Дорогой Алексий!
Насколько я понял Вы математику изучали. Как православие относится к теории игр?
Вообще-то я специализировался в области химической физики, в частности занимался математическим моделированием движения реагирующей среды на основе уравнений Навье-Стокса - описательный аппарат теории игр при этом никак не применялся. А теория игр, как и любая другая научная дисциплина, нисколько не доказывает, но и не опровергает существование Бога – она описывает лишь формализованную методологию принятия решений, определяет ожидаемую ценность вариантов действий и предлагает рациональный выбор тех, которые имеют наивысшую ожидаемую ценность. Так, например, простейший пример теории игр - «матрица выигрыша» Паскаля оставляет самому человеку право сделать выбор, аналитически показывая, что вера в Бога является наиболее «выигрышным» вариантом:
- Если Бог существует, и мы не верим в него, нас ждет вечное проклятие.
- Если Бог не существует, и мы верим в него, мы несем лишь незначительные потери — в основном воздержание от запретных удовольствий и отказ от эгоистичного поведения, причиняющего вред другим людям.
- Если Бог не существует, и мы не верим в него, то выигрыш относительно невелик — мы можем позволить себе наслаждаться запретными удовольствиями и быть эгоистами.
- Если Бог существует, и мы в него верим, наградой нам будет вечная жизнь.
Однако для описания и моделирования поведения человеческих популяций методы теории игр применимы лишь ограниченно и с осторожностью поскольку теоретические предположения, используемые при моделировании, зачастую нарушаются в практическом социуме, когда реальные «игроки» вдруг выбирают иррациональное поведение, никак не максимизирующее их суммарную выгоду. Именно так делают (или должны делать) истинные христиане, ибо всё христианство парадоксально и иррационально, а Евангелие проповедует стратегию явно проигрышную с точки зрения «зкономического» человека. Так, Христос говорит:
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?»(Мф.6:25-27). Речь идет не о материальном выигрыше, не о здоровье тела и крепости разума, а именно о душе и для души…
Справедливости ради надо заметить, что теория игр в какой-то степени коррелирует с христианской моралью – так, припоминаю, как некий математик получил Нобелевскую премию по социальной экономике, доказав, что если «игроки», действуют в своих интересах, но по определённым коллективным правилам, то теоретически возможно использовать общественные ресурсы наиболее справедливо, бережно и рационально. Но намного раньше эта «оптимальная тактика» была принесена в мир Сыном Божиим – не быть эгоистами, поступать, сообразуясь с интересами соседей, сотоварищей, соотечественников!
Мы играем с Богом? Или может мы контриграем вместе с Богом против дьявола?
Печальна и тревожна именно «игра с Богом»! К сожалению, многие из нас, имея все внешние признаки христианина, в действительности не живут по Евангелию, а лишь играют в православие, оседлав святые слова, понятия и символы, внешне «воцерковляются», праздно богословствуют и многорекут о Боге, а в действительности искажают суть христианства и превращают свои души в мёртвую зону . Апостол сказал про таких:
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий". (1 Кор. 13:1) Многие ли из нас ищут благодати Святого Духа, освящающей нас – делающей нас святыми? Почему же иногда нам, православным христианам, не только сам подвиг, но даже само это слово вдруг становится чуждо? Почему мы так слепо принимаем всё, что передаёт нам наша смутная эпоха, не различая внешнего от внутреннего, условного от безусловного? Почему мы зачастую принимаем христианство как клуб по интересам, как средство самоутверждения, а не фундаментальную цель существования, не погружаясь полностью в него, как в трудную жизнь Церкви? Быть в Церкви - это значит вступить на тесный и скорбный путь Христов, но как мало дерзающих на это! Сколь же легче быть «близ церковных стен», слушать ангелоподобное пение, играючи подходить к Чаше и размышлять без особого труда об этой тесноте и скорбности. Увы, такие мы - как бы верующие, играющие во Христа... Игры даже с людьми наказуемы, но играть с Богом?.. Нет, это игра в поддавки с дьяволом...
Образок возле входной двери был укреплен дома. И в какой то момент почуствовал запах канализации возле двери. Возможно образ был не освящен. Убрал. Почуствовал благоухание. Батюшка сказал бес играет. Я и подумал что может играть то и плохо а контриграть против бесов может вполне нормально. А Вы что думаете?
Думаю, что причина в вашем нестабильном духовном состоянии, ибо феномен благоухания имеет не объективно-материальную, но скорее психофизическую природу, то есть тесно связан с субъектом восприятия. Так давно, вскоре после обретения мощей прп.
Александра Свирского, мне довелось служить молебен с прихожанами у раки святого. Когда священник открыл крышку, все почувствовали нахлынувшую на нас волну терпкого и упругого воздуха, словно теплый морской прибой с шорохом накатил на пологий берег, ощупывая нас легкими ласковыми шлепками. Радость от свершившегося чуда сгущалась, становилась всё душистей, в ней хотелось купаться, как в море, чтобы она смыла грязь души...
А на обратной дороге мы стали сравнивать свои ощущения. Для меня была в воздушном облаке явлена послегрозовая свежесть напитанной озоном атмосферы - и с тех пор благоухание мне всегда даётся так, словно в память о радостной чистоте деревенского детства. Другие рассказывали, что чувствовали, как навстречу им вырвался поток пряных южных ароматов словно из какого-то ошеломляющего райского сада. И вдруг, совершенно неожиданно, от сидевшей позади всех молчаливой семейной пары я услышал:
"А мы чувствовали смрад..."Через некоторое время они ушли к раскольникам...