Постижение (сущих)

Крещён в Православии
Честно говоря я не готов сам как-либо прокомментировать или попытаться разъяснить в собственном понимании следующую цитату из "Вопросоответов к Фалассию" прп. Максима Исповедника
"...
Поэтому прокляты те, которые не научились постигать из созерцания сущих Причину их и природные свойства этой Причины, то есть Силу и Божество. Ибо тварь взывает своими делами и как бы возвещает тем, кто обладает духовным слухом, собственную Причину, троично воспеваемую, то есть Бога и Отца, и неизреченную Его Силу и Божество, то есть Единородное Слово и Духа Святого. Это и есть «невидимое Бога», мысленно созерцаемое от создания мира. ... "
(https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/Voprosootvety_k_falassiyu/#sel=164:1,164:68)

Т.е. некоторое понимание конечно есть, просто сформулировать его в словах (которые есть очень приближенное выражение спектра смыслов, которые понимаются под каждым словом) несколько затруднительно. Поэтому был бы очень благодарен если кто-нибудь выразит свое понимание. Может быть с которого получиться "зацепиться" и соотнести, уточнить "свое понимание".
Наверно лучше процитировать чуть "расширенно":
"... И, таким образом, на основании мудрого созерцания творения мы постигаем учение о Святой Троице, то есть [учение] об Отце, Сыне и Святом Духе. Ибо Слово, как единосущное, есть вечная Сила Божия, а единосущный Дух Святой – вечное Божество.
   Поэтому прокляты те, которые не научились постигать из созерцания сущих Причину их и природные свойства этой Причины, то есть Силу и Божество. Ибо тварь взывает своими делами и как бы возвещает тем, кто обладает духовным слухом, собственную Причину, троично воспеваемую, то есть Бога и Отца, и неизреченную Его Силу и Божество, то есть Единородное Слово и Духа Святого. Это и есть «невидимое Бога», мысленно созерцаемое от создания мира. ..."

 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день!
Весь 13 вопросоответ посвящен познанию логосов - частных проявлений Божественного Логоса в этом мире, в каждой сотворенной вещи.
По мысли преп. Максима правильное, духовное созерцание мира приводит к познанию Бога, человек как бы видит замысел Творца в каждой вещи этого мира, познает смысл ее существование, как в нынешнем состоянии мира, так и в грядущем "вечном благобытии".
Однако есть те, которые изучают мир не для познания Бога, а для своей собственной пользы. Такой путь преподобный считает неправильным. Постижением мира должно быть косвенным следствием постижения Бога, но не самоцелью. Иначе наше знание не будет иметь настоящего смысла. Более того, грех прародителей как раз и заключался в том, что они "обратили взор свой к творению, вместо Творца".
Поэтому он и говорит, что те, которые изучают мир, не пытаясь познать его Бога как его причину находятся под проклятием.
 
Крещён в Православии
Спасибо большое.

А можно я попробую "другими" словами. Правильное духовное (без запятой), поскольку правильное – в Духе Святом, а просто слово духовное - многовариантно. Правильное духовное, мудрое созерцание творения приводит к постижению учения о Святой Троице. "Видеть Бога в каждой травинке" - не образное, идиоматическое выражение, а как раз самая что ни на есть реальность, абсолютно реальное внутреннее состояние при котором в созерцании творения Божия видятся, осознаются, понимаются логосы бытия творения, цель Божьего промысла и Его опекаемое действие. Те, кто не научился из созерцания сущих постигать Силу и Божество, прокляты потому что созерцание творения имело причину не постижение, или не только причину - постижение Творца, но и другие причины. И "уход" на любую другую "дорожку" (причину, цель) в созерцании приводит к проклятию. Ну и еще попробую ближе к "практике" сформулировать:
- не надо самостно, своевольно "лезть" в созерцания, совсем не "простое", не безопасное это дело. Надо таки сначала от побочных "векторов") очиститься, ну а уж когда, и полезно ли вообще созерцание – Господь подведет, укажет, один Он сердца ведает.
?
 
Сверху