О старообрядцах

Алексей Михайлович здравствуйте.
Меня интересует такой вопрос. Мы, никонеане и старообрядцы исповедуем одну веру, обряд разный. Клятвы 1966-1967гг со старообрядцев сняты собором 1927г и
подтверждены собором 1971г, обряды признаны равноспасительными и равноблаготатными. Как будет рассматриваться переход из никонианства в старообрядческую Церковь? Будет ли это выглядеть, опредиляться как предательство по отношению к РПЦ МП? Если да, то почему?
С уважением Геннадий Иванович.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Геннадий Иванович!


Думаю, что ваше представление о старообрядчестве как минимум не полно. Так, если в 17 в. важнейшей отличительной особенностью «старообрядцев» являлось несогласие с церковной реформой патриарха Никона, что, собственно, и объединяло, и характеризовало этих людей именно как старообрядцев, то в более поздние времена данное движение изрядно трансформировалось, распалось на множество сект, включая противников не только отдельных изменений, связанных с указанной реформой, но также и догматов (отмечу, что иногда эти секты именуют не старообрядческими, а мнимо-старообрядческими). Так, например, для течения «беспоповщина» характерно отсутствие священников и большей части Таинств, а для «поповщины» — наличие незаконных «священников».

Напомню, что упорное сопротивление вероучительным истинам называется ересью. Что же касается религиозных общин, «признающих» вероучение, но всё же отделяющихся от Вселенской Православной Церкви в силу иных соображений, их называют раскольниками. Соответственно и (осмысленный) переход православного христианина в такие общины будет означать, что он — либо еретик, либо раскольник.

Благодарю за вопрос!
 
Здравствуйте, Геннадий Иванович!


Думаю, что ваше представление о старообрядчестве как минимум не полно. Так, если в 17 в. важнейшей отличительной особенностью «старообрядцев» являлось несогласие с церковной реформой патриарха Никона, что, собственно, и объединяло, и характеризовало этих людей именно как старообрядцев, то в более поздние времена данное движение изрядно трансформировалось, распалось на множество сект, включая противников не только отдельных изменений, связанных с указанной реформой, но также и догматов (отмечу, что иногда эти секты именуют не старообрядческими, а мнимо-старообрядческими). Так, например, для течения «беспоповщина» характерно отсутствие священников и большей части Таинств, а для «поповщины» — наличие незаконных «священников».

Напомню, что упорное сопротивление вероучительным истинам называется ересью. Что же касается религиозных общин, «признающих» вероучение, но всё же отделяющихся от Вселенской Православной Церкви в силу иных соображений, их называют раскольниками. Соответственно и (осмысленный) переход православного христианина в такие общины будет означать, что он — либо еретик, либо раскольник.

Благодарю за вопрос!


Спасибо за ответ Алексей Михайлович, но я не согласен с тем, что тот, кто осмысленно переходит к старообрядцам еретик или раскольник. Неужели Вы думаете,что расхождение между современными никонианами и старообрядцами,
после того как с них сняли клятвы 1966-67гг, признали равноспасительность старых
обрядов, признание двуперстного крестного знамения,- осталось в силе? Я думаю,
что дело совсем в другом, а именно в поведении и отсутствии любви к пасомым у
клира, примеров этому множество. Да и митрополит Илларион (Алфеев), который
занимается старообрядцами в МП, не утверждает, что старообрядцы еретики.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Геннадий Иванович!
я не согласен с тем, что тот, кто осмысленно переходит к старообрядцам еретик или раскольник. Неужели Вы думаете,что расхождение между современными никонианами и старообрядцами,
после того как с них сняли клятвы 1966-67гг, признали равноспасительность старых
обрядов, признание двуперстного крестного знамения,- осталось в силе? Я думаю,
что дело совсем в другом, а именно в поведении и отсутствии любви к пасомым у
клира, примеров этому множество. Да и митрополит Илларион (Алфеев), который
занимается старообрядцами в МП, не утверждает, что старообрядцы еретики.
Ваше недоумение — понятно. Дело в том, что Вы невнимательно прочитали контекст: «Напомню, что упорное сопротивление вероучительным истинам называется ересью. Что же касается религиозных общин, «признающих» вероучение, но всё же отделяющихся от Вселенской Православной Церкви в силу иных соображений, их называют раскольниками. Соответственно и (осмысленный) переход православного христианина в такие общины будет означать, что он — либо еретик, либо раскольник». В данном пассаже я выделил два типа современных религиозных общин: те, в которых заведомо нарушаются (отрицаются) догматы, исповедуемые Вселенской Православной Церковью, и те, которые отграничиваются от Вселенской Церкви в силу иных соображений (см. выше).

Что же касается затронутых реформой Патриарха Никона обрядов, отмечу, что и часть почитаемых Русской Православной Церковью святых не были чужды тех или иных обрядовых традиций, смутивших в свое время реформатора. Понятное дело, что мы не называем их ни еретиками, ни раскольниками.

Но есть и другие примеры. Вот, скажем, что, по наблюдению архиепископа Костромского и Галичского Платона, утверждают о важнейших положениях христианского делания представители одного из течений, ассоциирующегося с мнимым старообрядчеством, а именно — «беспоповцы»: «довольно ко спасению двух Таинств: Крещения и Покаяния; без прочих можно обйтись; а для принятия в старообрядчество нужно перекрещивать православных... Священства на земле нет уже... Брака уже нет, потому что нет священника... Брак есть самое великое беззаконие... С 1666 года воцарился в Церкви антихрист или богоборный дух отступления, который истребил в ней православие и благочестие... нет благодати в Церкви Православной» [1, с. 332-333]. Думаю, что едва ли такое «исповедание» можно уравнять с Православным. Очевидно, Вы имели в виду нечто другое...

Благодарю за ремарку и вопрос!

1.Преосвященнейший Платон, архиепископ Костромской и Галичский. Сокращенное изложение догматов веры по учению Православной Церкви. М.: Изд. Лествица, 1999.
 
Спасибо за разъяснения Алексей Михайлович.
Дело в том, что читая старообрядческих авторов и вникая в их доводы, понимаешь их
правоту, а когда обратился к нашим священникам за разъяснением то в лучшем случае
уходят от ответа или ответят на самый простой один вопрос. В худшем, как очень
уважаемый мной батюшка, в шестом поколении, не ответил ни на один вопрос, а только
называл предательством мой интерес к этой проблеме. Ну и естественно, что после
такого отношения, мои симпатии выросли к старообрядцам. У них порядка и уважения
к своим прихожанам больше чем у нас, современных никониан.
 
Сверху