Проблема отсутствия коммуникативных стереотипов для идентификации единоверца в мирской жизни

Нужно ли с др.христианами (или предполагаемыми христианами) общаться на духовные темы?

  • Да, "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (МФ 18:20)

  • Нет, можно ввести брата в искушение, и себя самого поставить в неловкое положение.

  • Не знаю, всё равно непонятно, что говорить - не петь же вместе "Богородице дево..." в офисе!!!


Результаты будут видны только после голосования.
Православный христианин
Вот так наукообразно загнул название темы! :p:D;)

Дорогие братья и сестры! Прочитал эту тему (на общение при храме лично у меня просто нет времени, как ни крути), и эту (понравилось насчёт приветствия "Христос среди нас!"), но всё же решил начать новую, т.к. хотел бы обсудить не проблему общения с очевидными единоверцами при храме, а несколько иную...

Перефразирую канцелярщину из названия темы нормальным языком:

Предположим, встретил я на новой работе товарища, который мне симпатичен своей чистотой и нравственностью, и я конечно подозреваю в нём христианина. Рассуждаю так: может он и не христианин, но раз он "...исполняют волю Отца Моего Небесного" (МФ 7:21), то легко и удобно может таковым сделаться. Отношений дружеских, близких, с этим человеком ещё нет, да может и не будет, т.к. мы не часто пересекаемся по службе. Но душа-то тоскует по христианам, по родственным душам, и хочется с добрым человеком поговорить о чём-то духовном, хотя бы мимоходом, хотя бы чуть-чуть, чтоб и себе, и ему приятно.

Здесь возникает ещё один вопрос: а нужно ли вообще пытаться выяснить веру человека и поговорить с ним на духовные темы?
1. К положительному ответу подталкивает то соображение, что мы же не в катакомбах ютимся, у нас свободно с этим, и что ж мешает братьям поговорить о вере?..
2. К отрицательному ответу подталкивает то, что, во-первых, непонятно, о чём дальше говорить, если и вправду брат окажется единоверцем, и, во-вторых, что делать, если он окажется атеистом\родновером\колдуном\(подставить своё), который с этих пор начнёт смотреть на тебя искоса из-за твоего "православного фанатизма" и недолюбливать, сторониться...)

Или может такие разговоры "по душам" - это вообще лишнее? Сиди себе дома, да молись, ходи себе в храм, да живи Таинствами Церкви, чего тебе ещё, душа, надобно?..

Призываю всех желающих поделиться ЖИВЫМ ОПЫТОМ таких вот неловких ситуаций, если они у кого-то бывали.
_____________________________________________

ИТАК:
1. Нужно ли в принципе пытаться общаться на духовные темы с предполагаемыми христианами?
2. О ЧЁМ говорить, если таковые нашлись в нашем "мирском" окружении (не в храме)?
3. Пытались ли ВЫ "вывести на чистую воду" "подозреваемого" в православии?:D:D:D

_____________________________________________
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
В 3 пункте стереотип указан
вывести на чистую воду
Варианты применить его в общении с т.н. подозреваемым:
Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Псалтирь, 41,2
И в радости будете почерпать воду из источников спасения, книга пророка Исайи, 12,3
И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. Ис., 58,11
И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Ис., 58,12
Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной. Пс., 62,2
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Евангелие от Матфея, 3, 1-3
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Евангелие от Иоанна, 7, 37-39

То же относится к п.2 после итак, к о чем говорить. Тема не популярная, в новостях по ящику о ней ни слова. В обычном общении людей друг с другом не поднимается, как правило. Наверное мало кому интересная.
 
Православный христианин
В 3 пункте стереотип указан Варианты применить его в общении с т.н. подозреваемым:
Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Псалтирь, 41,2
И в радости будете почерпать воду из источников спасения, книга пророка Исайи, 12,3
И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. Ис., 58,11
И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Ис., 58,12
Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной. Пс., 62,2
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Евангелие от Матфея, 3, 1-3
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Евангелие от Иоанна, 7, 37-39

То же относится к п.2 после итак, к о чем говорить. Тема не популярная, в новостях по ящику о ней ни слова. В обычном общении людей друг с другом не поднимается, как правило. Наверное мало кому интересная.
Антон, спасибо за ответ!
Вы знаете, забавно, но с верующими друзьями, с которыми мы как-то даже в храм вместе ходили, и которые мою дочь крестили, у нас как-то разговор о вере никогла не клеился, хотя я и пытался заводить...
А вот с католиком, коллегой из Европы, несмотря на языковой барьер (для него англ. не родной, а я его вообще плохо знаю), мы довольно обстоятельно пару раз побеседовали, и остались очень довольны оба. Говорили о том, как мы понимаем слова насчет "гнева Божия"; его очень заинтересовала цитата из Никона (Воробьева) и тд, слово за слово, во всем сошлись, кстати)
 
Православный христианин
Мир Вам, Георгий!
А недостаточно просто не скрывать своей веры?
Спасибо, и Вам мир, Мария! Христос среди нас!

А я и не скрываю! Дело не в этом...
Почему я такое хитрое название темы придумал? Чтобы сузить проблематику. Найти способы выразить свои чувства и мысли вербально.
Давайте на примере:
Коллега (с кот. мы никогда не говорили о религии, и следовательно не в курсе, кто из нас во что верит) рассказывает, как в детстве сильно болел, и врачи прочили ему инвалидность, однако он не беспокоился об этом, был смирен сердцем - добавлю я от себя, чист, и полагался на Волю Божию своим детским сердечком. И что же, чудесным образом, без медицинского вмешательства, взял да и исцелился от всех болячек к 15 годам! Моя осторожная реплика на это: "потрясающе! Как Промысел Божий Вас привел к нашей нелегкой профессии через это исцеление!" А в ответ никаких признаков, что собеседник разделяет такую точку зрения. Рассказывает дальше, и видно, что жизнь его складывалась весьма благоприятно несмотря на все испытания. И так и хочется сказать, "голубчик, возрадуемся вместе о Господе нашем Иисусе Христе!" , и "я рад, что через столькие годы и испытания вы пронесли душу незапятнанной, а ваша детская вера в Промысел достойна всякой похвалы!"
Но !!!! Если в реальной жизни произнести эти слова, я же буду чувствовать себя идиотом или актером, дурно играющим ветхозаветного патриарха, потому что такие фразы безныадежно устарели,а мой собеседник и вовсе может счесть меня за сектанта или фанатика!!!!
Короче, как современным образованным людям выражать свои религиозные чувства ?... Мне кажется, проблема серьезнее , чем кажется на первый взгляд, т.к. отстутствие в языке коммуникативных средств говорит о том, что они просто не нужны - а раз не нужны, значит у людей нет таких мыслей, желаний, задач - в повседневной речи оценивать события и явления с точки зрения Божественной воли, например (и др.цели и задачи), а христиане, думается мне, делали это до века эдак 20го, и должны делать всегда, когда считают нужным. Но, повторюсь, видимо не считают это нужным, а значит сознание их секуляризовано - о религии в храме и дома в интернете, а в быту и на работе - нини! Чтоб никакого Христа!
 
Последнее редактирование:
Казахстан. Семей
Православный христианин
ИТАК:
1. Нужно ли в принципе пытаться общаться на духовные темы с предполагаемыми христианами?
2. О ЧЁМ говорить, если таковые нашлись в нашем "мирском" окружении (не в храме)?
3. Пытались ли ВЫ "вывести на чистую воду" "подозреваемого" в православии?:D:D:D

_____________________________________________
1. Форум оказался практически единственным местом, где оказалось возможным общаться на духовные темы с предполагаемыми христианами.
2. Даже если таковые нашлись в "мирском" окружении, то всему есть время и место.
3. Православного человека не в чем подозревать. Остальных лучше не трогать. )
 
Православный христианин
1. Форум оказался практически единственным местом, где оказалось возможным общаться на духовные темы с предполагаемыми христианами.
2. Даже если таковые нашлись в "мирском" окружении, то всему есть время и место.
3. Православного человека не в чем подозревать. Остальных лучше не трогать. )
Аника, большое спасибо за ответ!
Но допустим, что нужное время и место пришли, и Вам хочется высказаться в духе провиденциализма , какие слова Вы подберете?:))))

Давайте усложним задачу... Христианин при вас впадает в грех осуждения третьего , напомните ли Вы ему, что Христу это противно, и если да - то какими словами ?...

Второй случай позитивный: христианин рассказывает Вам о чудесном сне, который потом сбылся, Ваша реакция?
 
сомневающийся
Напр., о чем говорить с католиком, из кино 20 века, Крестный отец 3
0:30-1:00
Очевидно, с любым православным можно говорить ровно о том же, как и с мусульманином, буддистом, атеистом, язычником. Только перед началом разговора сообщить: точка зрения - человек. Одна из функций речи, общения - узнать т.зр. другого, посмотреть на мир его глазами короче говоря, ровно в том же смысл любых споров.

У меня гостит мусульманин, несколько месяцев. За ужином поднимались различные темы, волнующие гостя. Напр., заезд начинался с генно-модифицированных продуктов или какого-то происшествия в мире, далее все это разгоняется к американцам, двойникам Путина, т.н. мировому правительству, олигархам, масонам и прочим несправедливостям, с желанием им всякого зла. То же на завтрак. Помогло слово преп. Исаака сирийского о вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств http://lib.pravmir.ru/library/readbook/939#part_3388 которое было совместно прочитано и признано полезным в нашем случае.
 
Последнее редактирование:
Казахстан. Семей
Православный христианин
Аника, большое спасибо за ответ!
Но допустим, что нужное время и место пришли, и Вам хочется высказаться в духе провиденциализма , какие слова Вы подберете?:))))

Давайте усложним задачу... Христианин при вас впадает в грех осуждения третьего , напомните ли Вы ему, что Христу это противно, и если да - то какими словами ?...

Второй случай позитивный: христианин рассказывает Вам о чудесном сне, который потом сбылся, Ваша реакция?

1.
ПРОВИДЕНЦИАЛЬНЫЙ
предопределенный
Промыслом Божиим, происходящий по воле Провидения, неизбежный, роковой.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

ПРОВИДЕНЦИАЛЬНЫЙ
промыслительный, от провидения
, от промысла Божия зависящий.​

1) Высказывания в духе провиденциальности в значении предопределённости в просторечии именуется словами "каркать", "накаркать", а у особо подкованных - "алармизм". Это в лучшем случае. В худшем - прелесть и паранойя. ) Так что исходите из того, в чём готовы быть обвинёнными и понести соответственное наказание.

2) Высказывания о грядущих событиях на основе наблюдения тенденций развития - это прогноз, который может быть как оптимистичным, так и пессимистичным.
За прогнозы на садют. Но если будете чрезвычайно настойчивы, по пошлют или сошлют.

2. Не знаю.

3.Слава Богу.
 
Украина
Православный христианин
Вот так наукообразно загнул название темы! :p:D;)


ИТАК:
1. Нужно ли в принципе пытаться общаться на духовные темы с предполагаемыми христианами?
2. О ЧЁМ говорить, если таковые нашлись в нашем "мирском" окружении (не в храме)?
3. Пытались ли ВЫ "вывести на чистую воду" "подозреваемого" в православии?:D:D:D

_____________________________________________

Мне как бывшему следователю понравился третий вопрос...)))
1.Необходимо с пристрастием допросить подозреваемого в православии.
2. Предъявить ему собранные в отношении него улики и доказательства, при необходимости провести очные ставки и воспроизведение его показаний на местах совершенных им действий.
3. Собрать о подозреваемом характеристики с места жительства и работы из психиатрического диспансера и наркодиспонсера получить справки о его вменяемости.
4. Предложить ему чистосердечно признаться не православный ли он.....)))))))))))
 
Я согласна с Машей, что проще всего не скрывать веры. Мне это лучше всего удаётся летом - крест на короткой цепочке виден всем :) А дальше уже зависит от человека. Я, бывает, зацепляюсь языком в транспорте, магазине. И всегда помню о том, что я могу сказать какую-то полезную информацию - развеять какой-то антицерковный миф, согласиться с критикой (но указать на то, как нужно действовать в случае нарушений в церкви, вместо того, чтобы идти в инет и писать о том, "как эта РПЦ всё ужасно делает", и что нарушения сами по себе бывают всегда и зависят от конкретных людей, о роли Церкви в нашем спасении), затронуть неоднозначный этически вопрос, о котором неплохо бы подумать, возможно, аргументированно обсудить, и, возможно, высказать наиболее яркие точки зрения святых на этот вопрос (если есть их мнения и я их читала) и пр. А так же - очень важно - в очередной раз _промолчать_, смиряясь с тем, что путь каждого человека - уникален, и не я - светоч мудрости, который приведёт его к спасению. Промолчать и не навязывать - вообще, имхо, чаще всего самое лучшее. К тому же те, кто не познал своей немощи, не смогут принять Евангелия - по мысли свт. Тихона Задонского, а теоретически о Христе все знают. Иногда, видя на мне крест, люди что-то спрашивают о церкви, о религии, вот это - хорошее начало для беседы, потому что человек сам уже внутренне расположен слушать. Как правило, мельком я стараюсь что-то упомянуть, чтобы показать, что я более-менее в теме церковной жизни (например: "я недавно попросила священника зайти - причастить мою пожилую соседку"), и после этого если человек не спрашивает - то и не говорю об этом дальше.
Что касается православных, то лично я ограничиваюсь самыми общими фразами, а то такое можно услышать.., т.е. с чем не согласен и может начаться либо спор, либо просто внутреннее осуждение человека. Так что во избежание этого, я даже не углубляюсь в разговор.
Что касается "Промысла Божьего" - ну это только в Вашей картине мира так, в картине мира Вашего собеседника - может, звёзды сошлись, или на роду написано, или - просто удачно получилось :)
Я в последнее время чаще употребляю нейтральное "судьба". Важно не давить на человека своими понятиями.
Христианин при вас впадает в грех осуждения третьего , напомните ли Вы ему, что Христу это противно, и если да - то какими словами ?...
Первоочередная задача - не впасть в то же самое прямо сразу (т.е. ни третьего не начать осуждать, ни того, кто осуждает). Я стараюсь в такой ситуации показать, что никто из людей не может знать целиком всей ситуации человека, и его души (психологических особенностей, например, из-за которых он ведёт себя так, как ведёт).
 
Сверху