про Крещение (в продолжение)

Православный христианин
Здравствуйте. Недавно был задан вот этот вопрос. И вы ответили, но остался непонятным один момент:

Отчего в жизни и после Крещения и даже после неоднократного Причастия младенец (обратите внимание, то есть ребёнок к примеру 6-ти лет) продолжает проявлять не лучшие черты характера родителей. Это в жизни очень хорошо видно. Привычка когда успела выработаться? ребёнок только-только в сознание вошёл, но уже видно, в кого он пошёл характером. Очень сильная раздражительность, воровство, обидчивость и прочее, прочее.. Может это быть влиянием наследственности после Крещения? или есть другое объяснение?

То есть жил-был этакий ангелочек, всё хорошо, родители воспитывают адекватно, кажется - правильно, а потом - что откуда взялось.. И "лезет" именно то, что есть у родных родителей. То есть склонность к совершению родовых грехов налицо.



Разъясните, будьте добры. Вопрос важный. Речь идёт о приёмном ребёнке, приёмные родители которого многое относят на наследственность и уже почти опускают руки. Говорят- гены, мы ничего не может поделать..
Спасибо.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Марина!

Мне думается, что ваше представление о шестилетнем ребенке как о человеке, личностным особенностям которого ещё только предстоит начать формироваться, ошибочно. Вы полагаете, что к этому возрасту ребенок лишь начинает «входить в сознание» (см. ваши слова: «ребёнок только-только в сознание вошел»). Но это не так.

«Недаром говорят, — сообщается по настоящему поводу в одном из пособий по «Возрастной психологии», — что к пяти годам человек уже сложился, точнее было бы сказать, что у него есть “материал”, из которого можно сложиться» [1, с. 430]. Например, к этому возрасту «ребенок уже может сам создать в себе какое-то состояние или цель: “Давайте веселиться”,“Подкрадемся на цыпочках”,“Напугаем”,“Рассержусь”,“Притворюсь” и тому подобное. Материал для построения собственного Я уже практически освоен: он уже может “не бояться”,“не кричать”,“захотеть и не заплакать”,“захотеть и выучить” и тому подобное» [1, с. 430].

Примечательно, что наличие у детей малого возраста сформированных под воздействием воспитания личностных особенностей подтверждается и Святыми Отцами.
Вспомним, что об этом писал святиель Григорий Двоеслов (приведу весь контекст целиком): «Правда, должно верить, что все крещеные младенцы и умирающие в самом младенчестве входят в Царство Небесное, но должно также верить, что не все малые дети, которые могут уже говорить, входят в Царство Небесное. Некоторым детям вход в него заключают родители, когда худо воспитывают их.
Один муж, всем известный в нашем городе, за три года пред сим имел сына лет, кажется, пяти, которого, по причине чрезмерной плотской любви, слабо воспитывал. Этот мальчик, как только встречал что-нибудь противное себе, имел обыкновение (тяжело и говорить) хулить величество Божие. За три года пред сим он тяжко заболел и приблизился к смерти. Когда отец держал его на руках, мальчик, затрепетав от ужаса, увидел, как свидетельствовали бывшие при смерти его, идущих к себе злых духов и начал кричать: “Защити, отец, защити, отец”.
Во время крика он наклонил лицо, чтобы скрыться от них на груди у отца. Отец спросил его, дрожащего, что он видит, мальчик отвечал: “Черные люди пришли, хотят меня унести”. Сказавши это, он тотчас похулил имя величества Божия и испустил дух. Всемогущий Бог, чтобы показать, за какую вину он предан был таким мучителям, допустил умирающего повторить то, в чем не хотел исправлять его отец при жизни, допустил, чтобы долго живший, по долготерпению Божию, богохульником, произнес хулу при смерти, дабы отец его познал вину свою и увидел, что небрежением о душе малого сына он воспитал немалого грешника для огня геенского» [2, с. 264-266].

Вы удивляетесь: откуда у дитяти «очень сильная раздражительность, воровство, обидчивость и прочее, прочее»? При этом Вы пишите, что «речь идёт о приёмном ребёнке». Что можно на это сказать? Не зная обстоятельств младенчества, детства этого ребенка, сложно выстраивать доводы. Вы не сообщаете: как этот ребенок воспитывался до усыновления? при каких обстоятельствах остался без кровных отца и матери? что он при этом пережил?

Вы удивляетесь, почему-де крещение не избавило его от нехороших особенностей? Но крещение — это не магический ритуал, не прыжок в совершенство, праведность, святость. Крещение не стирает из памяти (уже приобретенные) греховные навыки, не «перепрограммирует» личность, равно как и не избавляет ребенка от шибок последующего воспитания.

Вы пишите: «Речь идёт о приёмном ребёнке, приёмные родители которого многое относят на наследственность и уже почти опускают руки. Говорят- гены, мы ничего не можем поделать». Наследственность, Марина, конечно же, — фактор значительный. Но разве допустимо всё сваливать на неё? Не будем забывать, что нередко у одних и тех же родителей бывают совершенно противоположные по характеру дети (например: Каин и Авель, Иаков и Исав...).

Я думаю, что в данном случае уместно обратиться к опытному православному психологу, опытному пастырю, педагогу, детально изложить ему (им) ситуацию и очно получить от него (них) необходимый подробный совет.

Помоги Господь!

1.Абрамова Г. Возрастная психология. Екатеринбург: Изд. Деловая книга, 1999.
2..Святиитель Григорий Двоеслов. Собеседования. О жизни италийских отцов и о безсмертии души. М.: Изд. ООО «Синтагма», 2011.
 
Православный христианин
Спасибо за ответ.

Конечно, невозможно ожидать от крещения такого действия, так как не оно одно влияет на характер и поведение. Вы уже писали об этом раньше. Всегда двухстороннее влияние: воли человека и благодати. Это ясно.

Вопросы практической помощи теперь меня уже не касаются, так как я почти не общаюсь с теми родителями. Интересуюсь же уже для себя, так как на примере этой житейской ситуации и сама заинтересовалась:

Есть в человеке дурное:

-оно передалось по наследству (можно это обобщённо назвать первородным грехом? условно, конечно...я кажется понимаю, что это есть на самом деле)
-и оно принято к исполнению благодаря воспитанию (тут и родные родители и приёмные и улица и всё, что видел и слышал ребёнок в своей жизни).

Можно ли про первое сказать, что оно как бы изымается Крещением из человека, из его характера, из мотивов его поведения, остаётся лишь привычка и убеждения..? Ну ведь везде принято, что Крещение первородный грех очищает (вернее от него человека), так оно и есть, но как широко понимать можно это - первородный грех?( который Крещением ликвидируется)Только ли то, что изначально, коренным образом лишь от Адама или же можно вообще отнести к этому и "дурные гены" всех предков?

Надеюсь, вы меня поймёте, получше сказать, поточнее, наверное, надо бы, да не могу..
 
Православный христианин
профессор МДА Осипов А.И.:
Мы должны различать между собою три типа греха: личный грех, т.е. тот который совершает каждый человек, нарушая голос совести, голос разума, голос и букву закона; родовой грех – это понятие достаточно новое, как оказалось, но которое имеет очень большое значение и для понимания вопроса спасения, и для оценки нашей жизни в целом.
Родовой грех – это не тот грех, за который мы несем ответственность, это не грех в котором человек повинен. Нет, это та болезнь нравственного порядка, болезнь, которая приобретается человеком или лучше сказать с которой рождается человек, но источником которой является не он сам, а его родители, его предки. Что же конкретно является источником этой болезни? Как правило, а может это только так и есть, являются какие-то серьёзные нравственные преступления.
Оказывается, тяжелые грехи или те, которые у нас в богословии называются смертными грехами, они производят очень сильное действие на душу и тело человека.
Запомним, человек это одно существо, это мы разделяем часто на душу и тело. На самом деле, человек это единое существо и поэтому смертный грех производя очень сильное действие на совесть человека, на душу (вспомните переживания Раскольниковым, Достоевского) налагает печать на все существо человека, в том числе на его наследственность. Таким образом, мы получаем страшный результат.
Преступление родоначальника наносит такую рану, которая передается в течение нескольких поколений. Когда Библия говорит о том, что грех отца сказывается до 3-4 рода, можно полагать, что особо сильное действие этой раны, которую производит человек своим преступлением и которое передается из поколения в поколение, имеет значение в первых этих 3-х, 4-х поколениях. Особенно сильно ощущается, как рана не заживает у нас в течение какого-то времени, так и здесь, особенно сильно эта рана сказывается в этом промежутке времени. Это и есть родовой грех, о том что это не есть богословская абстракция, а это есть реальность нашей жизни, каждый может в этом убедиться.
Мы на многих детях прямо замечаем ярко выраженные страсти, болезни, он еще ничего не знает этот ребенок, уже у него выпячивает во всю, над ним смеются его собратья, дети, он еще не понимает, а у него уже это говорит. Он за это не несет ответственность, мы называем это грехом в смысле, например, в плотницком искусстве или в столярном нужно сделать гладкую доску, выстрогать ее, и вдруг строгальщик говорит что вылетел сучек, ах какой грех, изъян. Так вот родовой грех, хотя мы именуем грехом, на самом деле это болезнь, это не личный акт человека, а болезнь наследуемая им, но эта болезнь не вечная, т.е. она особенно действует на 3-4 рода, она может быть излечена правильной жизнью. Если в течении этих поколений, найдутся люди, которые противостоят этой болезни, борются с собой и в конце концов побеждают ее, то прекращается этот родовой грех, но из этого следует очень важная вещь, о чем следует знать всем людям, о чем нужно буквально проповедовать: родители бойтесь греха, если вы действительно любите своих детей! Не думайте о том, что ваша жизнь не имеет никакого значения для ваших детей. Не думайте об этом и не мечтайте. Все ваши преступления и ваши грехи отпечатываются на ваших детях. Поэтому когда сейчас сплошь и рядом задают вопрос: что нам делать с нашими детьми? Ответ всегда приходиться давать однозначный. Подумайте сначала, что делать с отцами и матерями, т.е. с самими собой, тогда узнаете, что делать с детьми. Итак, это то, что мы назвали родовым грехом. В некоторых родах и даже племенах определенные страсти сказываются с особенно большой силой, поэтому так и остался в истории род каинитов, разбойнические роды, воровские династии и т.д., там с особой силой действует нравственная болезнь. Поэтому этим людям нужно посочувствовать, мы их осуждаем, говорим вот негодяи, преступники, подождите осуждать. Вы подумайте сначала, от кого они произошли, в какой среде они воспитались, жалеть нужно больных людей, а не осуждать, если можно помочь.
И третья категория, так называемый первородный грех. Этот вопрос для нас имеет особенно большое значение, поскольку он связан напрямую с пониманием того, что совершил Христос для человечества. В этом вопросе существуют различные взгляды, и они для нас представляют очень большую значимость, неверное понимание вопроса приведет нас к неверному пониманию существа дела Христова. Что такое первородный грех? Различают два понятия: есть грех прародительский, т.е. тот личный грех, который совершили родоначальники человечества, это их личный грех. Первородный же грех есть то следствие, которое проистекло из личного греха. Их грех имел совершенно особое значение по сравнению со всеми нашими грехами. Потому что они находились еще в первозданном чистом абсолютно виде, и здесь произошло впервые в истории рассечение союза связи между человеком и Богом. В результате разрушения этой связи и возникло то, что в Богословии стало именоваться так называемым первородным грехом. Это повреждение нашей человеческой природы, искажение свойств, наше доброе по своей природе свойство, оказались глубоко искаженными, гнев на зло превратился в гнев на человека. Зависть, т.е. как стремление к святыни, зависть как доброе чувство стремления к идеалу, превратилось в злое чувство по отношению к тому у кого лучше чем у меня. Вот это искажение наших добрых свойств, затем расщепление единого человеческого существа на противоборствующее друг другу ум, сердце как орган чувств и тело, (щука, рак и лебедь) привело человека и человечество к тому состоянию, о котором мы все ахаем, охаем и вздыхаем и кричим, как бы нам получше устроить, чтоб человечество жило лучше. И все смотрим друг на друга, забывая посмотреть на себя. История человечества и личная жизнь каждого человека свидетельствует о том, что действительно мы постоянно погрешаем и против ума своего против своей разумности и против всей своей жизни. История ведет мы видим куда. Чем дальше живем, тем хуже становится.
Итак, первородный грех, это тот грех, который не является грехом, в котором виновен каждый человек, никто в нем не виноват, кроме Адама и Евы конечно, но это не очень утешительно. От того, что человек, предположим, родился горбатым или слепым и невиновен, это его не очень обрадует, он все-таки предпочел бы быть здоровым и зрячим. Так вот и то, что мы находимся в том состоянии когда ум говорит нужно поступить вот так, а сердце влечет к совершенно противоположному, а тело вообще не хочет считаться ни с умом, ни с сердцем, то от этого радости никакой нет, и от этого человек весь раздроблен. И отсюда начинается хаос всей его жизни, и личной, и семейной, и общественной, и государственной и т.д. Вот что такое первородный грех, повреждение природы. Это очень важно иметь в виду.
Преподобный Максим исповедник пишет: «Два греха возникли в праотце нашем, в следствие преступления божественной заповеди, один достойный порицания личный грех, а второй имевший свои причины первый не могущий вызвать порицания. Первый личный от произволения, а второй от естества, от природы вслед за произволением невольно отказавшегося от бессмертия». Афанасий Великий так и говорит, что «Грехом личным человек произвел совращение естества», т.е. повреждение его, вот что такое первородный грех. Заболели мы искажением свойств, смертью, как отцы называют тлением, отныне нет бессмертия, каждый человек рождается смертным.
А теперь отсюда понятно, чем отличается христианское понимание спасения от не христианского. Христианство призывает человека к тому, к той ценности, которая является вечной и неотъемлемой у человека, если есть такая ценность, это действительно ценность, то, что нельзя отнять. А если человеку дать подержать, к примеру, кусок золота или бриллиантов мешок, подержал, хватит, т.е. все что мы имеем, это мыльный пузырь, который мы изо всей силы пока живем раздуваем, как бы приобрести одно, другое, третье и которое по мгновению ока лопается от прикосновения смерти, вот безумие язычества вне христианского сознания. В чем? Пузырь мыльный раздуваем, неужели не видим, что он лопается каждый день у всех, что ж тогда делаем? После этого может кто-либо возражать, что наш ум поврежден, трудно возражать. Христианство и пытается отвлечь от этого миража, так называемого блага земного, пытается показать, что благо земное может явиться ступенькой к приобретению блага вечного при правильном к нему отношении. Вот какой вывод делает один из наших богословов Кремлевский (можете посмотреть «Православно-богословскую энциклопедию», статью «Грех»). Он пишет: «Ясно, что грех Адамов не отождествляется церковью с первородным грехом, а считается лишь причиной последнего». Итак, есть грех Адама и есть следствие греха Адама, первородный грех есть следствие личного греха Адама.
http://azbyka.ru/dictionary/04/greh-all.shtml


Как относится к такому мнению?


Если слова профессора являются истинными, то
Омывает ли таинство Крещения и так называемый родовой грех, ведь он является прямым следствием первородного и так же , как и первородный, родовой грех не накладывает вину на человека, а является лишь причиной совершения личных грехов ?

Зная, что Крещение омывает человека полностью от любой скверны, подозреваю, что в том числе находится и родовые грехи, но очень хочется услышать это из уст авторитетного человека, которое подтвердило бы это подозрение. Или опровергло.

Очень жду Вашего ответа. Спасибо за потраченное на меня время.
 
Сверху