О жизни мирянина

Краснодар
Православный христианин
Здравствуйте.
Мой вопрос обширен и несколько странен. А вопрос такой: Что можно и чего нельзя мирянину? Как, вообще, должен проходить день мирянина и из чего он должен состоять?
Основной ответ на этот вопрос - это, конечно, знаменитые слова апостола Павла, но я хотел бы немного пояснить или углубить свой вопрос. Далее мои вопросы будут путаны, они отнимут Ваше время, но помогите разобраться, пожалуйста.
Всё это смахивает на какое-то псевдоправославие, где я пытаюсь составить некий список можно-нельзя , а это так непохоже на "жить нелицемерно" Амвросия Оптинского, но я ничего не могу поделать. Простите меня, что затягиваю свой вопрос, но всё это так долго смущало меня, что мне очень важно высказать и разрешить эти вопросы. Постараюсь писать как можно короче.
Я всегда считал, что мирянин, как и все христиане, должен жить согласно заповедям, участвовать в жизни Церкви: приобщаться к Таинствам, посещать в воскресные и праздничные дни богослужения, должна быть домашняя молитва: утреннее и вечернее правила. Остальное, не противоречащее этому - можно.
Но всё оказалось не так просто.
1
Например один старец, кажется его звали Иона, говоря о вреде праздности, указывал на своё детство (середины прошлого века), где не было ничего кроме молитвы и труда. Я, откровенно говоря, не занимаюсь день напролёт молитвой и трудом. Теперь же, даже если возьмусь просто почитать книгу, я начинаю чувствовать себя просто преступником каким-то. Или, например, у Николая Пестова в книге "Современная практика православного благочестия" было место о воздержании, где в область воздержания входит ну в общем-то всё(от литературы до получения каких-либо знаний), кроме молитвы, чтения духовных книг и труда. Даже если человек идёт куда-то, ему предписывалось читать Иисусову молитву. И когда я пытаюсь заняться чем-либо, не из того, что было допущено выше, мне становится неспокойно, будто я уже грешу. К примеру я с детства учил английский язык и продолжаю им интересоваться по сей день, иногда я читаю книги на английском, но теперь мне это немного трудно. Это ведь не труд или молитва, да и насущной необходимости знать английский нет. Как с этим быть?
Или же фраза Иоанна Кронштадтского о том, что жизнь не для велосипедных прогулок и прочего, хотя я (любитель пеших прогулок), не усматриваю в них ничего плохого.
2
Я испытываю смущение при общении с людьми после того, как прочёл (как раз на "Азбуке Веры" в разделе празднословие), что даже хорошее слово, сказанное не к укреплению веры, оскорбляет Духа Святаго. Понятно, что живя в миру мы общаемся с родными, друзьями, а часто даже с враждебными людьми и всегда говорить на душеполезные темы не получится. Иногда хочется обсудить интересные вопросы, а как связать это со словами к укреплению веры, я не знаю.
3
Я давно решил перестать узнавать о своей вере из интернета (сотни непроверенных православных (а может и не очень) сайтов). На одном утверждалась правильная, но двусмысленная мысль: петь страстные песни - грех. Но что значит страстные? Песня о любви/войне/природе/жизни - страстная? Тут логика такая: если нельзя петь, то и слушать тоже нельзя. Это же можно сказать и о литературе, да любой творческой деятельности вообще. Но любая человеческая деятельность будет нести в себе отпечаток страстности, а следовательно - запрещено всё. Я понимаю, что это не так, но не могу придумать аргументов против, кроме того, что человек должен удовлетворять потребности не только духовные и телесные, но и душевные. Надеюсь, Вы разрешите мои сомнения.
4
Часто запрет на то или иное действие аргументируется тем, что оно отнимает беЗценное время, которое можно употребить на упражнение в добродетелях, но наблюдая за людьми я так и не понял, чем они заполняют своё беЗценное время, как и в чём они конкретно упражняются и как игра в шахматы или, скажем, пробежка, мешает духовной жизни?
5
Некоторые люди возводят в грех "увлечение науками мира сего". Никогда не слышал о таком грехе и теперь очень волнуюсь, собираясь изучить что-нибудь. Существует ли такой грех? И как связать это с образованием и просто расширением кругозора? По этому поводу очень путано писал Феофан Затворник. Он, отвечая на вопрос одной женщины о научной деятельности, советовал ей, что можно почитать по этому поводу, а после сказал, что если она собирается серьёзно заниматься духовной жизнью, то науки придётся оставить. Но что значит серьёзно и чем наука мешает духовной жизни, так и не ясно.
6
Я всегда интересовался философией. Апостол Павел говорил, чтобы мы не увлекались чуждыми философиями. Верно ли я понимаю (кажется даже статья об этом была), что речь идет не о предмете вообще или отдельно о Платоне и прочих, а о людях, которые во времена апостола Павла обучали людей несовместимым с христианством учениям, которые те принимали?
Не знаю правильно ли я понял? Меня почему-то терзают сомнения, даже если я хочу почитать что-то безобидное, вроде Ильина, Мамардашвили или Флоренского.

Простите меня ещё раз. Мне самому неприятно, что я задал целый сонм, как мне кажется глупых вопросов, но для меня это важно. Может быть в Православной Церкви есть документы, регламентирующие жизнь мирянина? Потому как совершенно невозможно жить с чувством, что ты постоянно грешишь, хотя ты просто сел почитать интересную книгу.
Спаси Вас Бог.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Никита Андреевич!

Вы задали не простой вопрос. Дело в том, что подобные недоумения уместнее разрешать в очных, доверительных беседах с духовно опытным пастырем-наставником, знающим ваши личностные особенности и обстоятельства жизни (характер, наклонности, семейное положение и семейные трудности, род и степень загруженности профессиональною деятельностью, образование, уровень знаний веро- и нравоучения и пр.). Именно так Вы сможете получить глубокие, конкретные рекомендации.
Что же касается меня, попытаюсь ответить на ваше сообщение хотя бы частично, в более-менее общих чертах.

Вы пишите: «Например один старец, кажется его звали Иона, говоря о вреде праздности, указывал на своё детство (середины прошлого века), где не было ничего кроме молитвы и труда. Я, откровенно говоря, не занимаюсь день напролёт молитвой и трудом. Теперь же, даже если возьмусь просто почитать книгу, я начинаю чувствовать себя просто преступником каким-то».

Наверняка Вам известно, что в идеале жизнь всякого хритианина, жизнь во Христе, подразумевает подражание Господу. Важнейшими же компонентами этой жизни и действительно являются молитва и богоугодное делание. Однако, мне кажется, что Вы воспринимаете эти слова как-то слишком утрированно (см. выше: «Теперь же, даже если возьмусь просто почитать книгу, я начинаю чувствовать себя просто преступником каким-то»).
Дело в том, что Святые Отцы никогда не учили, что человек, возжелавший последовать за Искупителем, в сию же секунду должен преобразоваться в высочайшего, искреннего и сердечного молитвенного делателя — это достижимо путем долгого, трудного подвига веры, а не «разом и вдруг».

«Но хотел бы я знать, — говорит в данной связи митрополит Платон, “русский Златоуст”, как отзывались о нем современники, — сколько ты, христианин, содержищь себя в молитвенных упражнениях? Ежели весь день и большая часть ночи у тебя во устах звучит Божие слово, а в сердце горит истинное умилиение, то я должен отдать честь твоей добродетели и в пример тебя взять своему спасению... Сила нашей души не может быть столь тверда и напряженна, чтобы мы непрестанно в молитве пребывали...» [1, с. 240].
Тем не менее, стремиться к непрестанной молитве необходимо: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18).

Далее, мне не известно, что Вы подразумеваете под богоугодным трудом, которым, по вашему соображению, следовало бы заниматься весь «день напролёт». Возможно, Вы имеете в виду лишь какое-то особое, возвышенное делание, скажем: созерцание Вышняго, бдение, постничество, ношение вериг, хождение за три моря к паломническим местам, земные поклоны, раздаяние милости, странноприимство, чтение духовной литературы, посещения больных, помощь вдовам и сиротам, и т. д.

Если так, — возражу: в ряде случаев богоугодной может быть признана даже и «обыкновенная», повседневная, правильно осуществляемая семейная и профессиональная деятельность.
Вот, например, что об этом говорит святитель Тихон Задонский:
«Судия ли убо христианин, — тако судить должен, чтоб вечному суду Божию не подпасть. Начальник ли есть христианин, — тако начальствовать должен, чтобы вечного спасения не лишиться. Пастырь ли есть стада Христова, — тако должен пасти овец Христовых, чтобы себя и их не погубить. Учитель ли есть, — тако должен учить людей, чтобы себя и их спасти. Господин ли есть, — тако должен господствовать, чтобы себя и рабов своих не погубить. Отец ли есть, — тако должен поступать с детьми своими, чтобы их и себя спасти. Купец ли есть, — тако должен купечествовать, чтобы себя не погубить. Богач ли есть, — тако должен употреблять богатства, чтобы сие добро в яд душевный ему не обратилось. Нищ ли есть, — должен быть и духом нищ, да получит богатство благости Божия. Воин ли есть, — тако должен воинствовать, чтобы не лишиться вечного живота. Словом всяк христианин во всяком звании и чину первейшее тщание и попечение о том должен иметь, чтобы спасения вечного не лишиться. У кого такая мысль и тщание будет, тому всякий чин и звание поспешествовать будет во спасение» [2, с. 321-322].

Примером же возможности непрестанной молитвы и богоугодного делания служит нижеприведенный фрагмент жизнеописания Лукия:
«Однажды к Лукию, старцу Енатскому, пришли иноки из секты евхитов или мессалиан.
— Чем вы занимаетесь? — спроисил их Лукий.
— Мы не занимаемся ручной работой, — отвечали они, — но по заповеди апостольской непрестанно молимся.
— А вы едите? — спросил их старец.
— Едим, — отвечали они.
— А когда едите, кто за вас молится? — спросил Лукий. — А когда спите, кто бодрствует в молитве?
Ничего не могли ответить на это иноки.
Тогда Лукий сказал им:
— Вы сами себе противоречите. Я же докажу вам, что и занимаясь работою, я молюсь непрестанно. Так, во время плетения корзины из камыша я читаю. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей (Пс. 50:1). Не молитва ли это?
— Конечно, — отвечали евхиты.
— Таким образом, проведя весь день в труде и молитве, — продолжал старец, — я зарабатываю немного денег. Половину их я отдаю нищим, а другую употребляю на свою потребу. Когда же я ем или сплю, молятся за меня принявшие милостыню. Итак, вы видите, что с помощью Божией я исполняю правило апостольское и молюсь непрестанно» [3, с. 148].

Вы негодуете: «Некоторые люди возводят в грех "увлечение науками мира сего". Никогда не слышал о таком грехе и теперь очень волнуюсь, собираясь изучить что-нибудь. Существует ли такой грех? И как связать это с образованием и просто расширением кругозора? По этому поводу очень путано писал Феофан Затворник. Он, отвечая на вопрос одной женщины о научной деятельности, советовал ей, что можно почитать по этому поводу, а после сказал, что если она собирается серьёзно заниматься духовной жизнью, то науки придётся оставить. Но что значит серьёзно и чем наука мешает духовной жизни, так и не ясно».

Напомню Вам, что Церковь (в отличие от «некоторых людей», о которых Вы пишете) не запрещает научную деятельность как таковую. Скажу более: нередко те или иные научные данные используются православными богословами для подтверждения истинности христианского вероучения, для отстаивания подлинности Священного Писания перед сомневающимися или колеблющимися в религиозном отношении лицами, а также перед откровенными противниками Господа Иисуса Христа (в частности этот метод используется в рамках дисциплины «Основное Богословие»).
Другое дело, если занятие наукой отталкивает человека от духовной жизни, скажем, когда его деятельность прямо направлена против людей, или когда человек «не находит» из-за науки времени, необходимого для исполнения тех или иных христианских обязанностей, как то: участие в храмовом богослужении, в домашней (келейной) молитве, забота о воспитании детей...

Вы, правда, недоумеваете относительно предостережений по поводу сомнительного (с точки зрения спасения) расходования свободного времени, и пишите о неких праздных людях, которых выставляете в пример: «Часто запрет на то или иное действие аргументируется тем, что оно отнимает беЗценное время, которое можно употребить на упражнение в добродетелях, но наблюдая за людьми я так и не понял, чем они заполняют своё беЗценное время, как и в чём они конкретно упражняются и как игра в шахматы или, скажем, пробежка, мешает духовной жизни?».

Попробуйте взять за образец своей жизни не праздных людей, а святых. Тогда и увидите, как следует относиться к «досугу». Опять же, не стоит забывать, что такой жизненный строй, такое ответственное отношение ко времени складывается не в мгновение ока, а путем длительной и кропотливой работы над собой. Перечитайте внимательно Жития Святых, истории из жизни монахов-пустынников, наставления духоносных Отцов...

Вы сомневаетесь: «Я всегда интересовался философией. Апостол Павел говорил, чтобы мы не увлекались чуждыми философиями. Верно ли я понимаю (кажется даже статья об этом была), что речь идет не о предмете вообще или отдельно о Платоне и прочих, а о людях, которые во времена апостола Павла обучали людей несовместимым с христианством учениям, которые те принимали?
Не знаю правильно ли я понял? Меня почему-то терзают сомнения, даже если я хочу почитать что-то
безобидное, вроде Ильина, Мамардашвили или Флоренского».

Отмечу, что одно дело читать, другое — увлекаться. Напомню, что, к сожалению, бывает, когда увлекшись не в меру тем или иным философским учением, не стойкие в вере христиане приходят к зловредным антихристианским сомнениям, или же вовсе отпадают от Церкви. Примерами тому могут служить гностические секты первых веков, а также ряд современных неправославных «христианских» общин. В этом смысле увлечение философией и действительно небезопасно. Однако сказанное не означает запрета на философию вообще. Таким образом, ответ на вопрос «читать или не читать философию?» во многом зависит как от душевных особенностей человека, так и от тех целей, которые он стремится при этом достичь.

Вам непонятно выражение святого «Иоанна Кронштадтского о том, что жизнь — не для велосипедных прогулок и прочего», хотя Вы — «(любитель пеших прогулок)» и «не усматриваете в них ничего плохого».

Полагаю, что отмеченное Вами высказывание не направлено против велосипеда, автомобиля, паровоза или пешего способа передвижения, а говорит о другом: жизнь не должна прожигаться впустую (в виде бесконечных прогулок, балов, бессодержательных посиделок и пр.); цель временной жизни — не в растрачивании ее на приятные, но, увы, бессмысленные развлечения и утехи, а в стяжании Духа Святого, в достижении вечного и непрестанного блаженства на Небеси...

Спаси Господи!

1.Митрополит Московский Платон. Азбука добродетели. М.: Изд. Прихода храма Святаго Духа сошествия, 2005.
2.Святитель Тихон Задонский. Письма.М.: Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006.
3.Подвиги веры. Примеры добродетелей, извлеченные из житий святых угодников Божиих. М.: Изд. Фонд «Благовест»; Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1997.
 
Сверху