Здравствуйте, Екатерина!
Сказания Евангелистов относительно тех или иных обстоятельств деятельности Христа иногда и действительно «расходятся» между собой. Как правило такие «расхождения» не являются результатом неточности изложения, поскольку не противоречат друг другу, а «лишь» взаимодополняют изложенное.
Однако, тексты Святого Евангелия содержат и некоторые несущественные, малозначительные («настоящие») разногласия, в чём, однако, по мнению святителя
Иоанна Златоуста, следует видеть не столько недостаток или «минус», сколько «плюс». Вот его слова: «Разве один евангелист не мог написать всего? Конечно мог, но, когда писали четверо, писали не в одно и то же время, не в одном и том же месте, не сносясь и не сговариваясь между собой, и, однако, написали так, как будто всё произнесено одними устами, то это служит величайшим доказательством истины» [цит. по: 1, с. 20]. Опять же, с другой стороны: «Если бы они были до точности согласны во всём — и касательно времени, и касательно места, и самых слов, то из врагов никто бы ни поверил, что они написали Евангелие, не сошедшись между собой и не по обычному соглашению, и что такое согласие было следствием их искренности. Теперь же представляющееся в мелочах разногласие освобождает их от всякого подозрения и блистательно говорит в пользу писавших» [цит. по: 1, с. 20].
Что же касается самих произнесенных Спасителем слов на Кресте, святитель
Димитрий Ростовский сводит их совкупность и последовательность к следующему:
«Первое. Молясь о распинающих, Он так сказал Отцу Своему:
Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34)...
Второе. Когда проходящие мимо хулили Его, качая своими головами и говорили:
Разрушающий храми и в три дня созидающий! Если Ты СынБожий, спаси Себя Самого и сойди со Креста (Мф. 27:40; Мк. 15:29), тогда и разбойники, распятые с Ним поносили Его. Иисус, слышав, как неблагодарный народ и враги Его даже на Кресте оскорбляли Его своей неблагодарностью и поносили Его, возопил громко, говоря:
Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27:46)...
Третье. Один из повешенных с Ним злодеев хулил Его, говоря:
если Ты Христос, спаси Себя и нас (Лк. 23:39). Другой же останавливал его, говоря:
или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал он Иисусу:
помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю (Лк. 23:42-43)...
Четвертое. Иисус, видя стоящих при Кресте Мать Свою и ученика, которого Он любил,
говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19:26-27)...
Пятое. После этого Иисус, зная, что все уже свершилось, сказал, да сбудется Писание:
жажду (Ин. 19:28).
Шестое. Когда Иисус принял уксус, Он сказал:
свершилось! (Ин. 19:30)...
Седьмое. Громко воскликнув, Иисус сказал:
Отче! в руки Твои предаю дух мой (Лк. 23:46)» [2, с. 341-347].
Храни Вас Господь!
1.Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2005.
2.Путь на Голгофу — путь к Воскресению. М.: Изд. Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2007.