Ростовщичество

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Мир Вам, отец Олег! И здоровья для благовествования!

Я никак не могу понять вот это место Писания:
«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-нибудь другого, что [можно] отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Второзаконие, 23:19).

Не понятно разрешение, если не повеление, давать в рост иноземцам. Какой-то двойной жестокий подход. Чем евреи всегда пользовались и пользуются до сих пор.

В связи с этим у меня 2 вопроса к Вам:
1. Это не искаженное и привнесенное позже дозволение?
2. Каковы толкования такого двойного стандарта, если это место не искажено? В чем справедливость такого подхода?
 
Москва
Православный христианин
Все предельно справедливо!
"Иноземец" (в данном контексте) - потенциальный враг, могущий напасть на страну евреев.
И если он просит в займы, ему не запрещается давать под проценты.
Читаем: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию"
(Деян.17:26). - Те которые выходят за "пределы их обитания", имеют статус "иноземцев".

"Закон запрещает еврею пользоваться процентами на капитал, данный в ссуду «брату», т. е. еврею же. Разрешалось взимать проценты только с иностранца, стоявшего вне сферы отношений теократической общины" (Православная Толковая Библия). - В нашем случае "иноземец" - человек не православной веры, чужой (потенциальный противник Христа и Его Церкви).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Как соотнести с этими местами Писания:

"Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской" (Исх. 22,21).

"Пришельца не обижай (и не притесняй его): вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской" (Исх., 23,9)
 
Москва
Православный христианин
Брат Сергей! 'Пришелец' (гер) а 'иноземец' (гой), это разные группы людей. 'Гер' уже присоединился к общине Израиля и он как брат. А иноземец потенциальный противник... Что здесь не понятно?
 
Православный христианин
Не понятно, почему христиане не могут давать в рост "гоям". Евреи давали и дают, а для христиан установлен абсолютный запрет.
Не понятен двойной подход. Заповеди: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй и т.д. имеют абсолютный характер и применимы ко всем: и к братьям по вере, и к гоям, и к герам.
И только применительно к ростовщичеству установлен двойной подход: своим не давай в рост, а чужим давай. Если в этом есть справедливость, то она должна быть абсолютной и таковой подход должен действовать и сегодня.

Именно исходя из вышеизложенного, вызывает сомнение подлинность текста. Нет, как я понимаю, и святоотеческих пояснений на сей счет.
 
Православный христианин
Отец Олег, на чем основано такое мнение? Российская империя - не образец. В ней по закону существовали и публичные дома.

1. Для клириков установлены прямые многочисленные канонические запреты ростовщичества.

2. Для мирян прямых канонических запретов нет, хотя согласно 5 правилу Карфагенского собора:
«Подобает удержавати похоть любостяжания, которую никто не усумнится нарещи материю всех зол: ... никому из клира отнюдь да не будет позволено брати рост от какой бы то ни было вещи... Что укоризненно в мирянах, то кольми паче достойно осуждения в принадлежащих к клиру».


но это не значит, что ростовщичество не запрещено.

"И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышняго; ибо Он благ и к неблагодарным и злым." (Лк. 6: 34-35)

Иоанн Златоуст:
«Ничего, ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле. В самом деле, ростовщик обогащается на счет чужих бедствий, несчастье другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердым, под видом человеколюбия роет яму глубже; помогая, теснит нищего; подавая руку, толкает его; по-видимому, вводит в пристань, а в то же время подвергает крушению, как бы направляя на скалы, утесы и подводные камни»

Василий Великий:
«Скажи мне: денег ли и прибыли ищешь ты у бедного? Если бы он мог обогатить тебя, то чего бы стал просить у дверей твоих?»
«Земледелец, получив колос, не ищет опять под корнем семени; а ты и плоды берешь, и не прощаешь того, с чего получаешь рост. Ты без земли сеешь; не сеяв, жнешь»


Григорий Нисский:
«И по Божественному Писанию, к числу возбраненных дел принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужого, чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора»


При этом нигде не встречается различие: христианин-не христианин, свой-чужой.
 
Москва
Православный христианин
Вы правы! Ростовщичество безусловно осуждается.
Но, прежде всего как явление описанное в Библии.
Полный запрет давать 'брату твоему', деньги в рост (Второй. 23:19). И отцы об этом и рассуждают. Но, нет запрета, давать 'иноземцу', который не брат нам.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Различие между 'своим' и 'чужим' в Писание присутствует и не только, на страницах ветхозаветных но и новозаветных.

Похоже тема исчерпала себя и мы начинаем бегать по кругу. Так как, не очень понятно о чем Вы спрашиваете... то-ли о не совпадение ветхозаветного текста с новозаветным (?). То-ли о каких-то 'библейских неточностях'?

Сказано: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2Тим.3:16).
- И в этом смысле, недопустимо одну часть Писания противопоставлять другой.
Бог Вам в помощь!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Отец Олег, прошу прощения, но вынужден выразить удивление Вашей позицией. Будем считать ее лишь Вашим частным мнением. Ростовщичество для христиан не допустимо ни в каком виде, это абсолютный безусловный запрет. Ни одна цитата Нового Завета и святых отцов не свидетельствует об обратном.

"Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего" (Лк. 6: 34-35)

Суть же моего вопроса была именно по ветхозаветному тексту и его толкованию. Что-то я узнал от Вас, за что благодарю.
 
Москва
Православный христианин
Рад что чем-то помог.
Но надо помнить, что заповеди даются не только для отдельно взятых людей, но и отдельно взятых стран.
Значит, страна и может выстраивать отношения с чужими, только к собственному благу.
Я только это и имел ввиду.

"Личного врага люби, врага Христа ненавидь, врага Отечества бей" (Свят. Филарет (Дроздов)). - "Бей" в том числе и процентным рублем!...

Мой материал о ростовщичестве (в частном случае), можете прочитать здесь: http://www.pravoslavie.ru/98878.html
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху