По следам Прощеного воскресенья

Киев
Православный христианин
Как и в прошлые годы, в этот день посещали помыслы:
1. Многие настоящие православные очень любят чин прощения, который совершали сегодня в храмах на вечерней. Честно скажу - ни разу его не посещал: какое-то время вообще не знал о его существовании. А потом... как-то странно было (и есть) - просить в храме прощения у совершенно незнакомых людей. Я понимаю так, что этот обычай имел большой смысл в монастырях, когда подвижники расходились по затворам или в пустыню на весь пост и просили прощения у братьев/сестер, возможно, в последний раз. Но там они действительно друг друга хорошо знали и, вероятно, было за что просить прощения. Также я могу это понять в случае устоявшегося небольшого прихода, где тоже все друг друга знают. Но в большом городском храме, где люди друг друга часто не знают вообще, просить у них прощения - ну как-то попахивает лицемерием... Нет?
2. Хорошо искренне попросить прощения у человека, который тоже православный, понимает суть этого процесса. Но просить прощения у далеких от веры людей, коими является большинство родственников и знакомых - фактически порождать у них мысли о твоем лицемерии - они наверняка думают, что ты делаешь это не искренне, а потому что традиция такая. Соответственно, и прощение у них зачастую такое же - фейковое.
3. И наконец, как-то особенно задумался сегодня - а как быть с ситуацией, если ты обижаешь человека, будучи, в общем-то прав - не какими-то грубостями, а просто тем, что ты высказывал, например, мнение, противоположное его убеждениям. В том числе и по религиозным соображениям. Например, придется где-то в лицо католику говорить, что его "церковь" - еретическое собрание. Ему будет несколько неприятно. И я бы хотел попросить у него прощения за обиду, которую ему доставили мои слова. Но ведь я не считаю себя неправым - если ситуация повторится, я скажу то же самое. Как просить прощения за слова, о которых ты не сожалеешь?
 
Киев
Православный христианин
Кстати, про постоянно пропускаемые службы - завтра и всю неделю очередной раз НЕ посещу чтение канона св. Андрея Критского(( Говорят, очень хорошая и полезная служба. Однако, совершенно не сочетается с работой...
 
Россия
Православный христианин
Леонид, мне кажется к чину прощения необходим немного другой подход. В лице незнакомых людей в храме вы как бы просите прощения вообще у всех незнакомых вам людей, которых вы ненароком словом или делом обидели в жизни.
Просить прощение у неверующих родственников нужно и необходимо, и неважно, что они подумают, важно, что вы от сердца просите их вас простить, а уж как они это воспринимают не ваша забота. Многие неверующие вообще считают верующих фанатиками, что ж теперь не верить что ли?
Даже будучи тысячу раз правым, необходимо уметь преподнести правду так, чтобы не обидеть ей других. А если не умеешь этого сделать и твои слова резки и обижают других, то за это и стоит просить прощения.
 
Православный христианин
Старый мем из ТГ А.Люльки:
1710752726337.png
 
Православный христианин
Как и в прошлые годы, в этот день посещали помыслы:
1. Многие настоящие православные очень любят чин прощения, который совершали сегодня в храмах на вечерней. Честно скажу - ни разу его не посещал: какое-то время вообще не знал о его существовании. А потом... как-то странно было (и есть) - просить в храме прощения у совершенно незнакомых людей. Я понимаю так, что этот обычай имел большой смысл в монастырях, когда подвижники расходились по затворам или в пустыню на весь пост и просили прощения у братьев/сестер, возможно, в последний раз. Но там они действительно друг друга хорошо знали и, вероятно, было за что просить прощения. Также я могу это понять в случае устоявшегося небольшого прихода, где тоже все друг друга знают. Но в большом городском храме, где люди друг друга часто не знают вообще, просить у них прощения - ну как-то попахивает лицемерием... Нет?
2. Хорошо искренне попросить прощения у человека, который тоже православный, понимает суть этого процесса. Но просить прощения у далеких от веры людей, коими является большинство родственников и знакомых - фактически порождать у них мысли о твоем лицемерии - они наверняка думают, что ты делаешь это не искренне, а потому что традиция такая. Соответственно, и прощение у них зачастую такое же - фейковое.
3. И наконец, как-то особенно задумался сегодня - а как быть с ситуацией, если ты обижаешь человека, будучи, в общем-то прав - не какими-то грубостями, а просто тем, что ты высказывал, например, мнение, противоположное его убеждениям. В том числе и по религиозным соображениям. Например, придется где-то в лицо католику говорить, что его "церковь" - еретическое собрание. Ему будет несколько неприятно. И я бы хотел попросить у него прощения за обиду, которую ему доставили мои слова. Но ведь я не считаю себя неправым - если ситуация повторится, я скажу то же самое. Как просить прощения за слова, о которых ты не сожалеешь?
Даже когда просишь прощения у тех, кому, казалось бы, ничего не сделал, получаешь Благодать. Все отмечают благодатное и мирное состояние после чина прощения. Связано это, вероятно, с тем, что каждый наш грех, даже малый, как писали святые отцы, отражается на судьбе всего мира, и наносит урон всему миру, подвигая его от жизни в смерть, от обновления к тлению.

А значит любой грех наносит урон и всей Церкви, и каждому человеку в ней, и всей Вселенной. По сути мы, будучи людьми грешными, все виновны не только перед Богом, но и друг перед другом, и если мы искренние христиане, мы должны это исповедовать, прося прощения друг у друга, когда нам представляется для этого малейший повод. Не зря же некоторые святые искренне и со слезами просили прощения друг у друга каждый вечер.

Если мы достигаем такого покаянного состояния, это угашает наше тщеславие, позволяет не считать себя лучше других, смиряет нас, и поэтому это высоко перед Богом. И конечно это традиция, это настоящая христианская традиция - прощать и просить прощения. Поэтому если кому-то кажется, что это неискренне, пусть прислушаются к себе и к той светлой благодатной радости, которая зажигается внутри после этого.

Что касается нанесённых обид от вразумления людей, Бог смотрит на наше намерение. Если мы с любовью говорим неприятные вещи, и не делаем это чтобы просто сделать человеку больно, то даже если человек и обиделся по своей чувствительности, он видит, что это говорится от убеждённости, а не для уязвления, с любовью, а не с уничижением. Такой человек быстро отойдёт и наверняка вернётся к теме. И самое главное, перед тем, как кого-то вразумлять, нужно сто раз подумать, с какими аргументами это делать, чтобы человек, даже не согласившись или обидевшись, получил пользу. То есть получил пищу для размышления и проверки, чтобы продвинуться на пути к Истине. И перед этим обязательно нужно помолиться о человеке, которого будешь вразумлять, призывая благодатную помощь Божию в этом деле — это совет святых отцов. Если мы вразумляем с любовью и без превозношения, просить прощения действительно не нужно, зла в этом нет, как нет зла и в том, чтобы строго одёрнуть зарвавшегося богохульника или еретика, активно несущего свою душевредную ересь в массы.
 
Православный христианин
Сказал какую - нибудь гадость или ложь , кто - то услышал ,передал другому . Как инфекция ,зараза . Очень может быть ,что из стоящих в храме рядом со мной есть кто - нибудь заразившихся моим словом ( или делом). Поэтому и просим прощения у них.( На всякий случай).
 
Православный христианин
Это как в анекдоте.
- Вы сделали самое главное для того, чтобы начать бегать по утрам, купили очень дорогую экипировку, вам станет жалко выбросить деньги на ветер.
Попросили прощения, иногда через не могу, постепенно появляется симпатия к людям, жалко ее терять, разбазаривать обидами, так нарабатывается навык к симпатии и отчуждение от обид. Во всяком случае, у меня так.
 
Православный христианин
Это как в анекдоте.
- Вы сделали самое главное для того, чтобы начать бегать по утрам, купили очень дорогую экипировку, вам станет жалко выбросить деньги на ветер.
Попросили прощения, иногда через не могу, постепенно появляется симпатия к людям, жалко ее терять, разбазаривать обидами, так нарабатывается навык к симпатии и отчуждение от обид. Во всяком случае, у меня так.
Про это хорошо говорил святой Иосиф Исихаст своим послушникам: "...Если мы потеряем Благодать, где же мы потом её найдём?".
 
Православный христианин
Как и в прошлые годы, в этот день посещали помыслы:
1. Многие настоящие православные очень любят чин прощения, который совершали сегодня в храмах на вечерней. Честно скажу - ни разу его не посещал: какое-то время вообще не знал о его существовании. А потом... как-то странно было (и есть) - просить в храме прощения у совершенно незнакомых людей. Я понимаю так, что этот обычай имел большой смысл в монастырях, когда подвижники расходились по затворам или в пустыню на весь пост и просили прощения у братьев/сестер, возможно, в последний раз. Но там они действительно друг друга хорошо знали и, вероятно, было за что просить прощения. Также я могу это понять в случае устоявшегося небольшого прихода, где тоже все друг друга знают. Но в большом городском храме, где люди друг друга часто не знают вообще, просить у них прощения - ну как-то попахивает лицемерием... Нет?
2. Хорошо искренне попросить прощения у человека, который тоже православный, понимает суть этого процесса. Но просить прощения у далеких от веры людей, коими является большинство родственников и знакомых - фактически порождать у них мысли о твоем лицемерии - они наверняка думают, что ты делаешь это не искренне, а потому что традиция такая. Соответственно, и прощение у них зачастую такое же - фейковое.
Всегда находится, за что попросить прощения: согрешить же можно не только словом или делом, а и помышлением. В Соловецком монастыре после вечернего богослужения принято просить прощения каждому у каждого, начиная со священноначалия, затем у монахов, далее у трудников и у простых паломников.
3. И наконец, как-то особенно задумался сегодня - а как быть с ситуацией, если ты обижаешь человека, будучи, в общем-то прав - не какими-то грубостями, а просто тем, что ты высказывал, например, мнение, противоположное его убеждениям. В том числе и по религиозным соображениям. Например, придется где-то в лицо католику говорить, что его "церковь" - еретическое собрание. Ему будет несколько неприятно. И я бы хотел попросить у него прощения за обиду, которую ему доставили мои слова. Но ведь я не считаю себя неправым - если ситуация повторится, я скажу то же самое. Как просить прощения за слова, о которых ты не сожалеешь?
Бывает такое на форумах: знаешь, что человеку будет неприятно узнать твоё противоположное мнение и находишься перед выбором: выразить его или не выразить.
 
Православный христианин
Бывает такое на форумах: знаешь, что человеку будет неприятно узнать твоё противоположное мнение и находишься перед выбором: выразить его или не выразить.
"Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением." Первое послание Петра 3:15-17. Толкователи считают, что в этом отрывке речь идёт не только о благоговении относительно предметов богомысленных, но и относительно того человека, которому ты доносишь Истину, поскольку каждый человек есть образ Божий.

Авва Дорофей говорил так: "Даже не подходи к человеку со словами обличения, если у тебя нет слов исправления." То есть если не имеешь любви к людям, лучше не приступать к подобному, иначе пользы не будет ни тому человеку, ни вам, только лишь одни смущения и раздоры.

Однако нужно и различать людей пустых, занимающихся рассуждением не ради поиска Истины, а ради самого рассуждения, или говоря проще, софистикой и суемудрием ради самолюбования. С такими рассуждать — это бисер метать, поскольку их гордыня не даёт им приобщиться к Вере и стяжать благодатное ведение. О них нужно помолиться и оставить на Волю Божию.
 
Православный христианин
"Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением." Первое послание Петра 3:15-17. Толкователи считают, что в этом отрывке речь идёт не только о благоговении относительно предметов богомысленных, но и относительно того человека, которому ты доносишь Истину, поскольку каждый человек есть образ Божий.
"Это другое": когда у тебя спросят о твоей вере, следует ответить: "православный христианин".
Авва Дорофей говорил так: "Даже не подходи к человеку со словами обличения, если у тебя нет слов исправления." То есть если не имеешь любви к людям, лучше не приступать к подобному, иначе пользы не будет ни тому человеку, ни вам, только лишь одни смущения и раздоры.
Нет, я не про обличение, а просто про иное мнение, которое действует на некоторых людей, как красная тряпка на быка.
Однако нужно и различать людей пустых, занимающихся рассуждением не ради поиска Истины, а ради самого рассуждения, или говоря проще, софистикой и суемудрием ради самолюбования. С такими рассуждать — это бисер метать, поскольку их гордыня не даёт им приобщиться к Вере и стяжать благодатное ведение. О них нужно помолиться и оставить на Волю Божию.
Можно же вообще с "подозрительным" человеком не общаться, т.е. не отвечать конкретно ему. Кем-то задана тема обсуждения, другой человек выразил своё мнение в теме, далее задумываешься: выразить ли тебе иное мнение, по предыдущему опыту зная его возможную бурную реакцию на любое иное мнение. С одной стороны единоверного брата своего надо бы не раздражать, с другой стороны возникает вопрос: а тема-то для чего была создана? Разве не для выражения своих мнений участниками форума? Не этот форум имеется в виду. Здесь-то относительно спокойно.
 
Православный христианин
"Это другое": когда у тебя спросят о твоей вере, следует ответить: "православный христианин".
Вы очень узко понимаете эти слова. Наше упование на Христа это и про правильное исповедание Веры православной. Именно его мы несём людям, которые спрашивают нас о нашей Вере, или спорят о ней. Что толку, если человек из любой деноминации, считающей себя христианской, даст ответ что он христианин, это вас никак не сблизит, если он несёт протестантскую ересь.
Нет, я не про обличение, а просто про иное мнение, которое действует на некоторых людей, как красная тряпка на быка.
Любое слово о том, что человек верует неправильно, это обличение в ереси, особенно если он активно несёт её людям, как это делают протестанты. Это нужно понять, чтобы стало ясно, почему это как красная тряпка. Говоря человеку об этом, мы ему говорим, что он совершенно уклонился от Истины, от Бога, и Спасения не наследует.
"Это другое": когда у тебя спросят о твоей вере, следует ответить: "православный христианин".Нет, я не про обличение, а просто про иное мнение, которое действует на некоторых людей, как красная тряпка на быка.Можно же вообще с "подозрительным" человеком не общаться, т.е. не отвечать конкретно ему. Кем-то задана тема обсуждения, другой человек выразил своё мнение в теме, далее задумываешься: выразить ли тебе иное мнение, по предыдущему опыту зная его возможную бурную реакцию на любое иное мнение. С одной стороны единоверного брата своего надо бы не раздражать, с другой стороны возникает вопрос: а тема-то для чего была создана? Разве не для выражения своих мнений участниками форума? Не этот форум имеется в виду. Здесь-то относительно спокойно.
Людей, несущих на форуме целыми рукописными томами абсолютную чушь, вы ни в чём не переубедите. Но одёргивать их периодически нужно хотя бы в ответ на самые грубые заблуждения и не продолжать полемику. Если каждый так с ними поступает, они в итоге снижают активность, потому что позориться неведением среди людей православных им неприятно. А если от человека исходит явная хула на Бога или приравнивание Православного Христианства к языческим культам, таких нужно вышвыривать с форума, а не вести с ними беседы. Беседы нужно вести с людьми, которые воспринимают сказанное, а не противоречат в каждом слове.
 
Крещён в Православии
Как и в прошлые годы, в этот день посещали помыслы:
1. Многие настоящие православные очень любят чин прощения, который совершали сегодня в храмах на вечерней. Честно скажу - ни разу его не посещал: какое-то время вообще не знал о его существовании. А потом... как-то странно было (и есть) - просить в храме прощения у совершенно незнакомых людей. Я понимаю так, что этот обычай имел большой смысл в монастырях, когда подвижники расходились по затворам или в пустыню на весь пост и просили прощения у братьев/сестер, возможно, в последний раз. Но там они действительно друг друга хорошо знали и, вероятно, было за что просить прощения. Также я могу это понять в случае устоявшегося небольшого прихода, где тоже все друг друга знают. Но в большом городском храме, где люди друг друга часто не знают вообще, просить у них прощения - ну как-то попахивает лицемерием... Нет?
2. Хорошо искренне попросить прощения у человека, который тоже православный, понимает суть этого процесса. Но просить прощения у далеких от веры людей, коими является большинство родственников и знакомых - фактически порождать у них мысли о твоем лицемерии - они наверняка думают, что ты делаешь это не искренне, а потому что традиция такая. Соответственно, и прощение у них зачастую такое же - фейковое.
3. И наконец, как-то особенно задумался сегодня - а как быть с ситуацией, если ты обижаешь человека, будучи, в общем-то прав - не какими-то грубостями, а просто тем, что ты высказывал, например, мнение, противоположное его убеждениям. В том числе и по религиозным соображениям. Например, придется где-то в лицо католику говорить, что его "церковь" - еретическое собрание. Ему будет несколько неприятно. И я бы хотел попросить у него прощения за обиду, которую ему доставили мои слова. Но ведь я не считаю себя неправым - если ситуация повторится, я скажу то же самое. Как просить прощения за слова, о которых ты не сожалеешь?
думается что просить прощения на чине прощения надо не у людей а у Всевышнего, вчера была на чине и думаю пойти и сегодня если получиться. Ну и пусть как вам кажется другие каются фейково, я каялась искренне, но опять таки - реально увидеть что ты грешен - это получается на практике после постоянного чтения утренних и вечерних молитв - там же есть такое - дай мне увидеть свои прегрешения, это прямо надо так тщательно проговаривать, потом приходит время когда прямо тебя пронзает - а ты реально то грешен, вот это сделала вот это, сколько много ненужного сказала, сколько фигни передумала, а то что касаемо высшего пилотажа - любви к ближним - так ее вообще в мире мизер и выдавливаем ее из себя по крохам... Реально - ну кто ходит в больницы, кто бесплатно что то делает для других? В мире единицы.

А насчет того что обижаешь кого то своим противоположным мнением - мне кажется если не досаждать человеку своим противоположным мнением а просто один раз высказать и все - никакой обиды не будет. А если мозг ему взрывать каждый раз своим мнением - конечно тут будут обиды.
 
Православный христианин
Вы очень узко понимаете эти слова. Наше упование на Христа это и про правильное исповедание Веры православной. Именно его мы несём людям, которые спрашивают нас о нашей Вере, или спорят о ней. Что толку, если человек из любой деноминации, считающей себя христианской, даст ответ что он христианин, это вас никак не сблизит, если он несёт протестантскую ересь.
Не христианин, а православный христианин и только тем, кто потребует указать наше упование. Более ничего от нас не требуется. Всё, что выше, факультативно.
Любое слово о том, что человек верует неправильно, это обличение в ереси, особенно если он активно несёт её людям, как это делают протестанты. Это нужно понять, чтобы стало ясно, почему это как красная тряпка. Говоря человеку об этом, мы ему говорим, что он совершенно уклонился от Истины, от Бога, и Спасения не наследует.
Людей, несущих на форуме целыми рукописными томами абсолютную чушь, вы ни в чём не переубедите. Но одёргивать их периодически нужно хотя бы в ответ на самые грубые заблуждения и не продолжать полемику. Если каждый так с ними поступает, они в итоге снижают активность, потому что позориться неведением среди людей православных им неприятно. А если от человека исходит явная хула на Бога или приравнивание Православного Христианства к языческим культам, таких нужно вышвыривать с форума, а не вести с ними беседы. Беседы нужно вести с людьми, которые воспринимают сказанное, а не противоречат в каждом слове.
Изначально мною было написано Леониду не о вопросах веры.
 
Православный христианин
Не христианин, а православный христианин и только тем, кто потребует указать наше упование. Более ничего от нас не требуется.
Если считаете, что от вас ничего более не требуется, то лучше не вступать в дискуссии. Это заведомо слабая позиция.
 
Москва
Православный христианин
Как и в прошлые годы, в этот день посещали помыслы:
2. Хорошо искренне попросить прощения у человека, который тоже православный, понимает суть этого процесса. Но просить прощения у далеких от веры людей, коими является большинство родственников и знакомых - фактически порождать у них мысли о твоем лицемерии - они наверняка думают, что ты делаешь это не искренне, а потому что традиция такая. Соответственно, и прощение у них зачастую такое же - фейковое.
Здравствуйте, Леонид.
У каждого человека свой опыт, в том числе, и по поводу испрашивания прощения в Прощённое воскресенье. Скажу только за себя.
У меня был такой опыт что просила прощение находясь в церкви на службе, у тех, кто там находился. Вернее у тех, кого более или менее знала. И даже среди этих прихожан была такая прихожанка которая ответила мне когда я подошла к ней испрашивать прощение: - что ей меня не за что прощать. Поэтому, даже те кто находятся в церкви, по сути, не принимают такового к ним обращения, за прощением.

Есть опыт так же, когда просила прощение у нецерковного человека, не в прощённое воскресенье, даже. На что получила ответ, не занимайся дурью (смысл ответа приблизительно был такой). Теперь не вижу смысла просить прощение у всех подряд, даже в прощённое воскресенье. Прошу прощение у человека сразу, когда знаю что его обидела. Или через какое-то время когда испрашивание прощения будет на самом деле нужно и для меня и для другого человека. Когда обидешь человека, знаешь как и чем обидел. Словом, поступком. И он знает за что прошу у него прощение. И несу всё на исповедь. Каюсь и в поступках и в мыслях против кого-то или чего-то.

А получать ответы в свой адрес, такие о каких написала выше, больше - не хочется. В моей жизни достаточно случаев для смирения Господь посылает.
Теперь придерживаюсь такого мнения что -

- "В Прощеное воскресенье нужно просить прощения в первую очередь у тех, кого вы, действительно, чем-то обидели"(c).

Ещё, придерживаюсь того мнения, что жить нужно как верующей каждый день. А не просить прощение, совершая потом плохие поступки. Написала о своём отношении к испрашиванию прощения. У других людей отношение к этому вопросу может быть другое. Все мы разные люди.
_______________________________

- "... церковная традиция говорит о том, что мы просим прощения вообще у всех"(c).

Я её не придерживаюсь. Выше объяснила - почему.

(Слова в кавычках взяла из ответа протоиерея Игоря Фомина, по ссылке ниже)

 
Последнее редактирование:
Сверху