Приснодева

Здравствуйте, Алексей Михайлович!
Прошу ответить, на чем основано утверждение, что Богоматерь Мария после родов Иисуса осталась девственной?
Раньше об этом не задумывался, полагая, что непорочного зачатия достаточно и оно все объясняет, а недавно прочитал об Приснодевстве в Православном Катехизисе и удивился.
Поэтому хочу узнать точные основания для этого в Библии или других источниках, если есть. Или это есть догмат без фактических документальных оснований или логический вывод из других догматов?
Откроюсь, я задал этот вопрос на другом форуме одному молодому священнику, а он удалил его так и не ответив, но сообщив, что у меня нездоровое духовное состояние, потому что интересуюсь подробностями, а не Богом (!). А мне нравится исследовать подробности, и я не легковерный человек, доверяю, но проверяю, и нет в этом ничего нездорового. Надеюсь, что Вы именно как богослов, а не тот священник-практик, поймете и ответите.
Спасибо заранее!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Александр!

Догмат о Приснодевстве Всесвятой Богородицы основан, как и все прочие догматы, на учении, содержащемся в Священном Писании и Священном Предании. Эту истину Церковь проповедовала с самых ранних веков, она изложена в сочинениях многих вселенских отцов и учителей. Однако, поскольку Вы пишите, что хотите «узнать точные основания для этого в Библии», приведу ряд библейских свидетельств:

О том, что Богородица родит Сына, будучи Девой, провозвестил Исаия: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).

Он же, в пророчестве о запечатанной книге, указал на то, что Она навсегда сохранит Свое девство: «И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана» (Ис. 29:11);

«Что же это за книга запечатленная, — пишет святитель Григорий Неокесарий, — если, без сомнения, не Пренепорочная Дева? Кем она дается? Очевидно, священниками. Какому человеку? Древоделю Иосифу. Священники, обручив Марию целомудренному Иосифу, вверили ему Ее в ожидании времени брака; а Иосиф, приняв Ее, имел сохранить Деву в чистоте, как задолго предсказал пророк: дастся книга сия запечатленная человеку, ведущему писания, и речет: не могу прочести» [1, с. 266-267].

Другое указание на Приснодевство Богоматери святые отцы видели в провозвестии Иезекииля о храме с затворенными вратами: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44:2).

Разъясняя смысл этого библейского фрагмента, преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «А как, будучи зачат, Он соблюл зачавшую Девою, так и, родившись, Он сохранил девство Ее неповрежденным, Один только пройдя через Нее и сохранив Ее заключенною (Иез. 44, 2) [2, с. 308].

В Священном Писании Нового Завета Христос, как известно, сопоставляется с первозданным Адамом: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» (1Кор. 15:47). А Пресвятая Богородица сопоставляется, в святоотеческой литературе, с первозданной Евой. Отсюда — сопоставление образов их жизни: как первые люди были непорочными девственниками, так и Христос, и Его Пречистая Матерь.

«Ибо как Та была создана из [ребра] Адамова без совкупления, так и Она произвела нового Адама, рождаемого по закону чревоношения и сверхъестественного рождения... Ибо каким образом Родившая Бога и на опыте того, что последовало, познавшая чудо, допустила бы соединение с мужем? Ни в каком случае! Мыслить подобное, не говоря уже о том, чтобы делать, не свойственно здравому помыслу» [2, с. 307, 308].

Благодарю за вопрос!

1.Величие Пречистой Девы Богородицы. М.: Изд. Паломник, 2005.
2.Преподобный Иоанн Дамаскин. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. Изд. Индрик, 2002.
 
Благодарю Вас еще раз за развернутый ответ!
Осмелюсь задать еще вопрос, потому что для меня тема Богородицы особо затруднительна, и Вы хорошо отвечаете.
В публикации митрополита Иллариона о Богородице он пишет: Церковь обращается к Богородице словами «Пресвятая Богородица, спаси нас», что указывает на участие Богородицы в деле спасения и искупления (к святым принято обращение «моли Бога о нас»). Но он не приводит обоснование.
На каком основании утверждается, что душа (тело тоже или нет?) Богородицы с Небес нас именно спасает, а не просто молится Богу, как все святые? То есть, у нее на Небесах сейчас имеется исключительная способность спасти человека? Откуда это следует? Как эта Ее способность действует фактически, то есть, что значит именно "спасает"? А "искупляет"?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Александр!

В исключительном смысле имя «Спаситель» прилагается к нашему Искупителю, Господу Иисусу Христу. Что же касается молитвы — «Пресвятая Богородица, спаси нас», — обращаясь с такими словами к Богоматери, мы не исповедуем, будто и Она является искупительницей. Произнося эту молитву, мы просим у нашей Владычицы помощи, ходатайства, покровительства.

Как известно, в широком значении слова термин «спасти» означает: избавить от опасности, гибели; уберечь от кого-либо или чего-либо. В случае же с интересующим Вас молитвословием глагол «спаси (нас)» может обозначать, например, просьбу в избавлении от диавольских козней, от нападок врагов; просьбу в содействии в деле достижения христианского совершенства (и, как результат, в избавлении от вечных адовых мук, приобщении к Царству святых).

Напоминаю Вам, что в отличие от прочих святых Пресвятая Богородица имеет особую близость ко Господу и является Небесной Царицей. Поэтому и возможности Её влияния на наш мир превосходят возможности прочих святых.

«Крепка Владычица наша, — сообщает по этому поводу святитель Димитрий Ростовский, — ибо Царица есть всея видимыя и невидимыя твари, владущая горним и долним созданием, и все стихии повинуются Ей, и небо и земля, воздух и море послушают Ея, и вси противные дуси, страхом одержимии, трепещут, боящеся имени Ея святаго, ведущи Ю Матерь Божию. И аще бы мя кто вопросил: что в подобней сильно, и паче всех крепчайшо? Отвещал бых: несть ино что крепльшо и сильнейшо на земли и на небеси, якоже (по Господе Бозе нашем, Иисусе Христе) Пречистая Владычица наша Богородица Приснодева Мария» [1, с. 169].

Благодарю за вопрос!

1.Величие Пречистой Девы Богородицы. М.: Изд. Паломник, 2005.
 
Спасибо, постараюсь добыть эту книгу!
При описании жизни Богородицы на православных сайтах ссылаются на церковное предание не называя конкретных источников информации, а так же на житие Богородицы, написанное Димитрием Ростовским: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F1%EF%E5%ED%E8%E5_%C1%EE%E3%EE%F0%EE%E4%E8%F6%FB#cite_note-rost-13
Он там пишет, в частности, "Матерь Божия, изливая из святых своих очей потоки слез, тепло молилась Господу, чтобы Он взял Ее из этой юдоли плача в горние блаженные обители." Но откуда Димитрий Ростовский мог узнать, что Она "изливала потоки слез" молясь об этом??
В конечном счете хотелось бы узнать, Вознесение Богородицы на небо - это христианский исторический факт (подобный Воскресению Иисуса, засвидетельствованному в Евангелии апостолами) или благочестивое предположение в художественной окраске...
Вознесение "у католиков - это непререкаемый догмат, а у нас это свободное для верования благочестивое предание",-пишет священник здесь: http://pravbeseda.ru/library/?id=658&page=book
Не подскажете, что такое "свободное для верования благочестивое предание"?
 
Сверху