Роман Анны Борисовой "Там..."

Санкт-Петербург
Православный христианин
Недавно мне подарили роман «Там».
В одной из комнат аэропорта сидят несколько человек. Одна качает ребенка, другой пьет виски, одна женщина кофе, потому что у нее болит голова с перепоя. Они ждут своего рейса. Среди них террорист, с намерением взорвать самолет (когда он в него пройдет и самолет поднимется в воздух). Но тут его пугает собака охранника и он взрывает себя и всех сидящих в комнате ожидания.
С этого момента и начинается роман. Каждый оказывается в том месте которое представлял. Ваххабит в мусульманском раю, христианин в своем, негритянка в чистилище и т.д. Свой рай получает даже собака и младенец.
Что Вы думаете о книге, если читали ее и советуете ли читать?
С уважением.

И спасибо большое Вам за Ваше служение.
 
Дорогой Саша!

Да, я читал модный роман Анны Борисовой «Там». Сначала понравилось, но чем дальше, тем больше тревожных мыслей появлялось – все поворачивало «не туда», а когда закрыл, на душе осталось не совсем хорошее послевкусие.
Пересказывать книгу не буду. Выскажу несколько мыслей, которые будут понятны людям, читавшим роман. А не читавшим и сам роман, и мои комментарии читать не соверую.

Идея, а редкими местами и исполнение замечательны! Жалко, что автор так бездарно использовал возможность написать книгу о том, с чем встречается человек за порогом смерти.

Матрица навсегда?..

Идея романа мне лично не совсем осталась понятной. Так что такое наш мир? Что хотел сказать автор?
В момент смерти все куда-то попадают. Логично. Но почему все в разные места? Католичка в чистилище, православный на мытарства, наркоман в мир «глюков», младенец в школу для Ангелов?
Смерть – время окончания иллюзий. Это здесь все субъективно. А там – все как раз объективно. Время, когда все смотрели на реальность разными глазами, со смертью заканчивается. Все после смерти оказываются перед одной Реальностью, и для кого-то это может оказаться ох каким потрясением…

Последняя героиня романа, Анна, сама педагог ВУЗа, попадает в мир иной, и оказывается, что «тот» мир – огромное учебное заведение. И вот один из проектов этого потустороннего учебного завдения - моделирование миров. Этими проектами занимается «Факультет Замкнутых Самостоятельно Организующихся Систем», на студенческом жаргоне того мира - «Засос»
Наш мир, мир земной - один из проектов.

…Пусть так, пусть это идея романа, но почему об этом узнает она одна? Умерли все, а со смертью время иллюзий, как я уже сказал, должно закончиться, как закончилось оно для нее.
Но получается, что и со смертью иллюзии продолжаются – каждый попадает туда, на что рассчитывает. Почему же только одна из всех, Анна, узнает окончательную истину?

Или и ее посмертный опыт – тоже иллюзия, как у всех? И со смертью матрица продолжается?.. Тогда в чем вообще смысл романа, если у всех иллюзия, у всех придуманный ими самими мир? И здесь, и «там» - все обман?

Хотела сказать это автор или не хотела, у нее сказано это именно так. Матрица продолжается. Мир здесь и там - выдумка неких высокоорганизованных существ. Почему это очевидно? Да потому, что в случае с теми, кто рассчитывал на какое-то существование после смерти, – понятно. Они придумали, мысленно создали себе этот мир – они его и получили. Но как же с теми, кто ничего не придумывал? Кто не верил в загробную жизнь (Колыванов) или просто не мог в нее верить (собака, младенец)? Но и они куда-то попали. Значит, для них их потусторонний мир смоделировали…

По заслугам?..

Пусть выдумка, пусть иллюзия продолжается, но почему такая жестокая? Несправедливо жестокая?
Даже если загробная жизнь – виртуальная постановка, то, по-видимому, этот спектакль осуществлен жестокими существами.
Обратите внимание, что злодеи в романе получают «блаженный» для них мир (Колыванов становится чертом и присоединяется к своей компании), а добрые и порядочные (католичка Гражина) – унижение и муку.

«Не ищи логики и смысла там, где их нет», - сказала мне жена, когда мы с ней беседовали об этом романе.

А может быть, все, абсолютно все – иллюзия? И жизнь по сию сторону, и по ту? Не об этом ли последние слова романа: «…можно различить далекую планету, мерцающую тусклой голубизной. Но что на ней происходит и происходит ли что-нибудь вообще [выделено мною – К.П.], нам не видно».
Но зачем тогда двумя абзацами выше сказано про некую женщину, идущую с ребенком под сердцем? Так жизнь продолжается или нет никакой жизни, все – туман и морок? +
 
Сверху