про "самого грешного" - исторический аспект

Крещён в Православии
Здравствуйте! Не могли бы Вы сказать:

1. В какое время и/или у каких авторов впервые появилось в явной формулировке в святоотеческой литературе предписание христианам считать себя "грешнейшими паче всех человек"? Только это не апостол Павел (1 Кор. 15:9), потому что он называет себя не грешнейшим, а наименьшим, и не всех людей, а только апостолов.

2. Появилось ли это как монашеская практика (например, связанная с исихазмом), которая потом вышла за пределы монастырей, или изначально было предназначено для всех?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!

Идея "держи себя как грешнейший человек" появляется в монашеской литературе IV-V веков, но является элементом наставлений новоначальному от условного "старца". Поэтому и рассматривать его нужно только в контексте жанра "поучения", адресатом которого всегда являлся индивидуум, а не общество. Соответственно и этот принцип нельзя рассматривать как предписание для всех христиан (я бы добавил и как всех монашествующих в целом).
Это очень важный момент аскетики. Человек перед лицом Бога может признать себя большим грешником (это вполне нормально и естественно, о чем есть неоднократные упоминания в Библии, включая истории пророков Ветхого Завета), старший может посоветовать младшему "бегай от гордости и держи себя как грешнейший человек", но недопустимо заявлять: "Ты - самый плохой человек на земле, признай это".



Нужно как св. Иоанн Предтеча иметь особую миссию, что бы призывать к покаянию "порождения ехидн". Без санкции свыше, такие заявления от проповедника выглядят нелепым обезьянничанием. Но даже при наличии такой харизмы, обличение всегда носит не абстрактный, а конкретный характер, в нем понятно кого именно и за что именно обличают.
 
Сверху