Патрология и Церковная Истина на внешне несерьезном примере

сомневающийся
Отношение к танцам.
Можно (если надо - сделаю) сделать много выписок, что Отцы осуждали танцы.
Я нашел только одно мнение "не совсем против".

Трудный вопрос о детях: когда бывают в кругу родных и сверстников, допускать ли их к картам и к танцам? Как это решить — не знаю. Что вошло в обычай светских обращений, трудно противостать, сообращаясь с миром. Просто надобно быть исповедником, перенося укоризны, насмешки и презрение. Но и допустить с юных лет до карт — это может со временем обратиться в привычку и даже в страсть; также и танцы, которые назвал один мудрый проповедник “Иродиадино искусство” и которые мир считает невинным удовольствием в обществе, а в сущности оные греховны. Сколько можно, надобно внушать детям, что для них вредно и то и другое; но они, смотря на других детей, упражняющихся в сих забавах, или будут им завидовать, или осуждать, а себя считать лучшими их. И тут подобает иметь мудрость, но не со своим разумом, а молить Господа, да упремудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских.
Насколько понял - Макарий Оптинский говорит, что запрещать может оказаться еще хуже. Но тоже не одобряет.

Практика современной Церкви, что танцы не осуждаются и частично - даже поощряются.
На концерте участники съезда пели на разных языках. Звучали народные украинские, белорусские песни, духовные песнопения. Завершилась культурная программа съезда традиционным балом в зале Паломнического центра Курской епархии.
http://www.patriarchia.ru/db/text/5481162.html (это сейчас первая ссылка, которую нашел, но если надо буду делать выписки про православные балы)

Получается - либо Отцы неправы, либо руководство нынешней Церкви неправо.
Встречал по именно этому вопросу мнение "надо понять, что Церковь не казарма" НО - тогда получится, если последовательно мыслить, что "И чему Отцы учили неважно, и что делает ныне Церковь - неважно"(((

Может вопрос таки можно решить?!

Скажем, когда я спросил ранее
"Одинаково трудно сказать и что за послушание иконоборческой Церкви люди автоматически шли в ад, и что спасение в ней было."
Вы сказали, что в принципе нельзя пытаться так однозначно решать, кто спасется, а кто нет, иначе будут множиться абсурдные вопросы и абсурдные ответы на них.
(Примечание. Мой пересказ Вашего ответа несколько вольный, Вы написали точно говоря:
"Во-первых, сразу убираем вопрос кто идет в ад, а кто спасается - это в принципе вопрос исключительно Бога. С нашими трехмерными мозгами пытаться осознать пути Его промысла не получится.")
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!

Вопрос на самом деле очень даже важный и серьёзный.

Собственно, сама суть патрологии лежит в том, чтобы понять мысль Отцов максимально точно. А это возможно только чётко осознав в каких обстоятельствах, кому и как они писали свои сочинения. Если об этом забыть, то простое чтение из творений вне контекста может привести к ошибочному или неточному пониманию.

Мы всегда должны помнить, что писания Отцов составляют лишь часть византийского наследия, причём достаточно специфичную и замкнутую в себе. Отцы писали для монахов и немногих мирян ищущих максимального совершенства. Для таковых танцы (равно как и многие другие аспекты светской культуры) явно не нужны.

Другое дело, что между "стать совершенным святым" и "попасть в ад" существует огромное количество вариантов развития событий. Да, святые отцы, не любили танцы и считали их помехой, однако в Византии танцевальная культура не исчезала никогда. Источники упоминают о танцах горожан во время праздничных шествий (включая даже такое специфическое действие как танец мясников с большими ножами), существовали военные танцы с оружием и без и много чего еще.

Поэтому дихотомия "либо Отцы не правы, либо руководство нынешней Церкви" ложна. В Церкви всегда существовал определенный спектр мнений по тем или иным вопросам житейского характера. Просто высказывания против танцев до нас дошли, будучи частью сверхценного монашеского наследия, а высказывания обычных священников и епископов тех же веков, допускавших для мирян эту часть культуры, нет, в том числе и поскольку были в устном виде. Достаточно наивно считать, что эпоху, когда читать и писать умела лишь малая часть населения, можно реконструировать по дошедшим до нас поучениям специфической части общества.
Если человек стремится к совершенству и соединению с Богом, он сам "перерастет" свои светские увлечения, а если он еще "не дорос"до этого, то никакие запреты не помогут (речь, разумеется, не идет о прямых нарушений заповедей, тут уж четкие запреты "не убей", "не укради" и пр. вполне уместны).

Кроме того, я надеюсь Вы понимаете, что танцы бывают разными. Одинаково относиться к брейк-дансу, стриптизу, классическому балету, народным танцам и военным вальсам просто абсурдно. В каком-нибудь VII веке в Византии тоже танцы были разными. Отцы, давая свои советы, настаивали, что их надо применять с рассудительностью (поэтому св. Антоний эту добродетель ценил едва ли больше всех), сообразуясь с ситуацией, силами и обстоятельствами. Соответственно и слушатели этих поучений по контексту и по устной культуре прямой передачи традиции могли выстроить подход к одним танцам "ну, ладно, если вам так хочется, то танцуйте, только потом в церковь не забудьте сходить", а к другим "фу, какая мерзость! Это неприлично для любого христианина".
 
Сверху