Здравствуйте, Геннадий Иванович!
я не согласен с тем, что тот, кто осмысленно переходит к старообрядцам еретик или раскольник. Неужели Вы думаете,что расхождение между современными никонианами и старообрядцами,
после того как с них сняли клятвы 1966-67гг, признали равноспасительность старых
обрядов, признание двуперстного крестного знамения,- осталось в силе? Я думаю,
что дело совсем в другом, а именно в поведении и отсутствии любви к пасомым у
клира, примеров этому множество. Да и митрополит Илларион (Алфеев), который
занимается старообрядцами в МП, не утверждает, что старообрядцы еретики.
Ваше недоумение — понятно. Дело в том, что Вы невнимательно прочитали контекст: «Напомню, что упорное сопротивление вероучительным истинам называется ересью. Что же касается религиозных общин, «признающих» вероучение, но всё же отделяющихся от Вселенской Православной Церкви в силу иных соображений, их называют раскольниками. Соответственно и (осмысленный) переход православного христианина в такие общины будет означать, что он — либо еретик, либо раскольник». В данном пассаже я выделил два типа современных религиозных общин: те, в которых
заведомо нарушаются (отрицаются) догматы, исповедуемые Вселенской Православной Церковью, и те, которые
отграничиваются от Вселенской Церкви в силу иных соображений (см. выше).
Что же касается затронутых реформой Патриарха Никона обрядов, отмечу, что и часть почитаемых Русской Православной Церковью святых не были чужды тех или иных обрядовых традиций, смутивших в свое время реформатора. Понятное дело, что мы не называем их ни еретиками, ни раскольниками.
Но есть и другие примеры. Вот, скажем, что, по наблюдению архиепископа Костромского и Галичского Платона, утверждают о важнейших положениях христианского делания представители одного из течений, ассоциирующегося с мнимым старообрядчеством, а именно — «беспоповцы»: «довольно ко спасению двух Таинств: Крещения и Покаяния; без прочих можно обйтись; а для принятия в старообрядчество нужно перекрещивать православных... Священства на земле нет уже... Брака уже нет, потому что нет священника... Брак есть самое великое беззаконие... С 1666 года воцарился в Церкви антихрист или богоборный дух отступления, который истребил в ней православие и благочестие... нет благодати в Церкви Православной» [1, с. 332-333]. Думаю, что едва ли такое «исповедание» можно уравнять с Православным. Очевидно, Вы имели в виду нечто другое...
Благодарю за ремарку и вопрос!
1.Преосвященнейший Платон, архиепископ Костромской и Галичский. Сокращенное изложение догматов веры по учению Православной Церкви. М.: Изд. Лествица, 1999.