Повторять ли грехи на исповеди?

Православный христианин
Добрый вечер!
Отец Сергий, помогите своим советом. Сегодня я исповедовался первый раз, спустя многое количетво лет (наверно лет 15). За это время накопилось большое количество грехов, в том числе и смертных. И вот я решил покаяться перед Богом. Но не сделал одну важную вещь, не примирился с сестрой.
С сестрой мы не общались с лета. Причем, мы с ней вроде бы и не ссорились. Летом, когда мы гостили у наших родителей, я уехал по своим делам. В мое отсутствие сестра с моей женой поругались. С того момента сестра мне не звонила и я ей тоже не звонил. Мы и раньше не часто созванивались, в основном по семейным делам. За несколько дней до исповеди я подумал что надо бы позвонить сестре, но потом решил что вроде бы я с ней и не ругался, да и обиды не держу.
Когда пришел после исповеди домой вдруг вспомнил слова, где то прочитанные: "исповедаться, не примирившись - бесполезно". Вечером я позвонил сестре, поговорили как обычно никакой злобы или обиды друг к другу не было.
Священник который меня исповедовал сказал готовиться к причастию, в ближайшее время собираюсь это выполнить и перед причастием, наверно, снова исповедуюсь.
Но теперь меня не отпускает страх. Неужели я столько собирался сделать этот шаг, смыть с себя тяжесть страшных грехов и все оказалось зря и грехи мне не простились? Нужно ли на следующей исповеди повторять опять все названные грехи?
 
Дорогой Андрей!
Можно перечислить все-все без исключения грехи, но без должного раскаяния - и тогда такая исповедь будет бесполезна и даже вредна для души – потому что может породить у человека фарисейскую иллюзию завершённости духовной работы. Вспомните, например, мысленный монолог самодовольного фарисея – «…я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…» (Лк. 18:9-14). Важно не количество перечисленных грехов, а качество покаяния - исповедь должна переживаться как духовная катастрофа! Необходимо ясно осознать евангельскую истину, что «Царство Божие – внутрь нас есть» (Лк. 17, 21) - и тогда этим мы приобретаем основу для трезвой самокритичности и видения всей своей порочности не только в греховных поступках, но и в самых мельчайших своих помыслах, от которых невозможно полностью освободиться - на духовном пути неизбежны падения и ошибки. Не надо их бояться: на вопрос апостола Павла «Господи, что мне делать?»Иисус Христос ответил: «Встань и иди!» (Деян. 22:10) Эта евангельская рекомендация решает проблему реального, а не формального покаяния: покаяния не на словах, а на деле. Падения и ошибки полезны для человека – они помогают познать самого себя. И есть очень важный момент в исповеди - покаяние не есть периодический эпизод на духовном пути, а постоянное дело жизни: «Если диавол не перестает бороться с нами, то и покаяние не должно быть никогда упраздняемо..» (прп. Марк Подвижник). Всё тайное выходит в исповеди наружу, и так потихоньку совершается целебная духовная работа над собой. Важно покаяние, приносящее плоды, а не его внешнее рассудочное изложение. И верный признак, что исповедь услышана – страдание сердца. Поэтому исповедоваться вторично и многократно никому не возбраняется – лишь Бог знает, какова цена результату…
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Отец Сергий, спасибо за ваш ответ!
Я понимаю, что исповедавшись я не стал праведным человеком, что покаяние - это трудный путь борьбы с грехом и собой длинною в жизнь. На первой исповеди я, в первую очередь, хотел очистится от накопившихся тяжелых, смертных грехов, за которые мне больше всего стыдно перед Богом. О которых, я сокрушался в душе еще до исповеди. Их я и называл самыми первыми на исповеди.
Но сейчас мне стало страшно и тяжело от того, что, как я прочитал, исповедь моя могла быть недействительной из за того, что я не общался с сестрой и не возобновил общение до исповеди. Но я, все же, надеюсь на милосердие Божие. Подскажите, пожалуйста, правда ли, что из за этого таинство исповеди не считается действительным?
Кроме успокоения, это мне еще нужно и для того, что бы знать как готовиться к исповеди перед причастием. Называть ли только те, что совершил снова или составлять список за долгие годы.
Спасибо Вам!
 
Последнее редактирование:
.... правда ли, что из за этого таинство исповеди не считается действительным?
Кроме успокоения, это мне еще нужно и для того, что бы знать как готовиться к исповеди перед причастием. .
Ещё в советское время приснопамятный протоиерей Михаил Сечейко, клирик Князь-Владимирского собора, приходящим к нему на исповедь людям с записанным на бумаге списком грехов, говорил: «Ты что, Брежнев? Без бумажки не можешь?» Покаяние недействительно, если исповедь не переживается как духовная болезнь, ограничиваясь лишь перечислением поступков: съел, нарушил, подумал, посмотрел, не общаюсь с сестрой... Очень редко у человека есть самостоятельно проделанный духовный анализ - критический диагноз, поставленный своему больному состоянию. А именно это и нужно. Готовясь к исповеди необходимо проделывать определенную работу по духовному осмыслению грехов, а священнику докладывать о результате этой работы: я продолжаю малодушничать, я до сих пор не борюсь с раздражительностью, злобой, злопамятством, я не примирился с сестрой и т.д. И так, всё осмысливая, стараться исправиться. А в перечислении грехов нет духовной пользы, ибо человек не понимает, что является причиной таких его поступков...
Дорогой Андрей, у нас здесь целый раздел есть "Как готовиться к причастию" и " Подготовка к исповеди"
Попробуйте осилить самостоятельно, а если не получится - попросите священника в ближайшем храме растолковать - личный контакт придаст вам больше уверенности.
 
Сверху