Православие и теория игр

Православный христианин
Православие и теория игр
Мир Вам отец Сергий. Давно хотел задать вопрос. Насколько я понял Вы математику изучали. Как православие относится к теории игр?
Мы играем с Богом? Или может мы контриграем вместе с Богом против дьявола?
Образок возле входной двери был укреплен дома. И в какой то момент почуствовал запах канализации возле двери. Возможно образ был не освящен. Убрал. Почуствовал благоухание. Батюшка сказал бес играет. Я и подумал что может играть то и плохо а контриграть против бесов может вполне нормально. А Вы что думаете?
А до этого еще было что прочел что в экспериментах на выбор между стратегиями сотрудничества либо обмана\предательства только 3% выбирали стратегию сотрудничества когда узнавали что другой человек их обманул. 16% выбирали сотрудничество когда узнавали что другой человек тоже выбрал сотрудничество. И чуть более 40% выбирали сотрудничество когда не знали ничего о выборе другого человека. Эта игра называется дилемма заключенных. Может мы все заключенные а враг рода человеческого полицейский. Вы знаете такую игру? Разве это не про рознь у Сергия Радонежского? Это из книги Теория игр Авинаша Диксита и Барри Нейлбафа.
И еще вспомнил идеальную игру по фон Нейману из которой нельзя выйти. Мы же действительно не можем убить свою душу, так чтобы она не попала ни в рай ни в ад.
Интересно что Вы скажете...
 
Дорогой Алексий!
Насколько я понял Вы математику изучали. Как православие относится к теории игр?
Вообще-то я специализировался в области химической физики, в частности занимался математическим моделированием движения реагирующей среды на основе уравнений Навье-Стокса - описательный аппарат теории игр при этом никак не применялся. А теория игр, как и любая другая научная дисциплина, нисколько не доказывает, но и не опровергает существование Бога – она описывает лишь формализованную методологию принятия решений, определяет ожидаемую ценность вариантов действий и предлагает рациональный выбор тех, которые имеют наивысшую ожидаемую ценность. Так, например, простейший пример теории игр - «матрица выигрыша» Паскаля оставляет самому человеку право сделать выбор, аналитически показывая, что вера в Бога является наиболее «выигрышным» вариантом:
- Если Бог существует, и мы не верим в него, нас ждет вечное проклятие.
- Если Бог не существует, и мы верим в него, мы несем лишь незначительные потери — в основном воздержание от запретных удовольствий и отказ от эгоистичного поведения, причиняющего вред другим людям.
- Если Бог не существует, и мы не верим в него, то выигрыш относительно невелик — мы можем позволить себе наслаждаться запретными удовольствиями и быть эгоистами.
- Если Бог существует, и мы в него верим, наградой нам будет вечная жизнь.
Однако для описания и моделирования поведения человеческих популяций методы теории игр применимы лишь ограниченно и с осторожностью поскольку теоретические предположения, используемые при моделировании, зачастую нарушаются в практическом социуме, когда реальные «игроки» вдруг выбирают иррациональное поведение, никак не максимизирующее их суммарную выгоду. Именно так делают (или должны делать) истинные христиане, ибо всё христианство парадоксально и иррационально, а Евангелие проповедует стратегию явно проигрышную с точки зрения «зкономического» человека. Так, Христос говорит: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?»(Мф.6:25-27). Речь идет не о материальном выигрыше, не о здоровье тела и крепости разума, а именно о душе и для души…
Справедливости ради надо заметить, что теория игр в какой-то степени коррелирует с христианской моралью – так, припоминаю, как некий математик получил Нобелевскую премию по социальной экономике, доказав, что если «игроки», действуют в своих интересах, но по определённым коллективным правилам, то теоретически возможно использовать общественные ресурсы наиболее справедливо, бережно и рационально. Но намного раньше эта «оптимальная тактика» была принесена в мир Сыном Божиим – не быть эгоистами, поступать, сообразуясь с интересами соседей, сотоварищей, соотечественников!
Мы играем с Богом? Или может мы контриграем вместе с Богом против дьявола?
Печальна и тревожна именно «игра с Богом»! К сожалению, многие из нас, имея все внешние признаки христианина, в действительности не живут по Евангелию, а лишь играют в православие, оседлав святые слова, понятия и символы, внешне «воцерковляются», праздно богословствуют и многорекут о Боге, а в действительности искажают суть христианства и превращают свои души в мёртвую зону . Апостол сказал про таких: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий". (1 Кор. 13:1) Многие ли из нас ищут благодати Святого Духа, освящающей нас – делающей нас святыми? Почему же иногда нам, православным христианам, не только сам подвиг, но даже само это слово вдруг становится чуждо? Почему мы так слепо принимаем всё, что передаёт нам наша смутная эпоха, не различая внешнего от внутреннего, условного от безусловного? Почему мы зачастую принимаем христианство как клуб по интересам, как средство самоутверждения, а не фундаментальную цель существования, не погружаясь полностью в него, как в трудную жизнь Церкви? Быть в Церкви - это значит вступить на тесный и скорбный путь Христов, но как мало дерзающих на это! Сколь же легче быть «близ церковных стен», слушать ангелоподобное пение, играючи подходить к Чаше и размышлять без особого труда об этой тесноте и скорбности. Увы, такие мы - как бы верующие, играющие во Христа... Игры даже с людьми наказуемы, но играть с Богом?.. Нет, это игра в поддавки с дьяволом...
Образок возле входной двери был укреплен дома. И в какой то момент почуствовал запах канализации возле двери. Возможно образ был не освящен. Убрал. Почуствовал благоухание. Батюшка сказал бес играет. Я и подумал что может играть то и плохо а контриграть против бесов может вполне нормально. А Вы что думаете?
Думаю, что причина в вашем нестабильном духовном состоянии, ибо феномен благоухания имеет не объективно-материальную, но скорее психофизическую природу, то есть тесно связан с субъектом восприятия. Так давно, вскоре после обретения мощей прп.Александра Свирского, мне довелось служить молебен с прихожанами у раки святого. Когда священник открыл крышку, все почувствовали нахлынувшую на нас волну терпкого и упругого воздуха, словно теплый морской прибой с шорохом накатил на пологий берег, ощупывая нас легкими ласковыми шлепками. Радость от свершившегося чуда сгущалась, становилась всё душистей, в ней хотелось купаться, как в море, чтобы она смыла грязь души...
А на обратной дороге мы стали сравнивать свои ощущения. Для меня была в воздушном облаке явлена послегрозовая свежесть напитанной озоном атмосферы - и с тех пор благоухание мне всегда даётся так, словно в память о радостной чистоте деревенского детства. Другие рассказывали, что чувствовали, как навстречу им вырвался поток пряных южных ароматов словно из какого-то ошеломляющего райского сада. И вдруг, совершенно неожиданно, от сидевшей позади всех молчаливой семейной пары я услышал: "А мы чувствовали смрад..."Через некоторое время они ушли к раскольникам...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
да... пожалуй что всё таки в поддавки... контригрок из меня тот еще...
Спаси Господи за ответ!!!
 
Православный христианин
К сожалению, многие из нас, имея все внешние признаки христианина, в действительности не живут по Евангелию, а лишь играют в православие, оседлав святые слова, понятия и символы, внешне «воцерковляются», праздно богословствуют и многорекут о Боге, а в действительности искажают суть христианства и превращают свои души в мёртвую зону .
Мир Вам, отец Сергий.
То что Вы пишите справедливо. Но всё таки если продолжить, есть игра плохая и игра хорошая? А Бог с нами играет или нет? Возьмем для примера правоохранителя и преступника. Правоохранитель изучает преступника, подготавливает ловушки, ловит наконец. Преступник сначала бегает как заяц, а по результату поимки может начать сотрудничать со следствием, принести деятельное раскаяние и участвовать в поимке других преступников. Ведь это и есть цель работы правоохранителя. Вопрос в чувствах. Холодное мышление в категориях игры позволяет правоохранителю применять не зашоренную эмоциями эффективную математику. А преступники в большинстве своем малограмотны и погружены в себя когда их ловят, зациклены на своих чувствах и на своем. Также и мы христиане... Нет сомнений что мы преступники... Когда мы страдаем и скорбим мы погружены в свои чувства, зациклены, не видим будущего, а ведь хорошо когда воспринимаем скорби с благодушием, с мыслью о том что они для пользы... Может этой аналогии недостаточно чтобы считать веру игрой, но ученые всё из той же книги считают что вера в Бога это игра... Мне вообще кажется (а насчет воров уверен, заметил за ними) что когда люди говорят что что-то не игра, они играют. Цель - чтобы "математик" перестал надеяться на науку, пошатнуть фундамент так сказать.
 
…есть игра плохая и игра хорошая? А Бог с нами играет или нет? …. вера в Бога это игра... когда люди говорят что что-то не игра, они играют. Цель - чтобы "математик" перестал надеяться на науку, пошатнуть фундамент.
Если мыслить наиболее общими философскими категориями, то вся наша жизнь – это большая игра! Каждый человек погружён в свою игру, каждый сотворённый движется в ритмичном сценарии бытия, исполняя свою роль, и в этом нет ничего плохого - таков Божественный замысел тварного мира. Игра есть универсальный принцип человеческой деятельности, она лежит в самой основе творчества. Все сферы нашей жизни пронизаны игрой, и это нормально. Наука, политика, образование, медицина, искусство и религия в том числе - везде можно увидеть не только полнокровное здоровье творческого игрового вдохновения, но и фанатичную самодостаточность - игру ради игры, игроманию. Игра в жизнь – это, назначенная свыше модель бытия со своими закономерностями и правилами, и как всякая игра, азартная в своей Божественной гениальности, она может завораживать, замыкаться на себе, превращаясь из средства в цель, из инструмента в кумира.
Также и сфера религии, как составляющая компонента человеческого существования, может быть и серьёзной игрой, и насквозь фальшивой, и такой, которой можно заиграться до безумия.. Вера не может без религии, поскольку та оформляет и организовывает опыт веры, встречи человека с Богом. Но иногда видим, как религия вполне может обходиться не только без веры, но даже и без Бога. Парадокс, но встречаются как бы православные, которые не верят в Бога, и ревнители веры, которые спокойно обходятся без Христа! А для некоторых «богословов» смысл религиозной жизни сводится к своеобразной интеллектуальной игре с перестрелкой цитатами, источниками, к теологическому «спорту»!. Апостол Павел в своих посланиях неоднократно увещевал таковых: «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны». (Тит. 3:9). Можно до потолка увесить свой дом иконами, но при этом ни капли не следовать учению Христа и мечтать о спасении души. Такому важно уже не пережить, но изобразить религиозную жизнь. Верующий человек, увлекаясь сладострастием игры в религию, совсем не замечает, что в какой-то момент он вдруг начинает обходиться без людей, а потом и без Бога, и это никак не мешает ему спасаться. Бог у него должен знать своё место и не выходить за рамки своего «иконного оклада». Бог не должен мешать сценарию собственной религиозной «пьесы»! Театр всегда основан на лжи и обмане, и если религия вместо связи становится тяжёлым театральным занавесом между человеком и Богом, это самое страшное, что может случиться с христианином. Именно поэтому отношение Христа к лицемерам и фарисеям, лгущим Богу, людям и самим себе, да ещё учащим врать других крайне негативное - страшными словами «гробы окрашенные, пророждения ехидновы» (Мф.23:27) обличает Спаситель пагубное лицедейство веры. Духовная жизнь «религиозных игроманов» вскрывает злейший нарыв – почти в каждом из них разгорается адским пламенем огонёк религиозного сладострастия, виртуального ощущения своей "праведной" самодостаточности и ложного всезнайства о точном исполнении религиозного культа. По большому счёту им уже не важны ни люди, ни Бог… Настоящий же христианин тот, кто умеет совместить в своей душе детскую игровую увлечённость и взрослую трезвость, открытость людям - и жизненный опыт, ощущение радости бытия - и понимание, какие в какие фальшивые игры не стоит играть...
Давайте же без утайки спросим себя: Кто я на самом деле – православный христианин или зацикленный религиозный игроман?
 
Последнее редактирование:
Сверху