- Православный христианин
Здравствуйте.
Мой вопрос обширен и несколько странен. А вопрос такой: Что можно и чего нельзя мирянину? Как, вообще, должен проходить день мирянина и из чего он должен состоять?
Основной ответ на этот вопрос - это, конечно, знаменитые слова апостола Павла, но я хотел бы немного пояснить или углубить свой вопрос. Далее мои вопросы будут путаны, они отнимут Ваше время, но помогите разобраться, пожалуйста.
Всё это смахивает на какое-то псевдоправославие, где я пытаюсь составить некий список можно-нельзя , а это так непохоже на "жить нелицемерно" Амвросия Оптинского, но я ничего не могу поделать. Простите меня, что затягиваю свой вопрос, но всё это так долго смущало меня, что мне очень важно высказать и разрешить эти вопросы. Постараюсь писать как можно короче.
Я всегда считал, что мирянин, как и все христиане, должен жить согласно заповедям, участвовать в жизни Церкви: приобщаться к Таинствам, посещать в воскресные и праздничные дни богослужения, должна быть домашняя молитва: утреннее и вечернее правила. Остальное, не противоречащее этому - можно.
Но всё оказалось не так просто.
1
Например один старец, кажется его звали Иона, говоря о вреде праздности, указывал на своё детство (середины прошлого века), где не было ничего кроме молитвы и труда. Я, откровенно говоря, не занимаюсь день напролёт молитвой и трудом. Теперь же, даже если возьмусь просто почитать книгу, я начинаю чувствовать себя просто преступником каким-то. Или, например, у Николая Пестова в книге "Современная практика православного благочестия" было место о воздержании, где в область воздержания входит ну в общем-то всё(от литературы до получения каких-либо знаний), кроме молитвы, чтения духовных книг и труда. Даже если человек идёт куда-то, ему предписывалось читать Иисусову молитву. И когда я пытаюсь заняться чем-либо, не из того, что было допущено выше, мне становится неспокойно, будто я уже грешу. К примеру я с детства учил английский язык и продолжаю им интересоваться по сей день, иногда я читаю книги на английском, но теперь мне это немного трудно. Это ведь не труд или молитва, да и насущной необходимости знать английский нет. Как с этим быть?
Или же фраза Иоанна Кронштадтского о том, что жизнь не для велосипедных прогулок и прочего, хотя я (любитель пеших прогулок), не усматриваю в них ничего плохого.
2
Я испытываю смущение при общении с людьми после того, как прочёл (как раз на "Азбуке Веры" в разделе празднословие), что даже хорошее слово, сказанное не к укреплению веры, оскорбляет Духа Святаго. Понятно, что живя в миру мы общаемся с родными, друзьями, а часто даже с враждебными людьми и всегда говорить на душеполезные темы не получится. Иногда хочется обсудить интересные вопросы, а как связать это со словами к укреплению веры, я не знаю.
3
Я давно решил перестать узнавать о своей вере из интернета (сотни непроверенных православных (а может и не очень) сайтов). На одном утверждалась правильная, но двусмысленная мысль: петь страстные песни - грех. Но что значит страстные? Песня о любви/войне/природе/жизни - страстная? Тут логика такая: если нельзя петь, то и слушать тоже нельзя. Это же можно сказать и о литературе, да любой творческой деятельности вообще. Но любая человеческая деятельность будет нести в себе отпечаток страстности, а следовательно - запрещено всё. Я понимаю, что это не так, но не могу придумать аргументов против, кроме того, что человек должен удовлетворять потребности не только духовные и телесные, но и душевные. Надеюсь, Вы разрешите мои сомнения.
4
Часто запрет на то или иное действие аргументируется тем, что оно отнимает беЗценное время, которое можно употребить на упражнение в добродетелях, но наблюдая за людьми я так и не понял, чем они заполняют своё беЗценное время, как и в чём они конкретно упражняются и как игра в шахматы или, скажем, пробежка, мешает духовной жизни?
5
Некоторые люди возводят в грех "увлечение науками мира сего". Никогда не слышал о таком грехе и теперь очень волнуюсь, собираясь изучить что-нибудь. Существует ли такой грех? И как связать это с образованием и просто расширением кругозора? По этому поводу очень путано писал Феофан Затворник. Он, отвечая на вопрос одной женщины о научной деятельности, советовал ей, что можно почитать по этому поводу, а после сказал, что если она собирается серьёзно заниматься духовной жизнью, то науки придётся оставить. Но что значит серьёзно и чем наука мешает духовной жизни, так и не ясно.
6
Я всегда интересовался философией. Апостол Павел говорил, чтобы мы не увлекались чуждыми философиями. Верно ли я понимаю (кажется даже статья об этом была), что речь идет не о предмете вообще или отдельно о Платоне и прочих, а о людях, которые во времена апостола Павла обучали людей несовместимым с христианством учениям, которые те принимали?
Не знаю правильно ли я понял? Меня почему-то терзают сомнения, даже если я хочу почитать что-то безобидное, вроде Ильина, Мамардашвили или Флоренского.
Простите меня ещё раз. Мне самому неприятно, что я задал целый сонм, как мне кажется глупых вопросов, но для меня это важно. Может быть в Православной Церкви есть документы, регламентирующие жизнь мирянина? Потому как совершенно невозможно жить с чувством, что ты постоянно грешишь, хотя ты просто сел почитать интересную книгу.
Спаси Вас Бог.
Мой вопрос обширен и несколько странен. А вопрос такой: Что можно и чего нельзя мирянину? Как, вообще, должен проходить день мирянина и из чего он должен состоять?
Основной ответ на этот вопрос - это, конечно, знаменитые слова апостола Павла, но я хотел бы немного пояснить или углубить свой вопрос. Далее мои вопросы будут путаны, они отнимут Ваше время, но помогите разобраться, пожалуйста.
Всё это смахивает на какое-то псевдоправославие, где я пытаюсь составить некий список можно-нельзя , а это так непохоже на "жить нелицемерно" Амвросия Оптинского, но я ничего не могу поделать. Простите меня, что затягиваю свой вопрос, но всё это так долго смущало меня, что мне очень важно высказать и разрешить эти вопросы. Постараюсь писать как можно короче.
Я всегда считал, что мирянин, как и все христиане, должен жить согласно заповедям, участвовать в жизни Церкви: приобщаться к Таинствам, посещать в воскресные и праздничные дни богослужения, должна быть домашняя молитва: утреннее и вечернее правила. Остальное, не противоречащее этому - можно.
Но всё оказалось не так просто.
1
Например один старец, кажется его звали Иона, говоря о вреде праздности, указывал на своё детство (середины прошлого века), где не было ничего кроме молитвы и труда. Я, откровенно говоря, не занимаюсь день напролёт молитвой и трудом. Теперь же, даже если возьмусь просто почитать книгу, я начинаю чувствовать себя просто преступником каким-то. Или, например, у Николая Пестова в книге "Современная практика православного благочестия" было место о воздержании, где в область воздержания входит ну в общем-то всё(от литературы до получения каких-либо знаний), кроме молитвы, чтения духовных книг и труда. Даже если человек идёт куда-то, ему предписывалось читать Иисусову молитву. И когда я пытаюсь заняться чем-либо, не из того, что было допущено выше, мне становится неспокойно, будто я уже грешу. К примеру я с детства учил английский язык и продолжаю им интересоваться по сей день, иногда я читаю книги на английском, но теперь мне это немного трудно. Это ведь не труд или молитва, да и насущной необходимости знать английский нет. Как с этим быть?
Или же фраза Иоанна Кронштадтского о том, что жизнь не для велосипедных прогулок и прочего, хотя я (любитель пеших прогулок), не усматриваю в них ничего плохого.
2
Я испытываю смущение при общении с людьми после того, как прочёл (как раз на "Азбуке Веры" в разделе празднословие), что даже хорошее слово, сказанное не к укреплению веры, оскорбляет Духа Святаго. Понятно, что живя в миру мы общаемся с родными, друзьями, а часто даже с враждебными людьми и всегда говорить на душеполезные темы не получится. Иногда хочется обсудить интересные вопросы, а как связать это со словами к укреплению веры, я не знаю.
3
Я давно решил перестать узнавать о своей вере из интернета (сотни непроверенных православных (а может и не очень) сайтов). На одном утверждалась правильная, но двусмысленная мысль: петь страстные песни - грех. Но что значит страстные? Песня о любви/войне/природе/жизни - страстная? Тут логика такая: если нельзя петь, то и слушать тоже нельзя. Это же можно сказать и о литературе, да любой творческой деятельности вообще. Но любая человеческая деятельность будет нести в себе отпечаток страстности, а следовательно - запрещено всё. Я понимаю, что это не так, но не могу придумать аргументов против, кроме того, что человек должен удовлетворять потребности не только духовные и телесные, но и душевные. Надеюсь, Вы разрешите мои сомнения.
4
Часто запрет на то или иное действие аргументируется тем, что оно отнимает беЗценное время, которое можно употребить на упражнение в добродетелях, но наблюдая за людьми я так и не понял, чем они заполняют своё беЗценное время, как и в чём они конкретно упражняются и как игра в шахматы или, скажем, пробежка, мешает духовной жизни?
5
Некоторые люди возводят в грех "увлечение науками мира сего". Никогда не слышал о таком грехе и теперь очень волнуюсь, собираясь изучить что-нибудь. Существует ли такой грех? И как связать это с образованием и просто расширением кругозора? По этому поводу очень путано писал Феофан Затворник. Он, отвечая на вопрос одной женщины о научной деятельности, советовал ей, что можно почитать по этому поводу, а после сказал, что если она собирается серьёзно заниматься духовной жизнью, то науки придётся оставить. Но что значит серьёзно и чем наука мешает духовной жизни, так и не ясно.
6
Я всегда интересовался философией. Апостол Павел говорил, чтобы мы не увлекались чуждыми философиями. Верно ли я понимаю (кажется даже статья об этом была), что речь идет не о предмете вообще или отдельно о Платоне и прочих, а о людях, которые во времена апостола Павла обучали людей несовместимым с христианством учениям, которые те принимали?
Не знаю правильно ли я понял? Меня почему-то терзают сомнения, даже если я хочу почитать что-то безобидное, вроде Ильина, Мамардашвили или Флоренского.
Простите меня ещё раз. Мне самому неприятно, что я задал целый сонм, как мне кажется глупых вопросов, но для меня это важно. Может быть в Православной Церкви есть документы, регламентирующие жизнь мирянина? Потому как совершенно невозможно жить с чувством, что ты постоянно грешишь, хотя ты просто сел почитать интересную книгу.
Спаси Вас Бог.