отношение к подчиненным

Климовск
Православный христианин
Дорогой отец Сергий.
Ответьте пожалуйста на мой вопрос.Никогда не думала что у меня когда нибудь будут подчиненные на работе ,но так сложилось.Сначала я роптала теперь более менее привыкла и еще подумалось ведь все от Бога может он дал мне людей в подчинение что бы я чему то научилась?Чем мне руководсвоваться ?По мирским понятиям поступок Спасителя когда Он омыл ноги ученикам скажем не понятен .
 
[
Никогда не думала, что у меня когда-нибудь будут подчиненные на работе, но так сложилось… Сначала я роптала - теперь более менее привыкла, и еще подумалось, ведь все от Бога - может он дал мне людей в подчинение чтобы я чему-то научилась? Чем мне руководствоваться? По мирским понятиям поступок Спасителя, когда Он омыл ноги ученикам, скажем, не понятен...
Дорогая Анна!​

Судьбы Господни непостижимы нашему уму, и поэтому не надо задумываться и роптать, кому какой крест Господь дает. Будем его нести с молитвенным терпением…

Любому руководителю приходится много и постоянно иметь дело с самым сильным искушающим фактором – падшим человеком, поэтому эта профессия одна из наиболее напряженных в духовном плане. А евангельское принятие Господом роли слуги, омывающего ноги своим ученикам (Ин.13,5), про которое вы говорите, должно находить отражение в нашей жизни не буквально, но так, чтобы готовность служить другим стала чертой нашего характера. Однако этот великий пример истинного смирения и любви вовсе не означает потакания страстям подчиненных, скорее это служение педагога-воспитателя, наставляющего примером своей жизни. Св. Петр Дамаскин так говорил о качествах духовного наставника: «Руководитель должен быть бесстрастный и иметь дар рассуждения, именно: знать время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу тепла, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, знание, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и многое другое». Ах, как хорошо было бы, если наши нынешние облеченные властью светские руководители приобрели бы хотя бы часть добродетелей из этого списка! :(

При вступлении на начальственную должность, христианину нужно стать еще смиреннее, трудолюбивее и самоотверженнее: «Иже в вас хощет вящший быти, да будем всем слуга» (Мф. 20:26). Но, почувствовав силу власти, важно не приобрести сопутствующей греховной страсти любоначалия. Властолюбие прямо противоречит одной из заповедей Христа: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 26-27). Любоначалие – это появление гордости, а человек гордый, даже обладающий отличными организаторскими способностями, бывает тяжел и неприятен, так своей гордыней вольно или невольно унижает других. Таковых людей обыкновенно недолюбливают и стараются избегать. Чтобы избежать этого, совершенствуйте в себе данные Богом таланты, раскрывая их общеполезным образом, проявляя созидательную деятельность, справедливость, честность и любовь к благу коллектива. Велика ответственность руководителя перед Богом за вверенных ему людей – почувствуйте это, чтобы оградить душу от честолюбивых желаний..

Чтобы завоевать истинный авторитет руководителя, исполняйте все заповеди Христовы, стремясь к высшему нетленному достоинству, которое только и драгоценно в очах Божиих. Бойтесь дешевого авторитета! Руководитель, умеющий общаться с людьми, вовсе должен быть не похож на мягкосердечную тетушку. Иногда для пользы дела нужно быть и жестким, и требовательным, и резким, сохраняя общительность, внимательность, корректность. Держите разумную дистанцию: далеко дистанцироваться от коллектива не стоит, но не надо и лишнего панибратства - случается, что и начальствующие от подчиненных страдают. Бойтесь похвалы, особенно лести, ибо «она воспитывает тщеславие и самомнение: горе, если похвала будет выше дел».

Начальник может быть источником многих соблазнов! Всегда держите в памяти слова Господа: «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» (Лк. 17, 1-2). Поэтому следите за собой! Каждый вечер за молитвенным правилом припоминайте, чем искусили кого-либо, и чаще прибегайте к церковной исповеди.

В то же время будьте разумно снисходительны – люди вокруг несовершенны. Старайтесь не осуждать никого ни в чем. Чего себе не хотите, того и другим не делайте. Бывают такие случаи, когда начальник приголубит какого-то человека, а тот, неблагодарный, за все добро отплатит злом. Можно ведь и своей помощью унизить гордого человека, подчеркнув тем самым его слабость. А можно, напротив, возвысить подчиненного, деликатно попросив у него поддержки. Не будьте равнодушны к судьбам людей - заботитесь о продвижении сотрудников, об их поощрении, интересуйтесь их бытом. В тоже время будьте требовательны – работа все же не «собес», и если подчиненные не будут качественно работать, вас просто могут уволить… :)

Христианину, будучи руководителем, постоянно приходится разрешать нелегкие нравственные коллизии - это неизбежно. В этом случае исходите из святоотеческого правила «Если предстоит тебе два зла, выбирай меньшее, а если две добродетели предстоят — выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил»
И не принимайте решения поспешно и эмоционально, лучше с разумением отложите на время - молитва здесь поможет. Не торопитесь - от женщины-руководителя прежде всего ждут понимания, а потом уж решения.

У руководителя на все остальное, кроме работы остается очень мало времени – это такая профессиональная «болячка». Для женщины в этом заключается особое искушение. На нее возложено попечение материнской любви - заботиться о доме семье и детях, поэтому прочность и надежность «тыла», добрые взаимоотношения родных, способность их самостоятельно справляться с домашними делами очень многое значат.

О Божьем предназначении женщины я недавно вкратце уже отвечал: "Любовь - главное сокровище". Чтобы не повторяться, перейдите по этой ссылке - и поймете, что избранный вами удел женщины-руководителя, нелегко совместить с тем "кротким и молчаливым духом", который драгоценен для Господа. Но невозможное для человека, возможно для Бога…Если женщина-руководитель сумеет сочетать лидерские качества (сильный характер, профессионализм, инициативу, умение разумно рисковать и др.) с традиционно женскими ценностями, такими как чуткость, гуманность, гибкость, практичность и т.д., то она может стать идеальным руководителем. Не пренебрегайте, но и не злоупотребляйте внешними достоинствами женственности, приятно выглядите, одевайтесь опрятно, знайте меру в косметике, соблюдайте этикет общения, используйте женское обаяние, Найдите свой почерк общения и не будьте «синим чулком".

Наилучший женский стиль руководства - в гибком соединении доброты и строгости, женственности и деловитости, спокойствия и требовательности, мягкости и воли. Не бойтесь сострадать и сопереживать! Не теряйте то хорошее, что дано от Бога женской природе!

Господь Бог да поможет вам положить доброе начало!​
 
Святитель Тихон Задонский
НАСТАВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ

О должности начальников.

1) Многие христиане желают и ищут почетной должности и начальства, но таких людей не только христианские книги, но и языческие не хвалят. Не достоин тот чести, кто ищет чести. Не знают люди, чего себе ищут. Часто честь для человека бывает как меч для безумного, которым и себя и других убивает. Высокое дерево всякому ветру подвержено, и когда падает, сокрушает многие малые деревья, близ себя стоящие. Так и начальник бывает подвержен многим искушениям, и падение его далеко слышно бывает, и соблазн (многим) подает. Начальник согрешит, и все об этом знают. Так Давид, царь Израилев, согрешил, и все это знаем. Не ищи же, возлюбленный, чести и начальства, но звания ожидай.

Тем христианам, которые в мире этом желают и стремятся обогатиться, на почетную должность взойти и прославиться, не подражай. Таковые забыли, что Христос Сын Божий за них пострадал и умер, и к вечной жизни страданием и смертью Своей дверь открыл, и к ней их позвал. Видно, что они только того желают и только к тому стремятся, что видят, а чего не видят, того не желают и к тому не стремятся. Они каждый день, как Адам в раю, к заповеданному древу руки простирают, и от того с бедою своей вкушают, и так сердцем от Бога отступают. Они поступают подобно израильтянам, которые, выйдя из Египта, обратились сердцами опять в Египет и захотели снедей египетских (Числ.11:5), поэтому прогневался на них Господь. Так эти христиане через святое Крещение избавились от рабства дьявольского, как израильтяне от Фараоновой работы, и позваны к вечным благам; но сердцами уклоняются и прилепляются к мирскому и видимому, и, оставив вечное, временного ищут. Поэтому и на них прогневляется Господь, и они будут казнены не временно, но вечно. Не подражай же таким христианам, но к вечным благам верой и сердцем стремись, ибо христианское имение и наследие, честь и слава, богатство и все сокровище — не в мире этом, но в будущем веке и в небесном отечестве. Там им все блага уготованы Небесным Отцом. Их ищи со всяким старанием, а мирские вещи осторожно и со страхом Божиим употребляй, чтобы излишеством не прогневать Господа Бога твоего. Помни, что апостол написал: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим 6:7-8)

2) Когда призовут тебя на почетную должность и начальство, подумай, по силам ли это тебе: человек не всякую тяжесть может поднять. Не каждый и на почетной должности и начальстве может быть. Прежде нужно научиться собой владеть и управлять тому, кто хочет другими владеть и управлять, и прежде самому делать то, что хочет другим приказывать. Христианину-начальнику необходимо нужны разум и добрая совесть. Без разума начальник будет, как слепой, заблуждаться. Без доброй совести будет разорять, а не созидать общество. К тому же честь переменяет нрав человеческий, но редко в лучшую сторону. Многие святыми были бы, если бы не были в чести. Рассуждай об этом, христианин, и за тяжесть выше силы твоей не берись. А когда призвание Божие будет, то хотя и бегать будешь от чести, — не убежишь от нее.

3) Назначаемые на почетную должность и начальство дают присягу. Сила присяги состоит в том, чтобы заботиться о пользе общества, по совести поступать, истину изыскивать, неправду искоренять, правду наблюдать и насаждать, словом, промышлять со всяким усердием об общей пользе. Многие христиане или ради одной только церемонии присягу дают, принимая на себя почетную должность, или, дав присягу и за порог церковный выйдя, присягу забывают. Такие люди вступают в почетную должность для своей корысти, а не для общей пользы, и хотя внешне являются христианами, однако внутри безбожны. Ты таким начальникам не подражай, чтобы на праведном суде Христовом с ними не пострадать. «Меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны» (Прем 6:6). Столько примут мучения такие начальники, сколько здесь свирепеют и неправды делают. Грехи их и беззакония на небо вопиют и отмщения им просят. Возлюбленный, берегись таким начальникам последовать, но, будучи на почетной должности, помни присягу твою и поступай по христианской совести и силе присяги, поминая Страшный Суд Христов, ибо там за все должен будешь ответить праведному Судии. Будь же подначальным твоим как отец детям, и заботься о них, как отец о детях.

4) Поскольку среди христиан много лживых и лицемеров, то не скоро верь доносителям, но одним ухом слушай доносителя, а другое оставляй ответчику. Не скоро принимай что-либо за истину в таком деле.

5) Всяким образом изыскивай истину, но когда невозможно ее полностью исследовать, оставь и предай это суду Божию; там всякая истина и ложь явится. Ибо лучше виноватого оставить без наказания, нежели наказывать неповинного.

6) В деле суда не знай ни лиц, ни друзей, ни врагов, ни знакомых, ни незнакомых, но да будет тебе, вместо друга и жены, только истина и правда, ибо дело Божие творишь, сидя на месте суда. Смотри же на дела, а не на лица, и отдавай всякому должное.

7) Когда надо будет кого-либо наказать словом или делом, приступай к наказанию с неохотой. Когда словом наказываешь, берегись наказывать поносным словом: ты, мол, плут, ты мот, ты вор, и прочее. Это ругань, а не наказание. Когда делом наказываешь, то наказывай, а не мучай. Многие начальники свой гнев и ярость над подначальными совершают, и, как звери, плоть человеческую терзают, и так мучают их, а не наказывают. Ты же с сожалением и ради исправления наказывай своего подначального. Ибо в том проявляется сердце и дух христианский, чтобы ближнему своему сострадать. Помни, что наказываемый — брат твой, такую же плоть и немощь имеет, как и ты.

8) Когда почувствуешь в сердце твоем гнев на подначального, то берегись в гневе и словом и делом наказывать, но подожди, пока гнев укротится. Потому что в гневе не сможешь по-христиански наказывать, но много сделаешь непристойного и неприличного христианам, о чем хотя и будешь после сожалеть, но уже не возвратишь того, что сделано или сказано. Ибо гнев, как буря, все сокрушает, или как огонь, все поедает. В гневе никакого добра не может человек сделать, а только зло. Берегись же в гневе наказывать.

9) Помни, что ты христианин, над христианами начальствуешь, а христиане все между собой братья. Христос Господь не стыдится христиан братией называть, как это видим в Писании, тем более простому человеку, хотя и начальнику, христиан должно братьями считать и так их называть. Берегись же подначальных своих презирать и их считать за подножие, как у некоторых есть обычай. Знай подлинно, что между ними есть святые и избранники Божии, каковых презирать и уничижать тяжко, как сам видишь. И хотя внешне ты должен словом и делом показывать сан твой и начальство, однако внутри себя помышляй, что ты ничем не лучше их. К тому же Богу возможно и из подначального начальника сделать, и из начальника — подначального. Рассуждай об этом — и не будешь над подначальными гордиться.

10) Без помощи Божией никакого доброго дела и успеха не бывает. Поэтому усердно молись Господу, дабы помог тебе в звании и делах твоих.
 
Климовск
Православный христианин
Теперь я вижу чему нужно учиться. Спасибо Батюшка только немного страшно я невозможно далека от "идеального управленца".
 
Сверху