество Иеремии из Книги пророчества Варуха. Здесь содержится удивительное пророчество именно о Боге, Который, явившись на земле, начинает обитать «и обращаться между людьми»: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36-38). Как сильно эти слова, перекликаются со следующим свидетельством о Христе: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16).
Следующая паремия являет нам удивительное пророчество из Книги пророка Даниила о Христе и Его Церкви: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2:34-35).
Здесь говорится и о нерукосечном Рождестве Христовом («оторвался от горы без содействия рук»); о повсеместном прекращении идолопоклонства с распространением веры Христовой («камень… ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их»); и о повсеместном распространении Христовой Церкви («камень… сделался великою горою и наполнил всю землю»).
Две последующие паремии возвращают нас к пророчествам Исаии: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6). Это пророчество подчеркивает Божественное происхождение отроча млада и Превечного Бога. Названый младенцем («младенец родился нам»), называется и Превечным Богом («Бог крепкий, Отец вечности»).
Здесь вполне уместно озадачить себя вопросом: почему Превечный Бог является в этот мир как «отроча младо», беспомощный младенец, Которого Дева Мария «спеленала… и положила… в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7)?
Возможно, это связано с тем, что мы слишком взрослые в своей греховности, и пробить ее коросту нам более чем трудно. И только Бог, соделавшийся младенцем («отроча младо»), своим умалением (греч. κένωσις), может сокрушить и разрушить нашу взрослость во грехе, когда во дни Рождества Христова мы все начинаем чувствовать себя немного младенцами и детьми. «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя (то есть Дитя. — О.С.), тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:3-4).
Да испытаем же в эти Рождественские дни умаление (κένωσις) перед Умалившимся «нас ради человек, и нашего ради спасения».

articles_rohrofm_6b.jpg


Коптская икона: бегство в Египет

И последняя паремия в навечерие Рождества Христова, из Книги пророка Исаии, содержит в себе более чем известные слова: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева[1] во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). - На этом пророчестве мы более всего заострим наше внимание, обратившись к свидетельствам древних отцов и учителей Церкви.
Святитель Василий Великий, и писал: «Иудеи оспаривают издание Семидесяти (т. е. Септуагинту – О. С.), говоря, что в еврейском стоит не дева, а отроковица, между тем как отроковицей можно назвать цветущую возрастом, а не женщину неискусобрачную. Ответ им удобен и сам собой готов. Ежели знамение есть показание чего-либо чудного и отличного от общего обыкновения людей, то удивительно ли, чтобы одна из многих женщина, живущая с мужем, стала матерью отрока? И как бы рожденное от похоти плотския (ср.: 2 Пет. 2, 18) могло быть наименовано Еммануилом? Поэтому если даруемое есть знамение, то и рождение да будет необычайно. А если образ рождения Отрока обыкновенный, то не называй и знамением, не именуй и Еммануилом».
Святитель Иоанн Златоуст, согласно с Василием, учил: «Если бы это была не дева, то не было бы и знамения. Знамение должно выходить из общего порядка вещей, превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным, так чтобы каждый из видящих и слышащих замечал это. Потому оно называется знамением, что заключает в себе нечто знаменательное, а знаменательным оно не было бы, если бы не выходило из общего порядка вещей. Так и здесь - если бы шла речь о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно?»[2].

Sv.-Mariya-i-Elisaveta.jpg


Арабская икона: Встреча Девы Марии и праведной Елисаветы
(Христа и Его Предтечи)


Согласно и святитель Максим Туринский, в своих «Проповедях», писал: «Сам порядок Его рождения доказывает, что Он - истинно Господь. Дева зачала, не познав мужчину: Ее чрево наполнено без того, чтобы Ее коснулась какая-либо любовная ласка, и Ее непорочная материнская утроба приняла Дух Святой, Который носило в себе невинное тело и хранили его чистые члены. Созерцайте чудо Матери Господней! Она - Дева, когда зачала, Дева, когда рожала, Дева после рождения! Славная девственность и прекрасная плодовитость! Был рожден Тот, в Ком совершенство добродетели всего мира, и не было никакой скорби родовых мучений. Ее чрево освободилось, ребенок извлечен, но девственность все же не нарушена. Поистине, является подобающим то, что, когда Бог был рожден, ценность Ее целомудрия возросла и девственность не была нарушена появлением на свет Того, Кто пришел исцелить ущербное. И целомудрие тела не было повреждено Тем, через Которого в крещении была дана девственность нецеломудренным. Рожденный же ребенок положен в ясли, и они стали первой колыбелью Бога. И Правитель Неба, Чьим местом обитания было девственное чрево, не считает эту скудость недостойной. Ясно, что Мария - достойное место пребывания для Христа не из-за свойства Ее тела, но из-за благодати Ее девства».
Блаженный Августин, в трактате «О вере в вещи невидимые», писал: «Потому не следует вам сомневаться в том, что Дева рождает, если желаете вы веровать в то, что рождается Бог, не оставляющий управление миром и приходящий к людям во плоти, дарующий Матери плодовитость, но не лишающий ее девической чистоты». А в своем «Граде Божием», Августин, писал: «В доказательство Своей божественности Он совершил много чудес; о некоторых из них, насколько это представлялось достаточным для проповедания о Нем, повествует Евангельское писание. Первое из них то, что Он таким чудесным образом родился, а последнее - что со Своим, воскресшим из мертвых, телом вознесся на небо».
А Беда Достопочтенный, резонно уточняет в своих «Гомилиях на Евангелия»: «Имя Спасителя, С нами Бог, возвещенное нам пророком, обозначает и ту, и другую природу Его единого лица. Кто прежде веков был рожден от Отца, есть Сам Бог, в полноте времен, стал человеком во чреве Матери и удостоил воспринять в единство Своей ипостаси хрупкость нашей природы, когда Слово стало плотию и обитало в нас (Ин 1:14), то очевидно, удивительно, что Он начал быть тем, чем являемся мы, и не перестал быть Тем, Кем Он был до этого, так восприняв нашу природу, что не потерял то, Чем прежде был раньше». Такое рассуждение имели и многие другие отцы и учителя Церкви.
Мессианские пророчества Ветхого Завета все в целом заслуживают особого внимания (Ин. 5:39; Лк. 24:27).
Пророкам Божиим открывались тайны, связанные с жизнью грядущего в их дни Мессии (2Пет. 1:21). В момент этих прозрений они видели разные события, которые нашли свое исполнение во дни земной жизни Христа Спасителя. Таким образом Ветхий Завет приуготовлял еврейский народ к Пришествию Мессии. Апостол Павел писал: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу…» (Гал. 3:24)[3].
Итак, паремии, как мы установили, центральной темой имеют Господа Иисуса Христа, подтверждая истины вечного Евангелия: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» (Откр. 14:6).

d0cd06fbf42406881acb3376812e411a.jpg


Отроковица читает паремии в храме

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Некоторые мессианские пророчества подвергаются нападкам со стороны не христиан, желающих истолковать их в своем духе. Так, например, рассматриваемый нами текст из пророка Исаии (Ис. 7:14) подвергается пристальному филологическому анализу как со стороны христиан, так и со стороны представителей других религий. Так, например, в Интернете на сайте «Маханаим» размещена статья П. Полонского, озаглавленная «Евреи и христианство». В данной статье господин Полонский в частности уточняет по поводу христианского прочтения текста Ис. 7:14 в сравнении его с текстом Притч. 30:19: «Таким образом, из самого смысла отрывка однозначно следует, что слово “алма” означает не девственницу. Вот почему никак нельзя перевести слово “алма” у Исаии как “Дева”: это очевидная ошибка в понимании еврейского текста либо же подтасовка». Но в этой же статье Полонский вынужден признать: «Проблема, однако, в том, что ивритское слово “алма”, которое употребляет Исаия, однокоренное с ивритскими словами “элем” — “юноша”, “отрок” (см. Самуил I 17:56) и “алумим” — “юность” (см. Исаия 54:4; Псалмы 89:46)». Полонский предлагает слово «алма» перевести как «молодая женщина». Обозначим вопрос: насколько слово «алма» свидетельствует о юности представительницы женского пола? Из сравнения с другими текстами Ветхого Завета можно вычленить доминирующий, и я бы даже сказал единственный смысл, понимание этого слова («алма»). В Книге Бытия 24:43 это слово используется по отношению к Ревекке, будущей жене Исаака еще до ее встречи с ним. В 16-м стихе этой же главы Ревекке дается следующая характеристика: «девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх» (Быт. 24:16). В Книге Исход 2:8 это слово описывает сестру Моисея, Марьям, «которой тогда было девять лет и которая, конечно же, была девственницей» (Стерн Д. Комментарий к еврейскому Новому Завету. М.: «Силоам», 2004. С. 32.). Встречается слово «алма» и в Книге Песнь Песней: «От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя» (Песн. 1, 2). Известный иудейский комментатор Ветхого Завета РаШИ (‏רַשִׁ"י‏‎, акроним словосочетания «Рабейну Шломо Ицхаки»), стоявший отнюдь не на христианских позициях, так прокомментировал данный стих: «девицы (“аламот”) — девственницы. Потому что Он уподоблен юноше, к которому питает любовь Его возлюбленная. А в иносказании девицы — это народы». Здесь РаШИ проводит смысловую параллель между «элем» — «юноша» и «аламот» — «юницы» и настаивает на том, что «аламот» означает «бтулот» (девственницы). И действительно, в чем бы и заключалось знамение, если бы родила женщина? Знамение и заключается в том, что родила Дева. В еврейском языке в тексте Ис. 7:4 говорится буквально: «Итак, Сам Господь даст вам знамение»; так вот это слово «знамение» (на иврите — «от») означает чудесное событие, прямо проистекающее от Бога. В.Ф. Марцинковский в частности уточняет: «Слово “Дева” стоит и в сирийском переводе (Пешито, II в. по Р.Х.), и у Иеронима (Вульгата, IV в. по Р.Х.). Характерно, что и евреи, переводившие Библию с еврейского языка на греческий в Александрии, так называемые 70 толковников (авторы Септуагинты во втором веке до Р.Х.), передали еврейское слово “алма” посредством греческого слова “партэнос” — что значит “дева”». Использование Полонским текста из Притч. 30:19 совершенно неправомочно, так как здесь говорится не о сексуальном акте, но о соблазне его совершения: «пути мужчины к девице» (Притч. 30:19), но не на девице. Слишком аллегорическое прочтение данного отрывка свидетельствует о натянутости иудейского восприятия слова «алма», здесь и будет более уместно сказать: «Это очевидная ошибка в понимании еврейского текста — либо же подтасовка». Кстати, слово «бтулот», которое иудеи противопоставляют слову «алма», не всегда означает обязательно девушку. Тому подтверждение — Иоил. 1:18 и Втор. 22:19. Так что современные иудеи путают современный еврейский язык с ивритом библейских времен (Прот. Олег Стеняев, Беседы на Евангелие от Матфея. Рождество Христово).

[2] Иоанн Златоуст, Гомилии на пророка Исаию.

[3] Можно обратить внимание только на некоторые из пророческих предсказаний о Христе. Пророкам было открыто о грядущем Христе, что: Христос выйдет из Израиля (Числ. 24:17-19); Христос произойдет от Авраама, Исаака, Иакова (Быт. 12:3; 17,19; Числ. 24:17); Христос будет рожден во дни царя не из дома Иудина (Быт. 49:10-11); Христос будет рожден в Вифлееме (Мих. 5:2); Христос родится от Девы (Ис. 7:14); время Его Пришествия было точно определено (Дан. 9:25); Пришествие Христа было возвещено Предтечей (Ис. 40:3-5); Христос будет Богом, явленным во плоти (Ис. 9:6); Он проведет Свое детство в Египте (Ос. 11:1); Он будет страдать и совершит Искупление за грехи рода человеческого (Ис. 53:4-5); Он въедет в Иерусалим на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9:9); Ему подадут желчь и уксус в Его агонии (Пс. 68:22); ни одна из костей Его не переломится (Пс. 33:21); будут бросать жребий о Его одежде (Пс. 21:19); Он произнесет в смертной агонии определенные слова (Пс. 21:2); Он воскреснет из мертвых (Пс. 15:10); Христа предаст «друг» (Пс. 40:10); Он будет предан за тридцать сребреников (Зах. 11:12); Он будет обвинен лжесвидетелями (Пс. 34:11); на Него будут плевать и будут бить Его (Ис. 50:6); Его возненавидят без причины (Пс. 34:19); Его будут поносить и насмехаться над Ним (Пс. 21:7-8) и т.д. В Ветхом Завете содержится более трехсот пророчеств о Христе.
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху