Проблема с чтением канонов/молитв

Православный христианин
Здравствуйте. У меня чтение канонов занимает очень много времени, поэтому мне тяжело готовиться к Причастию.
1. Когда я готовлюсь к Причастию, у меня появляется стремление вычитать всё максимально тщательно, так как появляется страх, что молитва будет не принята и помыслы о непростительном грехе из-за этого (конечно, это неправда, но эти мысли очень сильно давят). А также хульные мысли, из-за которых появляется решение перечитать часть тропаря/молитвы.
2. Также бывает, когда я, как мне кажется, внимательно прочитал тропарь/молитву, появляется ощущение, что прочитал невнимательно, либо если немного быстро прочитал, кажется, что я прочитал слишком быстро и молитва не будет принята, и мне нужно прочитать медленнее и внимательнее.
Что мне с этим делать и как с этим справиться?
 
Helmond (Нидерланды)
Православный христианин
Если вы сознаёте что любите и чтите Бога, то не беспокойтесь из-за несовершенства вашего чтения молитв. Читайте как можете. Озвученные вами мысли явно от бесов с целью довести вас до уныния чтобы вы вообще бросили молиться и ходить в церковь как недостойный.

Я помню как я сам себя отлучил от причастия за рукоблудие, с которым я никак не мог покончить. Полгода не причащался. Но вот только такое супер-смирение не принесло мне духовного блага. Мне не стало лучше и Господь не вознаградил меня избавлением от моей страсти. Наоборот мне стало хуже. Это было давно, когда я ходил в одну русскую церковь в Гронингене. Но тут ещё сказалось то, что я начитался религиозной литературы из традиции русской церкви, где некие старцы советовали причащаться раз в месяц, в то время как я в душе хотел причащаться каждую неделю. И меня очень смущали все эти правила о обязательной исповеди (что подталкивает к совершению греха, чтобы было что исповедовать), вычитывании каких-то канонов и акафистов, строгой веганской диете и чтобы ни малейшей капли не принимать в воскресенье после 00:00. Я уважаю тех, кто так хочет жить, но если я буду всё это досконально соблюдать, то для меня это будет чистый фарисеизм. Но да благословит Господь священника той церкви, ибо он мне ничего не навязывал, всегда допускал к причастию без предварительного допроса, хотя он и не помог мне найти выход в моей проблеме.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
А также хульные мысли, из-за которых появляется решение перечитать часть тропаря/молитвы.
Это обычное дело. Думаю у каждого второго такое бывает. Бесы. Их воротит от вашей молитвы, вот и внушают хульные мысли. Просто не обращайте внимания и сосредотачивайтесь на словах молитвы.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
У меня чтение канонов занимает очень много времени,
У меня три Канона и Акафист занимают около часа. Я читаю достаточно быстро, нараспев, как в храме.
Последование ко Святому Причащению занимает 35 минут.

Если Вы читаете медленно (пока - это ведь вопрос практики!), поговорите с батюшкой, попросите его благословить вам вычитывать все положенное не за один раз, а за несколько раз, начиная с пятницы.

Тогда Вы сможете прочесть, например, два канона после утренних молитв, третий канон и акафист (который, кстати, не является обязательным, как сказал мне наш батюшка), а в субботу и утром в воскресенье - Последование.

Мне кажется, так будет проще готовиться.
 
Православный христианин
У меня три Канона и Акафист занимают около часа. Я читаю достаточно быстро, нараспев, как в храме.
Последование ко Святому Причащению занимает 35 минут.

Если Вы читаете медленно (пока - это ведь вопрос практики!), поговорите с батюшкой, попросите его благословить вам вычитывать все положенное не за один раз, а за несколько раз, начиная с пятницы.

Тогда Вы сможете прочесть, например, два канона после утренних молитв, третий канон и акафист (который, кстати, не является обязательным, как сказал мне наш батюшка), а в субботу и утром в воскресенье - Последование.

Мне кажется, так будет проще готовиться.
У меня три Канона и Акафист занимают около часа. Я читаю достаточно быстро, нараспев, как в храме.
Последование ко Святому Причащению занимает 35 минут.

Если Вы читаете медленно (пока - это ведь вопрос практики!), поговорите с батюшкой, попросите его благословить вам вычитывать все положенное не за один раз, а за несколько раз, начиная с пятницы.

Тогда Вы сможете прочесть, например, два канона после утренних молитв, третий канон и акафист (который, кстати, не является обязательным, как сказал мне наш батюшка), а в субботу и утром в воскресенье - Последование.

Мне кажется, так будет проще готовиться.
А чтение канонов не должно быть прямо чувствительным?
В предыдущие разы я читал Каноны, пытаясь выдавить из себя чувства покаяния, моления, и я очень уставал.
Я решил попробовать прочитать некоторые тропари более спокойно, придавая чувствам меньшее внимание, а больше — внимательности в молитве, и тропари так читаются куда проще. Правильно ли читать Каноны с меньшим выражением чувств, например, в тропарях покаянного канона иметь только покаянный настрой внутри, но не давя на чувства?
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
А чтение канонов не должно быть прямо чувствительным?
В предыдущие разы я читал Каноны, пытаясь выдавить из себя чувства покаяния, моления, и я очень уставал.
Я решил попробовать прочитать некоторые тропари более спокойно, придавая чувствам меньшее внимание, а больше — внимательности в молитве, и тропари так читаются куда проще. Правильно ли читать Каноны с меньшим выражением чувств, например, в тропарях покаянного канона иметь только покаянный настрой внутри, но не давя на чувства?
Брат, если бы мы всегда перечитывали молитвы, во время которых мы рассеиваемся умом, во время церковных служб, мы бы безконечно читали Часы, и до Литургии не добрались бы.

Очень хорошо, когда удаётся молиться не рассеянно. Хотя лично я редко когда могу сохранить концентрацию на смысле текста на протяжении всего Правила, или Часа, или Канона. Кстати, когда читаю Канон на службе в Храме, это удаётся намного лучше, а дома - хуже.
За других людей - не скажу, но, судя по количеству вопросов о том, как стяжать внимательную молитву на разных форумах и встречах со священниками, я - не одинок.

Так что же, бросить молиться? Нет, конечно!

Нужно молиться устами, и просить Бога дать и сердечную молитву.

Вообще, мне кажется, что такие вопросы лучше обсуждать не здесь, а со священником, которому Вы исповедуетесь.
 
Москва
Православный христианин
Здравствуйте. У меня чтение канонов занимает очень много времени, поэтому мне тяжело готовиться к Причастию.
1. Когда я готовлюсь к Причастию, у меня появляется стремление вычитать всё максимально тщательно, так как появляется страх, что молитва будет не принята и помыслы о непростительном грехе из-за этого (конечно, это неправда, но эти мысли очень сильно давят). А также хульные мысли, из-за которых появляется решение перечитать часть тропаря/молитвы.
Саш,Вам совершенно не обязательно читать все каноны,молитвенное правило при подготовке в св. Таинству Евхаристии и вобще любое другое молитвенное правило,утреннее или вечернее,скажу словами великого Святителя Игнатия (Брянчанинова) "назначается для каждого сообразно силам души и тела. Как эти силы разнообразны в человеках до бесконечности, то и правило предлагается подвижникам в самых различных формах. Общий устав для молитвенного правила заключается в том, чтоб оно никак не превышало сил подвижника, не истощало этих сил, не расстраивало здоровья и этим не принудило подвижника отказаться от всякого правила."(Приношение современному монашеству)

Когда я только впервые готовился к св. Причастию Тела и Крови Господних,то мне благословили прочесть только молитвы.А каноны я вобще не читал.Поэтому не волнуйтесь.

Очень советую начать с совсем небольшого молитвенного правила и держаться его.А прочесть что-то дополнительно, Вы сможете всегда.Это,кстати, не мой совет,а аскетическое святоотеческое предание.

Вобще в целом,я Вам очень советую не вычитывать молитвы,а именно реально молиться.И стремиться не к количеству вычитанных молитв,а к их качеству.Несколько коротких горячих молитв из сердца выше,чем если Вы вычитаете сухо весь молитвослов.
Обратите внимание на слова великого молитвенника св. Иоанна Кронштатдского:

"Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию св. Тайн; если сердце право стало в утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в словеса, а в силе (1Кор. 4, 20). Хорошо послушание во всем матери Церкви, но с благоразумением, и если возможно, могий вместити – продолжительную молитву – да вместит. Но не вси вмещают словесе сего (Мф. 19, 11); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах."


Что касается страхований и помыслах о непростительном грехе из-за того,что Вы не вычитали всех канонов,то это известное искушение новоначальных,не волнуйтесь и не бойтесь этих страхований.
А чтение канонов не должно быть прямо чувствительным?
В предыдущие разы я читал Каноны, пытаясь выдавить из себя чувства покаяния, моления, и я очень уставал.
Я решил попробовать прочитать некоторые тропари более спокойно, придавая чувствам меньшее внимание, а больше — внимательности в молитве, и тропари так читаются куда проще. Правильно ли читать Каноны с меньшим выражением чувств, например, в тропарях покаянного канона иметь только покаянный настрой внутри, но не давя на чувства?
Вам просто срочно нужно изучать святотеческое аскетическое наследие,связанное с молитвой,очень рекомендую работы святителя Феофана Затворника,посвященные молитве,в них практически всё,что Вам нужно.И Мою жизнь во Христе посматривайте периодически.И святителя Игнатия работы о молитве.

При молитве нужны и обязательно сердечные чувства,и обязательно внимание.А если Вы устаете,то см. выше о том,чтобы устроить молитв. правило по силам.

Вобще по большому счету молитва это чувство к Богу,которое не нуждается даже в словах,впрочем об этом Вам всё расскажет святитель Феофан Затворник.И внутреннее пребывание в этом чувстве и есть самая лучшая молитва.А самое лучшее из них это покаянное чувство раскаяния в грехах,духовная нищета и сокрушение сердца.

Вот слова святителя Феофана,он переработал эти главы о молитве в Невидимой брани,запомните их на всю жизнь.И вобще просмотрите все главы в брани о молитве.Невидимая брань наш основной аскетический учебник,по нему учатся все православные,очень советую это запомнить,если Вы ничего не слышали об этой великой книге.
"Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум. Все сие в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она есть или несовершенная молитва, или совсем не молитва. Ты, верно, слыхал такие слова: словесная молитва, мысленная молитва, сердечная молитва; слышал притом, может, и рассуждения о каждой из них особо. Отчего происходит такое разложение молитвы на ее части? Оттого, что по нашей оплошности бывает, что иной раз язык произносит святые слова молитвы, а ум блуждает невесть где или и ум понимает слова молитвы, а сердце не отзывается на них чувством. В первом случае молитва бывает только словесная и совсем не есть молитва, во втором – с словесной соединяется и молитва мысленная, и это есть молитва несовершенная, неполная. Полная и настоящая молитва есть, когда с словом молитвенным и молитвенною мыслью сочетавается и молитвенное чувство. Бывает, по благодати Божией, и одна сердечная молитва – и это есть духовная молитва, Духом Святым в сердце движимая; молящийся осознает ее, но не творит, а она сама в нем творится. Такая молитва есть достояние совершенных. Общедоступная же и от всех требуемая молитва есть, чтоб со словом молитвенным всегда сочетаемы были и мысль, и чувство. Бывает еще молитва, которую именуют предстоянием пред Богом, когда молящийся, весь сосредоточившись внутрь сердца, мысленно созерцает Бога присущим себе и в себе с соответственными тому чувствами: то страха Божия и благоговейного изумления Его во всем величию, то веры и упования, то любви и преданности в волю Его, то сокрушения и готовности на всякие жертвы. Такое состояние приходит, когда углубится кто в обычной молитве словом, умом и сердцем. Кто долго и как должно молится, у того такие состояния чаще и чаще будут повторяться, а наконец состояние такое может сделаться постоянным, и тогда оно называется хождением пред Богом, и есть непрестанная молитва. В таком состоянии пребывал св. Давид, свидетельствующий о себе: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15, 8). Итак, брате мой, желаешь ли, чтоб молитва твоя была благоплодна, никогда не ограничивайся в молитве своей одним молитвословием, но молись вместе и умом, и сердцем: умом – разумея и сознавая все молитвословимое, сердцем – все то чувствуя. Наипаче же молись сердцем. Молитва, из сердца исторгающаяся, как стрела молнийная, мгновенно проходит небеса и является пред престолом всемилостивого Бога. И Бог ей наипаче внемлет и на нее преклоняется. Такою молитвою возмолился Моисей пред Чермным морем и тотчас услышал глас Божий: «что вопиеши ко Мне?» (Исх. 14, 15) – и силу приял от Бога избавить народ свой от угрожавшей ему беды."

Глава 47.​


 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
мне благословили прочесть только молитвы.А каноны я вобще не читал.
Ключевое слово: "благословили"
Очень советую начать с совсем небольшого молитвенного правила и держаться его.
А я советую меру молитв определять в разговоре со священником, который принимает исповедь и Причащает.

Мы друг другу можем советовать что угодно, в т.ч. и из своего опыта, но... "что русскому здорово, то немцу - смерть"!
 
Москва
Православный христианин
А я советую меру молитв определять в разговоре со священником, который принимает исповедь и Причащает.
Олег,здесь не всё так просто,что делать,если священник неопытен и допустит ошибку?Я встречал таких и не раз.(

Впрочем я поддерживаю разговор с теми священниками,которые опытны в аскетике и пастырском окормлении.

Кстати,в разговоре со священником очень неплохо оперировать при обсуждении этих вопросов именно теми святоотеческими словами,приведенными мною выше.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
что делать,если священник неопытен и допустит ошибку?
Денис, я исхожу из того, что лично я менее опытен в вопросах духовных, чем любой из священников, получивших Благодать в таинстве хиротонии.

Поэтому я не дерзаю давать советов об объёме совершаемых молитвенных правил.

И никому не рекомендую самостоятельно сокращать или, наоборот, увеличивать объем Правил.

Вы хорошо сказали: "мне благословили" - золотые слова!
 
Москва
Православный христианин
Вы хорошо сказали: "мне благословили" - золотые слова!
Нет,сейчас время изменилось,благословение на какое-то аскетическое делание,чтение какой-то литературы или дело может быть ошибочным и привести к страшным непоправимым последствиям.Например,священник благословит православного читать еретические сочинения г-на Осипова или какого-нибудь Меня с Кочетковым.Сейчас мы должны проявлять самостоятельность и начать думать самим,усердно молясь Богу(и Святым как ходатаев к Богу) и уповая на Него.Потому что Он истинный Духовник Христианина.
ибо один у вас Наставник - Христос.


Ничего не имею против духовного окормления современных пастырей,оно очень часто полезно и нужно,но все надо проверять и подходить ко всему в эти прелестные времена крайне осторожно.

"Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя! По страстности и слепоте твоей иной страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и неопытности твоим или потому, что он угождает какой-либо сокровенной, неведомой тобою, живущей в тебе страсти. С плачем и сердечными воздыханиями умоляй Бога, чтоб Он не попустил тебе уклониться от Его всесвятой воли к последованию падшей человеческой воле, твоей или ближнего твоего, твоего советника."
Святитель Игнатий (Брянчанинов).

О жительстве по совету​

Крупицами названо в предшествовавшей главе духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени. Оно основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братии. В собственном смысле это послушание древних иноков, в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной. Древним послушникам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию: ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании, и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям. Тогда преуспеяние было быстрым по свойству делания, ныне оно косно опять по свойству делания. Таково благоволение о нас Бога нашего: мы обязаны покорствовать ему и со благодарением благоговеть пред ним. Наше современное иноческое жительство по Писанию и совету отцов и братии освящено примером главы монашества – преподобным Антонием Великим. Он не был в послушании у старца, но в новоначалии своем жил отдельно и заимствовал наставления из Писания и от разных отцов и братии: у одного научался он воздержанию, у другого – кротости, терпению, смирению, у иного – строгой бдительности над собою, безмолвию, стараясь усвоить себе добродетель каждого добродетельного инока, всем оказывая по возможности послушание, смиряясь пред всеми и молясь Богу непрестанно90. Поступай и ты, новоначальный, таким образом! Оказывай настоятелю и прочему монастырскому начальству нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание, послушание, чуждое лести и ласкательства, послушание ради Бога. Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных Закону Божию, уставу и порядку монастыря и распоряжению монастырского начальства. Но никак не будь послушен на зло, если б и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями, но усваивай себе советы их с крайнею осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя! По страстности и слепоте твоей иной страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и неопытности твоим или потому, что он угождает какой-либо сокровенной, неведомой тобою, живущей в тебе страсти. С плачем и сердечными воздыханиями умоляй Бога, чтоб Он не попустил тебе уклониться от Его всесвятой воли к последованию падшей человеческой воле, твоей или ближнего твоего, твоего советника. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием. Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Прослыть святыми, разумными, прозорливыми, старцами, учителями: им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню. Была справедливою молитва пророка всегда, в особенности она справедлива ныне: «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне, льстивыя в сердце; и в сердце глаголаша злая» (Пс. 11:2–3). Слово ложное и лицемерное не может не быть словом злым и зловредным. Против такого настроения необходимо принять меры осторожности. «Изучай Божественное Писание, – говорит Симеон, Новый Богослов, – и писания святых отцов, особливо деятельные, чтоб с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и сердца, ты мог их видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать; согласное с Писанием усваивать себе и содержать в мысли; ложное же и худое познавать и отвергать, чтоб не быть обманутым. Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей»91. Преподобный Симеон жил в десятом столетии по Рождестве Христовом, за девять веков до нашего времени: вот уже когда раздался голос праведника в святой Христовой Церкви о недостатке истинных духоносных руководителей, о множестве лжеучителей. С течением времени более и более оскудевали удовлетворительные наставники монашества; тогда святые отцы начали более и более предлагать руководство Священным Писанием и писаниями отеческими. Преподобный Нил Сорский, ссылаясь на отцов, писавших прежде его, говорит: «Не малый подвиг, – сказали они, – найти непрелестного учителя сему чудному деланию (истинной иноческой сердечной и умной молитве). Они наименовали непрелестным того, кто имеет свидетельствованное Божественным Писанием делание и мудрование и стяжал духовное рассуждение. И то сказали святые отцы, что и тогда едва можно было найти непрелестного учителя таким предметам; ныне же, когда они оскудели до крайности, должно искать со всею тщательностью. Если же не найдется, то святые отцы повелели научаться из Божественного Писания, слыша Самого Господа, говорящего: "Испытайте Писания, и в них найдете живот вечный» (Ин. 5:39). «Елика бо преднаписана быша в Святых Писаниях, в наше наказание (наставление) преднаписашася» (Рим.15:4)92. Преподобный Нил жил в XV столетии; он основал скит неподалеку от Бела Озера, где и занимался молитвою в глубоком уединении. Полезно прислушаться старцам новейших времен, с каким смирением и самоотвержением отзывается преподобный Нил о наставлениях, которые он преподавал братии. «Никто не должен утаивать слова Божия по своему нерадению, но исповедывать свою немощь и вместе не скрывать истины Божией, чтоб не соделаться нам виновными в преступлении заповеди Божией. Не будем утаивать слова Божия, но будем возвещать его. Божественные Писания и слова святых отцов многочисленны, как песок морской: неленостно исследывая их, преподаем приходящим к нам и нуждающимся в них (требующим, вопрошающим). Правильнее же: преподаем не мы, потому что мы недостойны этого, но преподают блаженные святые отцы из Божественного Писания»93. Вот превосходный образец для современного наставления! Он вполне душеполезен для наставника и наставляемого; он – правильное выражение умеренного преуспеяния; он соединен с отвержением самомнения, безумной наглости и дерзости, в которые впадают подражающие по наружности Великому Варсонофию и другим знаменоносным отцам, не имея благодати отцов. Что было в тех выражением обильного присутствия в них Святого Духа, то в безрассудных, лицемерных подражателях служит выражением обильного невежества, самообольщения, гордости, дерзости. Возлюбленные отцы! Будем произносить слово Божие братиям нашим со всевозможным смирением и благоговением, сознавая себя недостаточными для сего служения и охраняя самих себя от тщеславия, которое сильно стужает людям страстным, когда они поучают братию. Подумайте, что мы должны воздать ответ за каждое праздное слово (Мф. 12:36), тем тягостнее ответ за слово Божие, произнесенное с тщеславием и по побуждению тщеславия. «Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть?» (Пс. 11:4, 5). Потребит Господь ищущих славы своей, а не Божией. Устрашимся прещения Господня. Будем произносить слово назидания по требованию существенной необходимости, не как наставники, а как нуждающиеся в наставлении и тщащиеся соделаться причастниками наставления, преподаемого Богом в Его всесвятом Слове. «Кийждо якоже прият дарование, – говорит святой апостол Петр, – между себе сим служаще, яко добрии строители различныя благодати Божия. Аще кто глаголет, яко словеса Божия, со страхом Божиим и благоговением к словам Божиим, а не как свои собственные слова; аще кто служит, яко от крепости, юже подает Бог, а не как бы из своей собственной: да о всем славится Бог Иисус Христом» (1Пет. 4:11). Действующий из себя, действует для тщеславия, приносит и себя и послушающих его в жертву сатане: действующий из Господа действует во славу Господа, совершает свое спасение и спасение ближних Господом, единым Спасителем человеков. Будем страшиться преподания первоначальному какого-либо необдуманного наставления, не основанного на слове Божием и на духовном разумении слова Божия. Лучше сознаться в неведении, нежели выказать ведение душевредное. Охранимся от великого бедствия превратить легковерного новоначального из раба Божия в раба человеческого (1Кор. 7:23), привлекши его к творению падшей воли человеческой вместо всесвятой воли Божией»94. Скромное отношение советника к наставляемому совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику, рабу о Господе. Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен. На советнике не лежит никакой ответственности за совет его, если он подал его со страхом Божиим и смиренномудрием, не самопроизвольно, а будучи спрошен и понужден. Также и получивший совет не связывается им; на произволе и рассуждении его остается исполнить или не исполнить полученный совет. Очевидно, как путь совета и последования Священному Писанию сообразен с нашим слабым временем. Заметим, что отцы воспрещают давать совет ближнему по собственному побуждению, без вопрошения ближнего: самовольное преподание совета есть признак сознания за собою ведения и достоинства духовных, в чем явная гордость и самообольщение95. Это не относится к настоятелям и начальникам, которые обязаны во всякое время, при всякой встретившейся нужде и не будучи спрошены наставлять врученное им братство (2Тим. 4:2). Но при посещении других монастырей они должны руководствоваться советом преподобного Макария Александрийского преподобному Пахомию Великому. Пахомий спросил Макария о наставлении братии и суде над ними. Авва Макарий отвечал: «УЧИ и суди своих подчиненных и не суди никого из посторонних»96. Это правило соблюдали и соблюдают все настоятели, желающие благоугодить Богу.

 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Нет,сейчас время изменилось,благословение на какое-то аскетическое делание,чтение какой-то литературы или дело может быть ошибочным и привести к страшным непоправимым последствиям.Например,священник благословит православного читать еретические сочинения г-на Осипова или какого-нибудь Меня с Кочетковым.
Ну, Вы просто потрясаете основы...

Хотите сказать, что хоть когда-нибудь было время, когда не было инакомыслия и лжеучительства?

Не было такого времени.

Есть такое понятие: духовник, духовный отец. Его в наше время никто не отменял. И хорошо, когда человек просит у духовника благословения и совета по духовным вопросам.

А уж как выбрать духовника - это дело каждого. Кто-то шёл ко отцу Димитрию Смирнову (Царство ему Небесное), а кто-то - к Кочеткову...
 
Сверху