Прощение

Здравствуйте, отец Константин.

Что Вы можете сказать по поводу следующего мнения:

"А все-таки: неужели нужно всех прощать? Всегда ли, во всех ли обстоятельствах? Многие считают, что так. Но давайте обратимся к первоисточнику христианства, к Евангелию. Что говорит о прощении Иисус Христос? «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему, и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лук.17:3,4). Семь раз — это много, тем более, что в другой раз Господь сказал: «не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мтф. 18:22), то есть, до бесконечности.
Но ведь речь идет не о безусловном прощении. Господь велит прощать, если согрешивший против нас покается, если «семь раз в день обратится, и скажет: каюсь…». Согласитесь, это достаточно серьезная оговорка. Всегда ли мы слышим это «каюсь» от тех, кого не можем простить? И если нет с их стороны никакого раскаяния, никакого желания измениться, и, тем более, если они продолжают делать то, за что мы тщетно пытаемся их простить, то есть ли необходимость их прощать? В приведенных выше словах Спасителя этого требования не находим. А как быть?
Господь в другом месте говорит, что нужно попытаться объясниться с таким человеком, показать его неправоту, «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. (Матф.18:16,17). Сказать в те времена иудею «да будет он тебе, как язычник и мытарь», означало то же, что современному человеку сказать: «Можешь с этим человеком прекратить всякое общение». Иногда так и надо поступать, и никакого греха в этом не будет."
 
Дорогая Светлана. Вы задали очень мудрый вопрос.
Если человек кается, мы должны простить. Впрочем, и тут нужно различать истинное покаяние и лукавство, когда человек бормочет: прости, прости, а на самом деле изменяться и не думает.
Я бы еще акцентировал Ваше внимание на том, что речь идет о брате, то есть члене христианской общины, а не о члене нашей семьи. А это совершенно разные вещи. Если, скажем, муж в один, в другой, в третий раз изменил Вам и когда это раскрывалось, все умолял: прости, прости, то вполне возможно дать ему один шанс, но не прощать до бесконечности.

Если же человек не кается, то мы должны его простить в сердце (ибо затаенная обида, или злоба, как заноза, губит прежде всего нас), но отстраниться от него. Зачем сближаться с человеком, открывать ему душу, если туда с вероятностью плюнут.
 
Сверху