Ответы и советы

Православный христианин
Можно ли православному давать неверующему атеистические ответы/советы (как жить без Христа)? Например, может ли православный посоветовать неверующему, проснувшись, пойти на пробежку: сказать "Проснувшись, хорошо бы заняться спортом" вместо "Проснувшись, надо помолиться, а потом хорошо бы заняться спортом"?
 
Православный христианин
Можно, думаю, но не нужно, если не обязан по должности. Все равно не послушают.
 
Православный христианин
С моей точки зрения, советы вообще можно давать только тому, кто сам о них просит. Непрошеные советы в лучшем случае пропускают мимо ушей, а чаще просто встречают в штыки.
Отсюда и ответ на первоначальный вопрос: если спрашивают о чём-то нейтральном, то и ответ можно давать нейтральный, внешне не связанный с христианством. Другое дело, что моё собственное отношение к этому нейтральному вопросу тоже должно определяться христианским мировоззрением.
 
Православный христианин
Можно ли православному давать неверующему атеистические ответы/советы (как жить без Христа)?
Олеся, недоумеваю, чем ты затрудняешься? «Праведник милует души скотов своих, утробы же нечестивых немилостивы» (прит.12:10)
«Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога» (Лк.12:6), — говорил Христос, ещё же:
Мф.6:26 Воззри́те на пти́цы небе́сныя, я́ко не сѣ́ютъ, ни жну́тъ, ни собира́ютъ въ жи́тницы, и Оте́цъ ва́шъ Небе́сный пита́етъ и́хъ. Не вы́ ли па́че лу́чши и́хъ есте́?

Неверующий сегодня может освятиться завтра, что есть тело человеческое, которому на пользу физическая культура?

Иоанн Златоуст (~347−407)​

Ст. 19−20 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии

Что же значит: «вы не свои»? И что он хочет внушить чрез это? Утвердить нас, чтобы мы не грешили и не следовали неуместным похотям души. У нас бывает много неуместных пожеланий, но мы должны воздерживаться, и можем; а если бы мы не могли, то и увещание было бы излишне.
Толкование на 1 Коринфянам 6:19 — толкование отцов церкви: https://bible.by/fater/53/6/19/
*******************************************************************************************************************************
Итак, советуйте неверующим поддерживать в исправности тело, которое завтра может стать храмом и освятиться, как и с прп. Марией Египетской было.
 
Православный христианин
Сергий, Вы, возможно, не поняли мой вопрос. Должна ли я с неверующим переходить на язык атеиста, заботясь о том, чтобы ему было удобнее и приятнее слушать, "забывать" такие слова, как "Православие", "Бог", "Церковь" и др.? Или отвечать, как будто отвечаю желающему стать православным, "забыть", что человек ещё не с Богом?
 
Православный христианин
Можно ли православному давать неверующему атеистические ответы/советы (как жить без Христа)? Например, может ли православный посоветовать неверующему, проснувшись, пойти на пробежку: сказать "Проснувшись, хорошо бы заняться спортом" вместо "Проснувшись, надо помолиться, а потом хорошо бы заняться спортом"?
Олеся, судя по Вашим последующим словам, Вы не точно сформулировали вопрос. Пойти позаниматься спортом или пойти погулять - это не атеистический совет, а бытовой. А вот "не верь в Бога, не молись, бери от жизни всё" - это атеистический. Первые допустимы и даже необходимы, а вторые - грех.
 
Православный христианин
Сергий, Вы, возможно, не поняли мой вопрос. Должна ли я с неверующим переходить на язык атеиста, заботясь о том, чтобы ему было удобнее и приятнее слушать, "забывать" такие слова, как "Православие", "Бог", "Церковь" и др.? Или отвечать, как будто отвечаю желающему стать православным, "забыть", что человек ещё не с Богом?
Чтобы быть пОнятыми иностранцами, москвичи "переходят" без сомнений на понятный им язык (английский, например), избегая хулы на СВОИ святыни ...
 
Православный христианин
...Вы не точно сформулировали вопрос...
А как ответить человеку, с чего лучше начинать день: как для себя (верующего) или как для него (неверующего)? У меня с детства такой страх, что однажды мне неверующий скажет: "Ты же знал, как мне спастись, почему ты не помог мне?"
 
Православный христианин
А как ответить человеку, с чего лучше начинать день: как для себя (верующего) или как для него (неверующего)? У меня с детства такой страх, что однажды мне неверующий скажет: "Ты же знал, как мне спастись, почему ты не помог мне?"
Тут нужно духовное рассуждение, которого у меня нет ))

Если Вас спрашивает достаточно близкий человек, то, наверно, можно было бы так: "Я бы сказала - Слава Богу, Пресвятая Богородица, помоги, - а дальше по делам".

Ещё такое наблюдение - невоцерковленным людям бывает проще обращаться к Богородице.
 
Православный христианин
Можно ли православному давать неверующему атеистические ответы/советы (как жить без Христа)? Например, может ли православный посоветовать неверующему, проснувшись, пойти на пробежку: сказать "Проснувшись, хорошо бы заняться спортом" вместо "Проснувшись, надо помолиться, а потом хорошо бы заняться спортом"?
Формулировка ответа зависит от формулировки заданного вопроса -- здесь нужна конкретика. Навязывать неверу утреннюю молитву бессмысленно . Советов, если их не просят, лучше не давать, а если знаешь возможный способ решения проблемы, которой человек с тобой поделился, можно рассказать, каким образом подобная проблема была решена другими людьми. Если же человек не знает, что у него возникла/возникнет проблема, можно мягко или привлечь его внимание к обстоятельствам/фактам, или напрямую спросить, знает ли он, что...
 
Православный христианин
А как ответить человеку, с чего лучше начинать день: как для себя (верующего) или как для него (неверующего)?
Так и ответить: "Начинаю свой день с молитвы", а затем назвать первое мирское дело.
У меня с детства такой страх, что однажды мне неверующий скажет: "Ты же знал, как мне спастись, почему ты не помог мне?"
Даже в таком случае ответить, что спастись ещё не поздно и привести в пример притчу о нанятых в виноградник работниках.
 
Православный христианин
А как ответить человеку, с чего лучше начинать день: как для себя (верующего) или как для него (неверующего)? У меня с детства такой страх, что однажды мне неверующий скажет: "Ты же знал, как мне спастись, почему ты не помог мне?"
Думаю что всё очень индивидуально. Неверующий неверующему рознь. Один неверующий пропустит ваши слова о молитве мимо ушей, другой задумается над ними, а третий разозлиться, четвёртый посмеётся и т.д.. Соответственно настрою спрашивающего и отвечать надо. Кого это разозлит или кто начнёт смеяться - того не надо соблазнять словами о молитве и вводить ими в искушение. Ведь они к греху будут прилагать грех под воздействием ваших слов. А если есть шанс что человек задумается, или, даже если в данный момент ему совершенно безразличны ваши слова о Боге - лучше сказать, как я рассуждаю... и стараюсь так делать.)
 
Киев
Православный христианин
А как ответить человеку, с чего лучше начинать день: как для себя (верующего) или как для него (неверующего)? У меня с детства такой страх, что однажды мне неверующий скажет: "Ты же знал, как мне спастись, почему ты не помог мне?"
Олеся, я думаю, что говорить с абсолютно неверующим человеком о необходимости утренней молитвы не имеет вообще никакого смысла, поскольку исполнение утреннего и вечернего молитвенного правила (в любом виде) - это уже далеко не первая ступенька воцерковления человека, и, вероятно, даже не вторая. Я не думаю, что стоит перескакивать эти ступеньки - человек просто не воспримет.
А говорить про утренние пробежки - почему бы и нет? Верующий же может после молитвы пойти на пробежку, это же не грех сам по себе. Вот, например, давать "атеистические советы" (по вашему выражению), типа: "Сегодня пятница, грех не выпить" или "что, похмелье после вчерашнего - а ты пивком полирнись, и все пройдет" - это уже нехорошо.
 
Сверху