Похороны и кремация

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Санкт-Петербург
Православный христианин
Дело в том, что обычай хоронить умерших в земле ближе православному пониманию смерти. Язычники не верили в воскресение мертвых и уничтожали огнем тела умерших. А для православного могила - символ воскресения, подобно зерну, посеянному в земле. Всякое тело исчезает для нас, но Бог сохраняет его элементы. Вся природа, к нашему утешению, внушает мысль о будущем воскресении. Тело призвано стать сосудом Святого Духа, телу воздается поклонение и почитание в момент погребения, как надлежащему воскреснуть во Второе пришествие Господа.
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
"Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины вашего мужа вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!".
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл



"Древнехристианский писатель Минуций Феликс: “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле” (Минуций Феликс. Октавий // Богословские труды. - М., 1981, Сборник 22, с. 161). Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель..."
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Не согласен, что кремация означает неверие в воскресение

Уважаемый Дмитрий, это Вы где такой категоричный вывод нашли (про неверие в воскресение)? Мне показалось, что речь как раз шла о том, что ближе православному пониманию смерти (т.е. об оттенках) а не о неверии.
 
Брат Алексей, внимательно почитайте сообщение администратора, в частности, заявления митрополита Кирилла
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Читаю:

"...как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах...";

"выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение...";

"если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это".

Т.е. никакой категоричности в данном высказывании нет.
 
Дмитрий, если бы она была допустима, тогда и в древности сжигали бы тела. Читая Библию вы не встретите ни одного случая кремации. Там тело умершего даже мазали миром и покрывали белым саваном и хоронили в пещерах. Так же похоронили Иисуса Христа, потом он воскрес. Видите даже в Евангелии нам показан урок как нужно относиться к телу умершего человека.
А кремация это дело безбожников, язычников. Я всегда против этого была. Даже когда моя тетя умерла, было дорого хоронить, за одно самое дешевое место нужно было заплатить 87 тысяч рублей. Ну откуда у нас такие деньги? Но я все равно сказала, что только хоронить, никакой кремации, только через мой труп. Я верила, что Бог поможет похоронить мою тетю. Мы ездили к Матроне просили молитвенной помощи, в Новоспасский монастырь. И что же,Бог помог, мой брат устроился за полгода до смерти тети работать в префектуру и его начальник помог с местом. Брат пожаловался начальнику, что такие дорогие места. Ну и он, добрый человек, помог. Так нам обошлось место в 12 тысяч. Причем кладбище это закрытое, только как говорится для своих. Так что вот он Божий промысл. А кремацию оставьте язычникам.
 
г.Иваново
Православный христианин
Мне кажется более правильным покойника хоронить (закапывать тело в землю), т.к. тут больше проявляется христианское отношение к телу человека, которому надлежит воскреснуть.
 
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), из книги "Дух, душа и тело"
http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/

По ясному свидетельству Откровения, и тела наши воскреснут в жизнь вечную и будут причастны блаженству праведных или нескончаемым мучениям грешников.
В этом тоже камень преткновения для неверующих и глубокая тайна для верующих.
Считают невозможным восстановление и Воскресение тел, совершенно уничтоженных тлением, или сгоревших, превратившихся в прах и газы, разложившихся на атомы.
Но если при жизни тела дух был теснейшим образом связан с ним, со всеми органами и тканями, проникая все молекулы и атомы тела, был его организующим началом, то почему должна навсегда исчезнуть эта связь после смерти тела? Почему немыслимо, что эта связь после смерти сохранилась навсегда, и в момент всеобщего Воскресения по гласу трубы архангеловой восстановится связь бессмертного духа со всеми физическими и химическими элементами истлевшего тела и снова проявится организующая и творящая форму власть духа? Ничто не исчезает, а только видоизменяется.
Другой трудный вопрос, тайна для верующих, состоит в постижении цели Воскресения умерших в их земной всецелости. Для нас более понятно бессмертие духа, освободившегося от уз тела. Почему же необходимо участие в вечной жизни не только духа, но и всецелого человека, с его душой и телом?
Конечно, мы не в силах ясно уразуметь тайну домостроительства Божьего, но все-таки Священное Писание дает нам возможность приподнять завесу над нею.
У святых апостолов Петра и Иоанна Богослова находим мы до некоторой степени разъяснение тайны Воскресения тел человеческих. Они ясно говорят о кончине мира, о великой и страшной катастрофе, которая произойдет во всей Вселенной во время второго пришествия Господа Иисуса Христа.
«Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда НЕБЕСА С ШУМОМ ПРЕЙДУТ, СТИХИИ ЖЕ, РАЗГОРЕВШИСЬ, РАЗРУШАТСЯ, ЗЕМЛЯ И ВСЕ ДЕЛА НА НЕЙ СГОРЯТ» (2Пет.3:10).
И святой апостол Иоанн в своем Откровении ярко изображает эту всемирную катастрофу в отдельных ее фазах.
Что же дальше? Какова цель этого катаклизма?
«Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда « (2Пет.3:13).
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр.21:1–5).
«Се, творю все новое.» Настанет время нового мироздания, новой земли и нового неба. Все будет совершенно иным, и новая жизнь наша будет протекать в совершенно новых условиях. И в этой жизни мы должны обладать полнотой естества нашего. Должны воспринимать вполне новые ощущения обновленными и просветленными чувствами. А, следовательно, будет необходима деятельность той части духа нашего, которую мы теперь называем низшей, физиологической душой.
Будет работать напряженно мысль наша в познании нового мира, в условиях которого будет строиться и приближаться к Богу освобожденный от власти земной, от греховной плоти дух наш. Ум есть часть духа нашего, и потому должен быть бессмертным и мозг наш. Бессмертное сердце будет средоточием новых, чистых и глубоких чувств.
Вечная жизнь не будет только жизнью духа, освобожденного от тела и души, а жизнью в новом Иерусалиме, который так ярко описал святой Иоанн Богослов в своем «Откровении». Бессмертие тела, а не только духа, может быть, имеет и иную цель, полную справедливости и правды цель почтить тела святых, как великие орудия духа, много трудившиеся и страдавшие во время формирования и совершенствования духа в земной жизни. А тела тяжких грешников, бывшие главными орудиями греха, конечно, заслуживают наказания. Могучие и страшные картины Дантова «Ада», вероятно, не плод поэтической фантазии.
Святой апостол Павел в значительной мере раскрывает нам тайну Воскресения тел в 15 главе первого послания к Коринфянам (15, 35–44): «Но скажет кто нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное.»
В землю посеянное, зарытое зерно как бы истлевает, оно перестает существовать как семя, но из него вырастает гораздо большее, чем оно, несравненно более совершенное и по сложности, и по форме новое растение. Бог дает ему форму и красоту и полную пользы и прелести жизнь.
В землю зарывается тело человеческое, и оно перестает существовать как тело. Но из элементов, на которые оно разложится, как из клетки зерна пшеницы, силой Божией воскреснет новое тело, не уничтоженный, немощный и бессильный труп, а новое духовное тело, полное сил, нетления и славы.
«Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:47–49).
При жизни наше тело – перстное, душевное, как тело Адама. По воскресении оно станет иным, духовным, подобным телу небесного второго Адама Иисуса Христа, какое Он имел после славного Воскресения Своего.
Мы не знаем всех свойств тела воскресшего Господа Иисуса Христа. Знаем только, что оно проходило сквозь запертые двери, могло внезапно исчезать из виду (Лк.24:36; Ин.20:19).
Его не сразу узнавали апостолы и мироносицы. В этом славном теле Господь вознесся на небо. Но оно было истинным телом, которое могли осязать апостолы, для которого возможны были и обычные функции человеческого тела (Лк. 24:43). Подобными этому телу Христову будут и наши тела по воскресении в жизнь вечную.
 
МОСКВА
Православный христианин
Читая Символ Веры..,
Православные люди исповедают свою несомненную веру во всеобщее Воскресение из мертвых.
И поэтому повидимому неподобающе выглядит так называемая, - "Кремация".
Надо здесь вспомнить как сжигали своих мёртвых римские и прочие языческие народы..,
они мусор зарывают в землю и понятное дело,
что Им и тогда и поныне странным кажется таковое Православное произволение.
Но мы люди Православные - веруем Сказавшему яко,
Из персти земной взяты мы и,
поэтому вполне логично завершение,
яко в Землю, - отЪидеши...
Ведь Человек, - Он ни тело без души;
Ни душа - безъ тела..,
Но мы веруем предЪстати лицу Господню в этих самых наших телах,
только изменённых по образу Господню ибо Он есть Первенец из мертвых,
Спаситель наш - Иисус Христос!
 
Королёв
Крещён в Православии
Наверное всё же для Бога нет разницы в типе погребения, ведь Он всесилин и всемогущ и по Его воле восстанут все, без разницы, был он погребён в землю, сожжён или даже съеден соплеменниками.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Наверное всё же для Бога нет разницы в типе погребения, ведь Он всесилин и всемогущ и по Его воле восстанут все, без разницы, был он погребён в землю, сожжён или даже съеден соплеменниками.

Сожжение мертвых не оспаривает непосредственно веру в воскресение.
Но есть один главный вопрос, связанный с захоронением.
Чтобы было более понятно приведу Вам пример описания церковного бытия от Ефрема Сирина.
-"Вот если сад подобен трапезе, и в Эдемском саду каждый цветок даровал бессмертие. То есть это мир, в котором Бог всюду, как в церкви. Ведь в церкви ни один предмет не равен себе самому. Вода в храме больше, чем вода. Хлеб на литии больше, чем хлеб. Икона больше, чем доска. Ладан больше, чем смола и так далее. Все пронизано божественным Духом. Вот так же и в Эдемском саду. Все, к чему ни прикасался Адам, это были таинства. Все давало ему радость Богопричастия."
Так и в данном случае смерть христианина, больше чем смерть.

Церковь не отворачивается от тела, а напротив, чтит его. Хотя погребение умерших не является догматической темой, погребение мертвых имеет все же отношение к догматическим верованиям Церкви. Человеческое тело – это храм Святого Духа. Это та самая живая церковь, внутри которой человек призван славить Бога. В принципе там где причастник, там и пролегает в данный момент граница Церкви. И те, кто прославляется Богом в лике святых, по смерти своей на своих мощах, укрепляют живых. Обращаю внимание-не на пепле, а на мощах.

В Церкви человеческая природа может быть свята, и отсюда может составлять с Богом неделимую сущность. Так, во Христе человеческое тело неслитно, нераздельно, неразлучно неизменно объединено с Его Ипостасью, и наше же человеческое тело точнее в нем, может обитать нетварная Божественная благодать, таким образом даруя участие в Божественной жизни, осуществляя благое дело нашего спасения. Поэтому христианин обновляя во Христе и свое тело, ведёт его к избавлению от тленности. Не так ли? Погребение останков, которые позже прославляются как мощи, приобретает священный смысл.

Но можно и не различать духовных символов, а подходить утилитарно. Тогда да, кремация более практична, особенно для больших мегаполисов. Легкий путь как всегда, более привлекателен. о уже в Ветхом Завете сжигание считалось языческой традицией. Сжигание считалось позорным деянием.

И все же Воскресение мертвых, в которое мы веруем, не будет зависеть от того, погребены они были или сожжены или съедены соплеменниками. Но всё-таки по предназначению человека, он сжигаться по смерти не должен. Образу Божиему все таки служат одновременно душа и тело, подчиняя себя духу живущему в нас. Память вечная, молитвенная наша память о предках, как потом и о нас, объединяет нас и прахом захороненным, а не сожженым. Который сжигаясь, как бы отстраняется от мира, от своего присутствия в нем. Гасит память о себе в нем - навсегда. Мне видится именно это и было основной причиной для сожжения ведьм колдунов и другой нечести.

Сжигали в церковной истории и много наших святых и мучеников, по тем самым причинам описанным выше, но вот тут действительно им это нисколько не вредило, так как было воление веры, та внутренняя сила, которая противостояла страху смерти, даже через такое злодейство. Так как их в основном сжигали живьем.
 
Последнее редактирование модератором:
Хочу внести поправку насчёт язычников. В некоторых ранних культурах - за тысячу, полторы тысячи лет до Р. Х. хоронили людей в сидячем положении, некоторых - в лежачем (зависело от культуры и представлений о загробном мире). В Древней Греции и Риме - также хоронили, сверху ставили небольшие стелы с эпитафиями. Также Древний Египет - там вообще культ "жизни после смерти" был, все эти предметы ежедневного быта в гробницах, забальзамированное тело - как бы "вместилище души".

Наши языческие стопка с хлебушком, конфеты на могилу - из этой же серии.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху