Появление греха и развитие греха.

Православный христианин
Здравствуйте, отец Герман.

Будьте добры, поясните пожалуйста сложный для меня вопрос.
Согласно Святым отцам, если я правильно понимаю, страсть в человеке появляется путем появления греховных помыслов, диалога с ними без призывания помощи и дозволения Господа, соглашения с ними, принятия их, порабощения ими и полного замещения ими добродетели.
Эта цепочка - суть устройства человека? Разве Ева и Адам в итоге были подвержены каким либо страстям? Заповеди нарушили, не покаялись, получили наказание от Бога:

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.


но, при всем при этом они стали мгновенно подвержены страстям?
И собственно виды греха, все возможные, умышленные и неумышленные, тайные и явные, грехи тела и разума - они развивались постепенно или им всем стал подвержен человек сразу?
То есть если попытаться заглянуть за пределы Эдемского сада и идти по следам первых людей, можем мы сделать вывод, что Адам и Ева согрешили в чем то еще, кроме отрыва себя от Бога (Причастия в осуждение)

И еще в продолжение темы о грехе. Можно ли сопоставлять греховное состояние людей при рождении Христа и при его втором пришествии? Мы знаем чем заканчивается Библия. Человечество неудержимо катится в пропасть. То есть греховное состояние людей должно быть грубо говоря похуже чем при Содоме и Гоморре? Если фигурально выразиться - чаша весов стремящихся к Богу, еще помнящих его и призывающих его имя должна быть перевешена всеми остальными?

Буду благодарен за ваши комментарии .
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день!
По первому абзацу все так - Вы воспроизвели классическую модель греха: помысел-сложение-сочетание-грех-греховная привычка. Эта ситуация состояния нынешнего несовершенного человека многократно подтверждена и подтверждается всеми опытным (увы) путем.

Насчет вопроса таким же путем произошло грехопадения Адама и Евы можно лишь предполагать, поскольку достоверных свидетельств нет. Из текста Библии и некоторого "домышления по аналогии" можно предположить, что путь был схож и так же направлен от тонкого к грубому: сомнение-допущение в уме-желание-соглашение-собственно грех-отказ от покаяния.

Действительно, есть мнения (увы не могу воспроизвести их авторов - не помню), что с момента самого греха (образно говоря "первого укуса") у человека сразу закрылись духовные глаза и он стал говоря современным языком "тупить". поэтому, например, решил спрятаться от Всеведующего. Иные последствия же греха стали проявляться постепенно после изгнания из рая и, в конце концов, увенчались смертью (хотя и спустя очень много лет).

Остальные соображения, вроде "дополнительного греха" или размышления на тему "что же именно скрывается за образом вкушения запрещенного плода?" возможны, но не более.

Если сопоставлять "динамику греховности" между первым и вторым пришествием Христа, то изменилось не сколько "количество грехопадений на общий процент населения земли за день", сколько вопрос личного выбора и, как следствие, ответственности - сейчас. после Жертвы на Голгофе, стало больше возможностей удержаться и не пасть.
Что же касается чаши весов греха и добродетели я бы вообще поостерегся размышлять о том, что, где и когда перевесит - это уже категории Промысла.
Новый Завет учит, что перед вторым пришествием будет очень плохо, но праведники все равно останутся.
 
Православный христианин
Спасибо за ответ.
То есть если я правильно понял, все таки грех, его "полутона" и "оттенки" развивался грубо говоря как научно-технический прогресс. Человек открывал для себя новые удовольствия, развивалось общество, отношения и находились новые способы нарушить заповеди Господни.
Но с другой стороны вся физиология заложена в человеке изначально, и разум был изначально. Стало быть и первый человек способен грешить как современный, но просто еще не знает, на что он способен.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Не обязательно, хотя очень даже возможно.
Просто у нас сильно не хватает сведений для описания мышления Адама до грехопадения, наш опыт мышления относится уже к ситуации падшего мира.
 
Сверху